Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 

Популярные статьи

Партнеры

200x300  

Рекомендуем

Приключения Колобка-1

 

35232254-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-1-klassa-v-2-h-chast-35232254

 

35479928-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-2-klassa-v-2-h-chast-35479928

 

Денис-изобретатель

 

Большие открытия маленького львенка

 

57151095-aleksandr-kislov-242-tretiy-glaz-ili-kak-razvit-sistemno-funkcion-57151095

 

Страна загадок

 

57145785-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-dlya-izuchauschih-triz

 

57153148-aleksandr-kislov-24203758-novye-zadachi-dlya-izuchauschih-triz-57153148

 

57145780-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-v-stihah-dlya-izuchauschih-triz

 

Обложка ДАРИЗ

 

Простейший алгоритм решения открытых задач

Модель КлещиОдной из основных задач ТРИЗ-педагогики является формирование у детей умения решать открытые задачи, проблемные ситуации. В настоящее время разработаны различные варианты адаптированного алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ), разной степени сложности, доступные детям дошкольного и школьного возраста.

В этой статье предлагаю всем начинающим ТРИЗовцам познакомиться с простейшим алгоритмом, который будет понятен даже малышам. Это модель процесса решения проблемной ситуации, разработанная Николаем Хоменко, мастером ТРИЗ, автором ОТСМ (Общей Теории Сильного Мышления).

Технология условно названа «Клещи», потому что она позволяет приближаться к решению с двух сторон до тех пор, пока проблема не будет решена. Проблемная ситуация, взятая в «Клещи» позволяет переформулировать ее в задачу, отвечая на три вопроса: «Что есть?», «Чего хочу?», «Что мешает?» (или «Почему не могу?»).

 

Большие открытия маленького львенка

Давайте рассмотрим действие модели на примере одной из сказок книги «Большие открытия маленького львенка» Владимира Богат. (Ознакомиться с фрагментом книги и приобрести ее в электронном формате можно ЗДЕСЬ)

«…я вот думаю, как же птицы не тонут, когда пьют? … ведь когда я хочу пить, я просто лакаю воду языком, а птицы не могут лакать и для того, чтобы напиться, им нужно будет окунуть голову в воду, а так можно и захлебнуться».

«Значит, им не нужно окунать голову в воду»,- рассудительно сказала черепаха.  «Как же тогда птичка сможет напиться?»- не отставал маленький львёнок.  «А ты подумай»,- сказала умная черепаха и нырнула в воду. Когда она показалась на середине озера, львёнок сидел на берегу,  и думал: «И все-таки, как же птичке попить?»

 

Шаг 1: «Что есть?». Это описание исходной ситуации с обозначением плюсов и минусов.
Есть озеро с чистой питьевой водой (хорошо) и птички, которые хотят пить, но не умеют лакать. Если только клюв опустят в воду – просто замочат его, а опустить всю голову – захлебнутся. Это плохо.

 

Шаг 2: «Чего хочу?» Это описание наилучшего выхода из проблемной ситуации или ИКР -идеального  решения. Что бы мы сказали, если бы у нас была волшебная палочка?
Вода САМА вливается в животик птицы.

 

Шаг 3: «Что мешает?». Выясняем – почему вода не может САМА влиться в живот птицы. Здесь нужно поразмышлять, это небольшая исследовательская работа – где, когда, при каких условиях вода может литься как будто бы САМА? (За всем, что, как кажется, происходит само, каким-то «волшебным» образом, что-то стоит: механизм, законы природы и др.) Льется дождик, вода из крана, водопад и т.д. Находим нечто общее – вода всегда льется сверху вниз. А когда птичка наклоняет голову, чтобы попить, то воде нужно литься вверх.

Выходим на противоречие: вода должна литься вверх, чтобы попасть птичке в горлышко и затем в живот, но она льется только вниз, потому что такова реальность, закон природы.

 

Шаг 4: Ищем возможные решения, при необходимости уточняя условия задачи для рассматривания имеющихся в условии ресурсов: птицы, воды, окружающего.

Если ребенок предлагает втягивать воду, как люди, то предложите ему попить и обратить внимание на то, за счет чего вода втягивается в рот – мы наклоняем стакан (а озеро или лужу не наклонить), вытягиваем губы трубочкой (а клюв у птиц твердый, не может принимать другую форму), втягиваем щеки (а у птиц щек нет).

Что может сделать птица? Она может зачерпнуть клювом немного воды, но и в этом случае вода просто останется в клюве или вытечет вниз. Как птица может изменить направление – не снизу вверх, а сверху вниз, для того, чтобы вода потекла в горло? Подняв голову!

IMG_4944
Можете провести эксперимент, изготовив модель птицы из пластиковой бутылки и ложечек, изображающих клюв. (Между ложечек поместить небольшой кусочек ластика и закрепить скотчем. По окружности горлышка вставить пластилиновую колбаску, которая закрепит конструкцию из ложек. Схематично изобразить глаза и крылья.) Предложите ребенку аккуратно, не опуская «голову» птички в емкость, зачерпнуть воду и поднять бутылку вертикально, вливая воду в «живот».

 

Шаг 5: Проверяем решение по критериям:
- гуманность: не причиняет ли оно вред,
- реализуемость: возможно ли это решение воплотить,
- приближенность к ИКР, насколько оно «дешево»,
- наличие/отсутствие больших минусов.

 

Только после того, как будет найдено хотя бы одно приемлемое решение, можно поискать контрольный ответ на задачу. В книге контрольных ответов нет, поэтому придется прибегнуть к сторонним источникам. Самое быстрое, конечно, интернет. Но, возможно, вы обратитесь к энциклопедии, или сходите в библиотеку, или позвоните бабушке, которая держит кур (знакомьте детей с разными способами получения информации).

И здесь вас ждет большое удивление! Большинство птиц действительно пьют, запрокидывая голову. Но голуби и еще некоторые птицы, оказывается, умеют втягивать воду! Не вдавайтесь в физиологические подробности, скажите ребенку, что так устроено их горлышко и клюв.

Видео, на котором хорошо видно, как первая птичка (похожа на свиристель, но не уверена) и сорока запрокидывают голову при питье, а голуби пьют, не вынимая клюва из воды: ЗДЕСЬ

Конечно, если у вас растет маленький исследователь, которому непременно захочется узнать, КАК у голубя получается втягивать воду, вам не обойтись без исследовательской работы и новых экспериментов.

 Клещи

Модель «Клещи» еще называют технологией трех вопросов: «Есть-Хочу-Мешает». Ее можно широко применять для решения любых проблемных или конфликтных ситуаций. В качестве упражнений используйте бытовые, игровые ситуации, художественную литературу, мультфильмы. Читая детское произведение или просматривая мультики, делайте остановки, предлагайте ребенку найти собственное решение, а затем, продолжив чтение или просмотр, сравнивайте – какое решение нашли персонажи, отличается ли оно от вашего, какое из решений ваше или героев произведения наиболее приближено к ИКР.

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>