ТРИЗ или не ТРИЗ? Вот в чем вопрос
Периодически сталкиваюсь с радостными восклицаниями родителей и своих коллег педагогов-дошкольников: «О! Так мы, оказывается, уже давно ТРИЗ занимаемся! Просто мы не знали, что это ТРИЗ!» Услышав/прочитав знакомое упражнение или прием, человек почему-то сразу начинает думать, что вот это и есть ТРИЗ. Все так просто, оказывается! Давайте разберемся, действительно ли все так просто? Действительно ли, раскладывая картинки «Что сначала, что потом» и подбирая антонимы с 3-4-летками, можно сказать, что человек использует ТРИЗ-технологию.
Всем известные шнуровочницы и вкладыши, которые сейчас есть во всех детских садах и в каждой семье, когда-то придумала Мария Монтессори. Но почему-то никто на этом основании не считает, что «работает по Монтессори». Все понимают, что Монтессори-педагогика не ограничивается одними вкладышами и шнуровочницами. Это технология, обладающая своими целями и задачами, средствами и подходами, арсеналом игрушек и специфических приемов. Некоторые пособия и игрушки зачастую переходят в наши групповые и детские, но сами по себе они не отражают всю философию Монтессори-педагогики.
ТРИЗ-педагогика – это целостная технология, СИСТЕМА. Соответственно, она имеет и свою цель, на которую направлена деятельность ТРИЗ-педагога. А общая цель, конечный результат, на который мы ориентируемся – воспитание творческой личности, способной легко адаптироваться в нашем быстроменяющемся мире, способной решать сложные задачи в различных областях человеческой деятельности средствами и методами ОТСМ-РТВ-ТРИЗ. Процесс достижения этой цели, как минимум, должен быть направлен на подготовку и освоение этих средств и методов.
Почему же мы не пользуемся исключительно специфическим инструментарием ТРИЗ? ТРИЗ-педагогика формируется, развивается, углубляется — постепенно, прослеживая истоки того или иного необходимого умения во все более раннем возрасте. И некоторые аспекты, игры, упражнения, пособия, уже имеющиеся в традиционной педагогике, очень органично начинают входить в арсенал ТРИЗ-педагогики, так как позволяют решать определенные задачи на определенном возрастном этапе. Они помогают нам встраивать принципы ТРИЗ-педагогики в повседневную воспитательно-образовательную деятельность (держа в уме основную цель), но вовсе не «делают» ТРИЗ-педагогику и не являются ее основой.
ТРИЗ-педагог «видит» всю картинку: сейчас мы учимся последовательно раскладывать карточки (развиваем причинно-следственный стиль мышления) плюс выделяем части объектов и знакомимся с классификациями; на следующем этапе познакомлю с функцией объектов и мы начнем прослеживать их эволюцию по системным горизонталям и рассматривать по системным вертикалям; потом начнем осваивать «Волшебный телевизор» (системный оператор) и т.д. То есть, образно говоря, «строим дом, начиная с фундамента, а не с крыши». Или, другими словами, — придерживаемся дидактических принципов и возрастных психофизиологических особенностей детей в освоении инструментария ТРИЗ.
Если держать направление на цель, — воспитание творческой личности, способной быстро адаптироваться в быстроменяющемся мире и способной решать сложные задачи в различных областях человеческой деятельности, — то обучение перестает быть хаотичным. Ведь не секрет, что многие родители постоянно мечутся в поисках самой эффективной технологии, секретных «фишечек» и экзотических методов, упуская зачастую самое главное — а зачем это нужно? Вы хотите СЕЙЧАС интересно и полезно поиграть с ребенком, или интересная игра – это очередной шаг к великой цели: формирование качеств и мышления зрелой творческой личности.
Нет ничего плохого в том, чтобы иногда отклониться от прямого пути ради интересной сиюминутной деятельности. «Человек рождается жить, а не готовиться к жизни» (Б.Пастернак). Это замечательно, когда человек чем-то увлечен и получает удовольствие от того, чем занимается. Но когда он знает, куда идет, то любую деятельность будет осуществлять с позиции своей цели и видеть допустимые границы отклонения.
Общая цель ТРИЗ-педагогики очень глобальна. Идти к этой цели и достигнуть результата можно разными путями – с ТРИЗ или без. ТРИЗ-педагогика, включающая в себя 4 больших блока (ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-ТРТЛ) предоставляет свои, специфические приемы, методы, средства и подходы к процессу обучения. Можно ориентироваться на отдельные блоки, тогда и цель будет немного другая, более конкретная: «Развитие творческого воображения средствами РТВ-ТРИЗ», «Формирование навыков сильного мышления на базе ОТСМ-РТВ-ТРИЗ» и т.д. Но специфика технологии должна прослеживаться. Сами по себе игры и упражнения традиционной педагогики не имеют отношения к ТРИЗ.
Добавить комментарий