Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 

Хочу знать больше

Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

email рассылки
ВНИМАНИЕ! Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Популярные статьи

Партнеры

200x300  

Рекомендуем

29189590-anatoliy-gin-triz-pedagogika-uchim-kreativno-myslit

 

Страна загадок

 

Занятия по ТРИЗ С.Гин

 

Денис-изобретатель

 

Большие открытия маленького львенка

 

Приключения Колобка-1

 

Волшебный экран (системный оператор)

«Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель – сложная, динамичная, диалектически развивающаяся» Г.С.Альтшуллер

Системный подход к окружающему миру – это умение видеть, воспринимать и представлять как единое целое систему со всеми ее связями, изменениями в сочетании разных подходов.

«Волшебный экран» — девятиэкранка – это компактный вариант четырех  взаимодополняющих подхода к восприятию мира:

1. Компонентный подход: изучает состав системы и частью чего она является (вертикальная трехэкранка – система, ее подсистема и надсистема: родовая-классификация, и по месту расположения)

СО-3

2. Функциональный подход – определяет функцию системы, а так же ее под- и над-систем

СО-4

3. Генетический подход – изучает этапы становления, развития, иногда замены одной системы другой.

СО-5

4. Структурный подход – это взаимное расположение подсистем и связи между ними в пространстве и во времени.

СО-6

 

В итоге наш «Волшебный экран» может выглядеть так:

СО-7

 

Используя «Волшебный экран», можно с ребенком изучить «жизнь» любого предмета, процесса, явления.

Возьмите листок бумаги, начертите линиями 3, 6 или 9 экранов, в зависимости от объема знаний, которые вы хотите закрепить или с которыми  познакомить ребенка и, схематично рисуя, придумывайте сказку или рассказ.

Вот пример одной такой сказки о Дереве (используется Шестиэкранка)

Береза

«Жило-было… (рисуем в центральном окошке силуэт Дерева) Дерево. Оно было… каким? Да, высоким, зеленым, здоровым, цветущим. Какие ты знаешь деревья? (береза, дуб, ива, и др.) А как называется наше дерево? Хорошо, наша сказка будет о Березе.

Береза очень гордилась собой, потому что знала, что она – одна из самых главных обитателей. (Определяется функция) Своими листочками береза поглощает углекислый газ и выделяет кислород, которым дышит все живое на Земле. А еще из ее древесины делают разные нужные вещи. Как называются вещи, сделанные из дерева? (деревянные) Какие ты знаешь деревянные вещи? …

Береза не любила быть одна, поэтому жила там, где было множество других деревьев. Как ты думаешь, где росла наша Березка? (определяем надсистему: в лесу, в парке и т.п. – схематично рисуете несколько деревьев в среднем верхнем окошке). Как все деревья можно назвать одним словом? Деревья – это… (растения).

Березка очень гордилась своим крепким, очень красивым стволом (определяем подсистему: части дерева – рисуем в среднем нижнем окошке). Какой ствол у березы? Белый с черными  полосками. А чем еще гордилась Береза? (ветвями – какими? Длинными, гибкими; листьями – сочными, зелеными, резными; корнями – крепкими, умеющими добывать воду; сережками – это ее цветы, легкими, пушистыми и т.п.)

По ночам, когда лес засыпал, Береза в самых интересных снах видела свое детство. Она тогда была маленьким… саженцем – от слова «сажать»  (рисуем саженец в левом среднем окошке – прошлое системы).  

Березе не верилось, что ее ствол был таким тоненьким, что едва не сломался от сильного ветра (определяете прошлое подсистемы – рисуете в левом нижнем окошке). А какими были ее ветви, корень? Что угрожало Березе, когда она была еще саженцем? (корень мог замерзнуть зимой, молодые листочки могли объесть гусеницы, ствол могли сломать озорные мальчишки и т.п.)

Хорошо, что саженец был не один, их было много, и большие деревья заботливо защищали маленькие саженцы от ветра и мороза — укрывали землю своими листьями, которых у взрослых деревьев много (определяете прошлое надсистемы – рисуете маленькие и большие деревья)»

Из личного опыта: работая с экранами, нужно тщательно продумывать, какую систему (объект) вы предложите ребенку для рассмотрения или какими экранами ограничитесь. Например, не очень хорошо рассматривать в полной девятиэкранке взрослое животное – как будет определено будущее системы? Смерть животного, чучело, шуба… Конечно, при ознакомлении дошкольников с особенностями живых организмов, мы говорим, что все живое — рождается, дышит, питается, растет, размножается, и умирает, превращаясь в новую систему, но стоит ли акцентировать внимание на этом аспекте? На мой взгляд, лучше брать либо детеныша (но опять-таки, обычно берется объект, прошлое которого наглядно и понятно для ребенка – цыпленок, черепашонок (яйцо), головастик, малек (икра) и т.п.), либо ограничиться шестиэкранкой.

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>