Волшебный экран (системный оператор)
«Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель – сложная, динамичная, диалектически развивающаяся» Г.С.Альтшуллер
Системный подход к окружающему миру – это умение видеть, воспринимать и представлять как единое целое систему со всеми ее связями, изменениями в сочетании разных подходов.
«Волшебный экран» — девятиэкранка – это компактный вариант четырех взаимодополняющих подхода к восприятию мира:
1. Компонентный подход: изучает состав системы и частью чего она является (вертикальная трехэкранка – система, ее подсистема и надсистема: родовая-классификация, и по месту расположения)
2. Функциональный подход – определяет функцию системы, а так же ее под- и над-систем.
В ТРИЗ функция объекта формулируется своим, специфическим языком (подробнее смотрите в статье «Функциональное мышение«). Но на самом первом, ознакомительном этапе можно называть функции объектов бытовым языком, так как главная задача — дать общее представление о назначении, выполнении определенной работы или работ любой рассматриваемой системой и ее частями.
3. Генетический подход – изучает этапы становления, развития, иногда замены одной системы другой. В отличие от исторического подхода — простой констатации изменений объекта во времени, — генетический анализ рассматривает объект как функциональную систему, изменения которой зависят от потребностей и удобства для человека.
4. Структурный подход – это взаимное расположение подсистем и связи между ними в пространстве и во времени.
В итоге наш «Волшебный экран» может выглядеть так:
Используя «Волшебный экран», можно с ребенком изучить «жизнь» любого предмета, процесса, явления.
Возьмите листок бумаги, начертите линиями 3, 6 или 9 экранов, в зависимости от объема знаний, которые вы хотите закрепить или с которыми познакомить ребенка и, схематично рисуя, придумывайте сказку или рассказ.
Вот пример одной такой сказки о Дереве (используется Шестиэкранка)
«Жило-было… (рисуем в центральном окошке силуэт Дерева) Дерево. Оно было… каким? Да, высоким, зеленым, здоровым, цветущим. Какие ты знаешь деревья? (береза, дуб, ива, и др.) А как называется наше дерево? Хорошо, наша сказка будет о Березе.
Береза очень гордилась собой, потому что знала, что она – одна из самых главных обитателей. (Определяется функция) Своими листочками береза поглощает углекислый газ и выделяет кислород, которым дышит все живое на Земле. А еще из ее древесины делают разные нужные вещи. Как называются вещи, сделанные из дерева? (деревянные) Какие ты знаешь деревянные вещи? …
Береза не любила быть одна, поэтому жила там, где было множество других деревьев. Как ты думаешь, где росла наша Березка? (определяем надсистему: в лесу, в парке и т.п. – схематично рисуете несколько деревьев в среднем верхнем окошке). Как все деревья можно назвать одним словом? Деревья – это… (растения).
Березка очень гордилась своим крепким, очень красивым стволом (определяем подсистему: части дерева – рисуем в среднем нижнем окошке). Какой ствол у березы? Белый с черными полосками. А чем еще гордилась Береза? (ветвями – какими? Длинными, гибкими; листьями – сочными, зелеными, резными; корнями – крепкими, умеющими добывать воду; сережками – это ее цветы, легкими, пушистыми и т.п.)
По ночам, когда лес засыпал, Береза в самых интересных снах видела свое детство. Она тогда была маленьким… саженцем – от слова «сажать» (рисуем саженец в левом среднем окошке – прошлое системы).
Березе не верилось, что ее ствол был таким тоненьким, что едва не сломался от сильного ветра (определяете прошлое подсистемы – рисуете в левом нижнем окошке). А какими были ее ветви, корень? Что угрожало Березе, когда она была еще саженцем? (корень мог замерзнуть зимой, молодые листочки могли объесть гусеницы, ствол могли сломать озорные мальчишки и т.п.)
Хорошо, что саженец был не один, их было много, и большие деревья заботливо защищали маленькие саженцы от ветра и мороза — укрывали землю своими листьями, которых у взрослых деревьев много (определяете прошлое надсистемы – рисуете маленькие и большие деревья)»
Из личного опыта: работая с экранами, нужно тщательно продумывать, какую систему (объект) вы предложите ребенку для рассмотрения или какими экранами ограничитесь. Например, не очень хорошо рассматривать в полной девятиэкранке взрослое животное – как будет определено будущее системы? Смерть животного, чучело, шуба… Конечно, при ознакомлении дошкольников с особенностями живых организмов, мы говорим, что все живое — рождается, дышит, питается, растет, размножается, и умирает, превращаясь в новую систему, но стоит ли акцентировать внимание на этом аспекте? На мой взгляд, лучше брать либо детеныша (но опять-таки, обычно берется объект, прошлое которого наглядно и понятно для ребенка – цыпленок, черепашонок (яйцо), головастик, малек (икра) и т.п.), либо ограничиться шестиэкранкой.
Добавить комментарий