Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 
 

"КАЛЕЙДОСКОП МЫШЛЕНИЯ"
Kaleydoskop_myshlenia_A4

Хочу знать больше

Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

email рассылки
ВНИМАНИЕ! Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Свежие комментарии

Популярные

Рекомендуем

Большие открытия маленького львенка

 

Приключения Колобка-1

 

Приключения Колобка-2

 

Приключения Колобка-3

 

Занятия мл.гр.

 

С.Гин Занятия

Блоки Дьенеша в работе с детьми 2-3 лет

Ознакомление детей раннего возраста со свойствами предметов посредством логических блоков Дьенеша

Папукова Людмила Георгиевна,

воспитатель МБДОУ № 57  г.Мурманска

Папукова Л.Г. Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. Хотя малыши еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.  Поэтому основная задача – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.

С целью реализации этой задачи я провожу специальные игры по сенсорному развитию детей, предлагаю им самый универсальный дидактический материал – логические блоки Дьенеша, которые состоят из объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Для детей 2-3 лет использую игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.

Игра «Найди меня» (классификация по одному признаку).

Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:

- найди все фигуры красного (желтого, синего) цвета; найди все фигуры как эта по цвету (показываю фигуру и спрашиваю, какого она цвета);

- найди все фигуры в форме круга (треугольника, квадрата, прямоугольника); найти все фигуры как эта по форме (показываю и спрашиваю, какая она по форме);

- найти все маленькие (большие фигуры); найти все фигуры как эта по размеру (показываю и спрашиваю, какая она по размеру – большая или маленькая);

- найти все тонкие (толстые) фигуры; найти все фигуры как эта по толщине (показываю и спрашиваю, какая она по толщине – тонкая или толстая).

Более сложный вариант – найти не такие фигуры: все не красные, не круглые, не тонкие и т.д.

С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей использую «Волшебный мешочек»: в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь круглую (треугольную, квадратную) фигуру; тонкую или толстую фигуру, большой (или маленький) круг (треугольник, квадрат), тонкий (или толстый) треугольник (круг, квадрат).

Так же очень хорошо проводить эту игру с использованием маленького «сухого бассейна» для рук.  В небольшую емкость – кастрюлю, тазик, отрезанную нижнюю часть большого бутыля из-под питьевой воды, -  насыпать промытый и просушенный горох (или фасоль, рис, гречку), в который «закопать» фигуры. Игры с использованием «сухого бассейна» очень нравятся малышам, они доставляют большое удовольствие, способствуют развитию координации движений, производится нежный массаж рук, пальчики становятся более чувствительными.

Игра «Что изменилось».

Перед детьми выкладывают несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6), прошу внимательно рассмотреть и запомнить их. Потом считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» прошу закрыть глаза и убираю одну из фигур. Произношу считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» и прошу сказать, какой фигуры не стало. Когда дети уже хорошо справляются с заданием, усложняю его: фигурки не убираются, а меняются местами.

Игра «Какая фигурка лишняя».

Выкладываю три фигурки – две со схожими свойствами, а одна – отличающаяся. Например: два круга и один треугольник; две красные фигуры и одна – желтая; две тонкие и одна – толстая; две большие и одна – маленькая. Прошу назвать, какая фигура лишняя и почему.

Серия игр «Выложи картинку».

Для этих игр использую как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых используются все фигуры комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

(Карточки можно скачать и распечатать на цветном принтере)

Игра «Магазин».

Все фигуры раскладываются на «витрине». Это магазин, где продается самое вкусное «печенье». Дети по очереди выступают в роли продавца (покупатель – взрослый) в начале года, и покупателя (продавцом может быть и взрослый, и другой ребенок) в конце учебного года. Взрослый говорит: «Здравствуйте! Я хотела бы купить большое красное круглое печенье. Продай мне его, пожалуйста» Ребенок-продавец должен найти и «продать» именно то печенье, которое просит «покупатель».

 Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение.

 В результате к концу учебного года дети самостоятельно выделяют и называют цвет, форму, размер предметов, группируют и соотносят их по выделенным свойствам, свободно умеют выделить в предмете 3-4 признака.

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

5 комментариев к записи Блоки Дьенеша в работе с детьми 2-3 лет

  • Ирина сказал:

    Благодарю за такой интересный материал! Особенно про «сухой» бассейн понравилось :grin: :grin: Надо будет племяннику такое устроить :lol: Удачи вам!

  • Александра сказал:

    Все игры замечательные! Дома совершенно легко можно с ребенком играть. Можно и не фигуры. С сухими крупами так это вообще благодать.Моя доча до сих пор с удовольствием копается в сухом рисе просто сгребая в ладошечку и высыпая. Прям магия какая-то. :grin:

  • Елена сказал:

    Ирина и Александра, большое спасибо за отзывы! Действительно, эти игры можно проводить и на другом стимульном материале. Согласно разработанной Золтаном Дьенешом теории шести стадий изучения математики, нужно разнообразить материал, чтобы формировать способности к абстрактному мышлению у ребенка, пониманию алгоритма действий независимо от того, чем он играет.
    «Сухой бассейн» — это действительно магия :razz: Попробуйте сами опустить руки в такой бассейн — это непередаваемые ощущения! Использовать его можно и без дидактической цели (найти какую-то конкретную фигуру или игрушку), а просто для массажа рук, развития чувствительности пальчиков. Например, закопать маленькие игрушки от Киндер-сюрпризов и попросить ребенка найти и их.

  • Виктория сказал:

    Ура !
    Нам привезли блоки Дьенеша.
    Сыну 2,8, вчера с удовольствием складывал башни и невероятные конструкции, которые временами разваливались.
    Точно могу сказать, возможности в обучении безграничны.
    Елена, мы узнали про них благодаря Вам.
    Большое спасибо.
    И горох сегодня намыли :)

  • Елена сказал:

    Благодарю Вас, Виктория, за комментарий! Очень рада, что Вы «открыли» для себя Блоки Дьенеша. Это действительно очень интересное и необычайно полезное обучающее пособие.
    Ну, а с магией «сухого бассейна» вы и сами скоро познакомитесь :razz:
    Желаю успехов и интересных занимательных игр вашему сынишке! :razz:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>