Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 

Популярные статьи

Партнеры

200x300  

Рекомендуем

Приключения Колобка-1

 

35232254-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-1-klassa-v-2-h-chast-35232254

 

35479928-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-2-klassa-v-2-h-chast-35479928

 

Денис-изобретатель

 

Большие открытия маленького львенка

 

57151095-aleksandr-kislov-242-tretiy-glaz-ili-kak-razvit-sistemno-funkcion-57151095

 

Страна загадок

 

57145785-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-dlya-izuchauschih-triz

 

57153148-aleksandr-kislov-24203758-novye-zadachi-dlya-izuchauschih-triz-57153148

 

57145780-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-v-stihah-dlya-izuchauschih-triz

 

Обложка ДАРИЗ

 

Системный оператор (полиэкран) для малышей

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.

Использование полиэкрана, основанного на инструменте ТРИЗ «системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование системного оператора формирует  «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер) Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.

Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их – задача взрослого, причем дать не приукрашивая прошлого и не упрощая его.

Настоящее осознается ребенком на основании анализа и обобщения, поэтому помощь взрослого в виде «выдачи» готовой информации о настоящем – не желательна.

Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.

В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран» (у некоторых авторов – «Волшебный телевизор»). Самый распространенный вариант – девятиэкранка, но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста. Для малышей используются «урезанные» варианты: Вертикальная трехэкранка, Горизонтальная трехэкранка, Шестиэкранка. Работа с Анти-системой и Не-системой в дошкольном возрасте, как правило, не используется.

 Что же представляет из себя «Волшебный экран»?

 ОС-1

 «Страшно» выглядит? :-) Но это только на первый взгляд. Давайте разберемся с терминами, рассмотрим их на примерах. (Нужно уточнить, что детей вовсе не обязательно «нагружать» этими терминами, но взрослым, направляющим процесс анализа ребенка, это необходимо)

Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что  любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей, обязательно само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.

Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система: Машина, подсистема: колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др.; система: Дождь, подсистема: туча, капли воды; система: Дерево, подсистема: корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т.д.) Подсистема тоже состоит из частей или элементов (например, Лист состоит из черенка, листовой пластины, прожилок и т.п.), но в дошкольном возрасте на этот уровень можно не выходить.  

Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т.п.)

Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее.

СО - лук

А три средних экрана на вертикальном уровне – подсистему и надсистему.

СО - лисенок

В следующей статье мы рассмотрим «Волшебный экран» более подробно.

Из личного опыта: работа с «Волшебным экраном» только на первый взгляд кажется сложной, непонятной и трудноосуществимой. На самом деле вовсе не требуется какой-то специальной подготовки и сложных материалов. Главное, чтобы системное, экранное видение было в голове у взрослого. А использовать можно даже словесно: например, Вы приехали с ребенком летом в деревню, и малыш с интересом рассматривает цыпленка. Присоединитесь! «Ой, какой желтенький комочек! Ты знаешь, кто это? Цыпленок! А что у него есть? (лапки, клювик, глазки, и т.п.) А чем он был раньше, откуда появился? Да, представляешь, из яйца вылупился вот такой цыпленок! А когда подрастет,  кем будет? (курицей или петухом). А давай посмотрим, где он живет? Как называется его домик? (курятник). А как же можно назвать одним словом цыпленка, курицу, петуха, кто они? (птицы или домашние птицы). Как видите, это не только очень просто, но и полезно: только за одно наблюдение ребенок получил полное представление о цыпленке. А при необходимости можно пользоваться любым листком бумаги и схематично рисовать на нем – здесь не важны ваши таланты художника, главное – зафиксировать процесс наблюдения, размышления, системного анализа.

Вспомнился один случай из личной практики – на прогулке с 3-4-х летними малышами мы рассматривали голубей, которые невдалеке расхаживали по земле. Когда назвали все видимые части голубя, я спросила: — А где же руки??? Дети внимательно присмотрелись и сказали, что рук нет… Я «подстегнула» их мышление: — Но как же без рук… Вот у нас же есть руки, а почему же у голубей нет? Может быть, они очень маленькие и мы их не видим? Малыши задумались, продолжая рассматривать голубей: может быть, руки под крыльями, или у них лапки вместо рук?… А одна девочка радостно воскликнула, невероятно обрадованная своей сообразительностью: — А у них ВМЕСТО РУК – КРЫЛЬЯ!

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>