Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 
 

"КАЛЕЙДОСКОП МЫШЛЕНИЯ"
Kaleydoskop_myshlenia_A4

Хочу знать больше

Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

email рассылки
ВНИМАНИЕ! Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Свежие комментарии

Популярные

Рекомендуем

Большие открытия маленького львенка

 

Приключения Колобка-1

 

Приключения Колобка-2

 

Приключения Колобка-3

 

Занятия мл.гр.

 

С.Гин Занятия

ТРИЗ для детей

ТРИЗ для детейМалыши с самого рождения выстраивают свою «картину мира» — активно познают окружающий мир, пытаются понять закономерности происходящего вокруг. ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ способствует не только развитию у детей компетентности, инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникативности, но и становлению взрослого: родителя, педагога, как творческой личности.

Основная цель ТРИЗ-педагогики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.


Вопросами «ТРИЗ и дошкольники» занимались такие педагоги как, Страунинг А.М., Нестеренко А.А., Самойлова О.Н, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е., Гуткович И.Я. и другие.
Поиск содержания, доступного для восприятия и понимания детей, привел к появлению «Сказочных задач» (С.Н. Ладошкина), игры с «Маленькими человечками» (Г.И. Иванов), Волшебников, в игре обучающих приемам разрешения противоречий (И.Н. Мурашковска); были разработаны отдельные методики создания творческого продукта: алгоритм сочинения загадок (А.А. Нестеренко), алгоритм придумывания метафор (Т.А. Сидорчук), приемы синтеза подвижных игр (М.С. Гафитулин, С.В. Сычев).

 

Технология ТРИЗ идёт от ребёнка – пусть гением будет ребёнок, лишённый стереотипов в своём понимании мира. Важно научить ребёнка так анализировать объекты, чтобы он мог самостоятельно устанавливать систему ориентиров, необходимых для правильного выполнения задания по данному кругу явлений.


Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить), творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения), личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций).

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

 

В использовании технологии ТРИЗ выделяют следующие этапы работы:

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? И др.

Цель второго этапа – учить ребенка фантазировать, изобретать. Например, придумать новый стул, удобный и красивый. Или как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачкой? И др.

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации.

Чтобы занятия проходили максимально эффективно, занимаясь и играя с детьми, необходимо придерживаться нескольких правил:

1. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: “Я и природа”; “Я и предметы”; “Я и другие люди”, “Я и Я”.

2. Все задания, способы ознакомления с противоречиями и приемами ТРИЗ по их разрешению преподносить в игровой форме, с использованием наглядного материала.

3. Общение и взаимодействие с ребенком должно строиться на следующих позициях:

– внимательно выслушивать ребенка, восхищаться каждой идеей;

– не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес ребенка;

– говорить не “правильно”, а “интересно”, “необычно”, “любопытно”, “здорово”, “отлично”, “удивительно”, “прекрасно”, “замечательно” и т.п.;

– учить ребенка возражать взрослому, другим детям, — доказывая, аргументируя, отстаивая свою позицию;

– использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

– сопровождать процесс общения только положительными эмоциями: радостью нового познания, открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой, самоутверждением, осознанием собственной значимости;

– поддерживать мотивы ребенка на участие в занятиях: самоутверждения, лидерства, личной пользы, помощи, общения, познания нового, созидания, игрового.

 

Помните, что каждый ребёнок, изначально талантлив и даже гениален, у него нет психологической инерции, сложившихся устоев, но его надо научить ориентироваться в современном мире, видеть и разрешать противоречия, приводить примеры и аргументы в доказательной беседе.

 

Из личного опыта: однажды я убедилась в реальном эффекте используемой технологии. В летний период так случилось, что у меня не забрали вовремя двух девочек: одну из моей группы, другою – из другой, но того же возраста (я работала в большом саду, где было по две группы одного возраста). Времени уже 19 часов, мы втроем на площадке, родителей в обозримом пространстве не видно. Говорю – «Ну, что ж, наверное ваши мамы немного задерживаются, давайте заходить в группу и пойдем к главному выходу. А то вдруг сторож нас не увидит и закроет в саду, что же мы делать тогда будем?». Девочка из соседней группы забеспокоилась, захныкала, а «моя», ни на секунду не задумавшись, выдает: «В окно вылезем». О! Я очень обрадовалась и поддержала: «Отлично! Но наша группа на первом этаже… Если мы вылезем, то как потом его закроем? Ведь если оставить открытым, может кто-нибудь влезть…» Девочка задумалась, обвела взглядом здание и предложила: «Тогда давайте со второго этажа выйдем, вон по той лестнице (эвакуационной)». «Хорошо! А как же мы дверь за собой закроем? Там ключ только внутри, в группе…» Девочка из соседней группы с интересом прислушивалась, но своих вариантов не предлагала. А «моя» выдвигала все больше и больше вариантов, пока наконец не нашла оптимальное – дойдем до телефона в холле и позвоним! И не думайте, что это было легко! Дети с телефоном в детском саду не взаимодействовали, сотовых тогда просто не существовало, да и стационарные не у всех были. Но она НАШЛА решение! :-)

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

2 комментариев к записи ТРИЗ для детей

  • Юлия сказал:

    Лена, большое спасибо за этот замечательный сайт. Вроде бы занималась с детьми, была в курсе их дел, но вот совместные занятия ТРИЗом принесли мне, как маме, много открытий. Дети открываются с неожиданной стороны. И эти занятия очень объединяют. А уж как весело!!! :grin:
    Благодарю.

  • Елена сказал:

    Юлия, благодарю за такие добрые и приятные слова в адрес сайта! :razz: Абсолютно согласна, что игры и упражнения ТРИЗ открываю много новых, неожиданных возможностей в ребенке. И очень важно сохранить их, не дать угаснуть.
    Теоретический ТРИЗ довольно труден для понимания, много «технических» терминов, но на деле все не так страшно, а очень даже интересно, просто и весело :razz: Я постараюсь, чтобы материалы сайта были доступны, увлекательны и полезны.
    Забавных путешествий по стране Фанталии, удивительных открытий и веселых минут Вам и вашим детям! :razz:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>