Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 
 

"КАЛЕЙДОСКОП МЫШЛЕНИЯ"
Kaleydoskop_myshlenia_A4

Хочу знать больше

Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

email рассылки
ВНИМАНИЕ! Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Свежие комментарии

Популярные

Рекомендуем

Большие открытия маленького львенка

 

Приключения Колобка-1

 

Приключения Колобка-2

 

Приключения Колобка-3

 

Занятия мл.гр.

 

С.Гин Занятия

Метод числовой оси (МЧО)

Уменьшалка-увеличивалка«Ну что ж, — сказала Алиса, — я так и сделаю. Если при этом я вырасту, то достану ключик, а если уменьшусь – пролезу под дверь… Она откусила от пирожка и с тревогой подумала: — Расту или уменьшаюсь? Расту или уменьшаюсь?»  Л.Кэрролл, Приключения Алисы в стране чудес.

Идея уменьшения или увеличения персонажей или предметов встречается во многих произведениях, и народных, и авторских: репка большая-пребольшая, Мальчик-с-пальчик, Гулливер (Дж.Свифт), приключения Карика и Вали (Ян Ларри), путешествие Нильса с дикими гусями (С.Лагерлеф), и др. При чтении художественных произведений обращайте внимание на подобные преобразования, обговаривайте, какими новыми положительными и/или отрицательными эффектами они сопровождаются. 

Помимо размера, каждый объект обладает различными параметрами (признаками), которые так же возможно увеличить или уменьшать. Объект условно помещается на числовую ось и производятся изменения выбранного признака в левую (уменьшение) или правую (увеличение) сторону. Изменение параметров объекта в сторону увеличения или уменьшения приводит к изменениям каких-то характеристик, качеств, свойств, иногда – и функции.

Числовая ось Подготовку к освоению Метода числовой оси можно начинать с 3 лет. Для начала подбирайте простые объекты, легко и понятно для ребенка преобразующиеся в большую или меньшую сторону. Например: ОЗЕРО. На озере можно купаться, ловить рыбу, плавать на лодке и т.п. Если озеро уменьшить, то получится лужа. Чем лужа отличается от озера?  Купаться в ней уже нельзя, лодочки можно пускать только маленькие, игрушечные, рыба не водится. А если озеро увеличить, то получится море. Чем море отличается от озера? Плавают большие корабли, лайнеры, есть прибой, приливы и отливы, живут медузы, большие рыбы, дельфины и т.д.

С другими играми и упражнениями, которые помогут подготовить малыша к освоению Метода числовой оси, можете ознакомиться в статье «Уменьшение-увеличение».

После 5 лет можно переходить к освоению Метода. Для наглядности используйте фантастическую машину Уменьшалку-увеличивалку (можете придумать свое название). Это может быть специально изготовленное пособие с использованием картинки самого объекта и пустых карточек/листочков бумаги, на которых ребенок будет рисовать объекты, полученные в результате преобразования, или схематические рисунки по каждому разбираемому объекту. В среднее окошко «помещаете» объект анализа. Выбираете параметр изменения (начинайте с размера), который можно обозначить устно или поместить схему Признака в нижней части корпуса машины. Сначала уменьшаете его и рассматриваете, что получилось, затем – увеличиваете.

Например:

Объект – бельевая веревка. Параметр – толщина.

Веревка средней толщины, используется для сушки белья, можно что-то перевязать, привязать к игрушечной машинке и др.

Уменьшаем толщину  — получаются нитки. Ими можно зашивать одежду, вышивать, пришивать пуговицы и др.

Увеличиваем толщину – получаем канат. С его помощью пришвартовываются корабли, используют как спортивный инвентарь, и др. МЧО-веревка

Можно рассмотреть другой параметр – длину.

Измеряете имеющуюся у вас веревку. Предположим, 3 метра. Для чего и как вы можете ее использовать?

Уменьшаете – кусок бельевой веревки в 1 см как можно использовать?

Увеличиваете – кусок веревки, которым можно обернуть весь Земной шар. Как можно использовать такую веревку?

Когда ребенок поймет суть метода и научится легко производить одно действие по уменьшению и увеличиванию параметра объекта, можно переходить к полному алгоритму (учитывая, конечно, возраст и уровень доступных знаний и понимания ребенка).

Алгоритм работы по методу числовой оси:

Действие 1: Выбрать объект анализа

Например: настольная лампа.

Действие 2:  Выбрать изменяемый параметр этого объекта

Например: размер.

Действие 3: Уменьшить значение параметра. Проследить последствия

→фонарик (новые свойства и возможности использования) →подсветка в брелоке → фосфорная капелька в компасе или часах →…

Действие 4: Продолжать уменьшение до 0. Рассмотреть предельные последствия

…→мерцающая бусинка-бисермелкая звездочка, видимая невооруженным глазом с Земли светящийся планктон (одноклеточный).

Действие 5: Увеличить значение параметра. Проследить последствия.

→люстра →прожектор →маяк →солнце, видимое  с Земли→…

Действие 6: Продолжать увеличение до бесконечности. Рассмотреть предельные последствия

…→Солнце в своем размере →сверхновая звезда →туманность →вся Вселенная из света, световых волн.

Действие 7: Рассмотреть влияние изменений на другие объекты

Интересно, что этот рукотворный объект – настольная лампа, -  и в самом маленьком, и в самом большом своем значении выходит на природный мир.

При изменении размера настольной лампы функция рукотворных объектов, полученных в результате преобразования, не изменяется: производит свет, но изменяются его характеристики. Уменьшение может пригодиться при необходимости локального освещения небольшого участка пространства. Увеличение – для большей освещенности пространства.

 МЧО-лампа

Чаще всего изменяют такие параметры как РАЗМЕР, ВРЕМЯ, СТОИМОСТЬ. Этот вариант Метода числовой оси получил название Оператор РВС.

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>