Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 
 

"КАЛЕЙДОСКОП МЫШЛЕНИЯ"
Kaleydoskop_myshlenia_A4

Хочу знать больше

Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

email рассылки
ВНИМАНИЕ! Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Свежие комментарии

Популярные

Рекомендуем

Большие открытия маленького львенка

 

Приключения Колобка-1

 

Приключения Колобка-2

 

Приключения Колобка-3

 

Занятия мл.гр.

 

С.Гин Занятия

Метод снежного кома (МСК)

МСК«Сделайте одно, только одно фантастическое допущение, а затем стройте действие в строгом соответствии с логикой…»    

Айзек Азимов

Метод снежного кома (МСК) способствует развитию причинно-следственного мышления и помогает создавать литературные сюжеты. Суть метода – в «одном допущении», фантастической или нереальной идеи, вокруг которой накручиваются слои реальности.

Фантастическая идея является маленьким «снежным комком», который развивается, обрастая подробностями, в условиях нашего реального мира, преобразуя привычные и знакомые нам области жизни, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Каждый слой реальности будет создавать свои необычные ситуации, основываясь на изменениях предыдущих слоев в соответствии с влиянием исходной идеи.

По этому принципу написано очень много фантастических произведений, волшебных сказок, занимательных историй.

Сюжет повести Беляева «Человек-амфибия» разворачивается вокруг фантастической идеи о том, что главному герою – Ихтиантру, в детстве были вживлены акульи жабры.

В повести-сказке Л.Лангина «Старик Хоттабыч», в обычной жизни советского пионера внезапно появляется джинн, просидевший в кувшине три с половиной тысячи лет и освобожденный Волькой Костыльковым из заточения. Благодарный джинн окружает своего спасителя чудесами и неожиданными, не всегда приятными, ситуациями.

Для самых маленьких – серия рассказов Эдуарда Успенского про девочку Веру и обезьянку Анфису, которую принес папа для своей дочки. Анфиса участвует в повседневных делах своей маленькой хозяйки и даже посещает детский сад.

Метод снежного кома – отличный тренажер для формирования и осмысления системных взаимосвязей реальной жизни. Любая реализованная идея вносит какое-то изменение в окружающий мир. Как утверждает основатель ТРИЗ Г.С.Альтшуллер, идеи не существуют сами по себе, отдельно от окружающего. Умение выявить изменения, вызванные реализуемой идеей, определить степени влияния, которые они окажут на человека и его окружение, будет способствовать высокому уровню прогнозирования результатов своей деятельности.

 Алгоритм работы по Методу снежного кома:

Действие 1: Выбрать исходную ситуацию или исходный объект.

Например: палеонтологи находят окаменелые яйца динозавров.

Действие 2: Сформулировать исходную фантастическую идею, которая и станет «маленьким снежным комочком», на который будет накручиваться вся ситуация.

Например: яйцо динозавра не окаменело, зародыш погрузился в анабиоз, а при создании подходящих условий ожил и стал развиваться.

Действие 3: Произвести исходное изменение прототипа, то есть допустить, что идея уже реализовалась. Тем самым получить фантастическую ситуацию ФС1.

Это – начало рассказа, истории. Опираясь на СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР, рассматриваем прошлое системы, — как могла возникнуть эта ситуация.

Например: ученый-палеонтолог на летние каникулы взял с собой в экспедицию своего сына. Собирая хворост для костра, мальчик находит необычное яйцо, из которого раздаются странные звуки. Он позвал отца, который определил, что это яйцо гетеронтозавра, которое самым невероятным образом сохранилось живым и, вероятно, скоро на свет появится детеныш одного из самых маленьких динозавров.

(Для того, чтобы ваша история не стала слишком страшной или жестокой, при фантазировании с ребенком выбирайте наиболее подходящие варианты. Так, гентеронтозавр – это травоядное животное величиной с курицу, которое не повлечет каких-то ужасающих ассоциаций)

Динозаврик

Действие 4: Ввести измененную ситуацию ФС1 в реальные жизненные условия Р1 и получить новую фантастическую ситуацию: ФС1+Р1=ФС2.

Мальчик с отцом переносят яйцо в палаточный лагерь и создают условия для сохранения и развития детеныша (описать, какие и как). Через несколько дней появляется маленький динозаврик.

Действие 5: Ситуацию ФС2 поместите в новые реальные условия Р2 и получите следующий фантастический результат: ФС2+Р2=ФС3.

Детеныша привозят в город, что бы понаблюдать за его развитием. Продолжайте путешествовать по экранам системного оператора: какие условия были созданы (подсистема), как питомец вписался в окружающую среду (надсистема-место обитания), возможно, в доме есть еще животные – как они взаимодействовали, и т.д.

Действие 6: Последовательно, шаг за шагом, рассматривайте последствия полученных изменений реальности, переходя от одной области действительности к другой. Порядок переходов диктуется самой ситуацией.

Помещайте динозаврика в различные ситуации, которые могут возникнуть: как малыша водили на прогулки; возможно, мальчик привел его в школу после каникул, когда никто не поверил сочинению «Как я провел лето», и т.д.

Продумайте окончание рассказа (или сюжета, если вашему ребенку понравится сочинять истории про динозаврика и получится целая серия небольших рассказов) – желательно попутно приучать ребенка к структуре составления рассказа: завязка, основная часть, окончание.   

 

Фантазировать по Методу снежного кома можно начинать с ребенком от 3,5-4 лет, постепенно усложняя.

Сначала вводите относительно простые фантастические ситуации и предложите подумать – что получится? Можно использовать идеи из знакомых сказок, или применительно к бытовым ситуациям.

Например: Вот бы у бабушки в огороде выросла такая большая репка! Интересно: как такое может быть? (вопрос о причине задавайте ребенку старше 4-4,5 лет). Что бы произошло? Как бы мы ее вытащили, как использовали, как хранили или с кем поделились, и т.п.? А как изменилась бы наша жизнь, если бы придумали такое удобрение для супер-роста овощей, и все овощи вырастали такими большими?

В быту: А если бы всю обувь стали делать на колесиках, как ролики? Как бы мы ходили по квартире (домашние тапочки тоже на колесиках), в магазин, в детский сад? Какие ситуации бы произошли, что хорошего и что плохого в таком новшестве?  

Когда ребенок научится легко включать необычные или фантастические идеи в реальную окружающую жизнь, приступайте к составлению небольших творческих рассказов, показывая, как экраны системного оператора помогают составить сюжетную линию, подсказать и раскрыть некоторые возможные ситуации, развить сюжет.

 

Поделитесь в комментариях вашими фантастическими историями о приключении динозаврика.

Если ваш ребенок еще слишком мал, попробуйте просто пофантазировать с опорой на Метод снежного кома – предложите включить в вашу повседневную жизнь какой-то необычный или сказочный элемент. Поделитесь своими историями!

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>