Фантастическое вычитание
Суть метода «Фантастическое вычитание» сводится к тому, что из окружающего нас мира вычитается (удаляется, изымается) какой-то элемент. Этим элементом могут быть: предмет, процесс, идея, свойство, закон.
Развитие сюжета на основе Фантастического вычитания можно встретить в различных сказках, мифах, художественных и фантастических произведениях:
- Мифы древней Греции: Циклоп – человекоподобное существо, великан с одним глазом.
- Пол Андерсон «Треугольное колесо» — у местных жителей одной из планет, на которой терпит крушение межзвездный корабль с Земли, отсутствует КОЛЕСО. А для починки корабля требуется перевезти громоздкий генератор, который слишком тяжел для лошадей или волокуши.
- Е.И.Наумов «Коралловый город или Приключения Смешинки» — злая ведьма забирает у людей СМЕХ. Похожая тема - в повести Дж. Крюса «Тим Талер, или Проданный смех».
По алгоритму работы метод Фантастического вычитания отличается от Фантастического сложения тем, что объект-донор отсутствует. Из структуры исходного (изменяемого) объекта удаляются (вычитаются) какие-то его элементы, функции, свойства.
Алгоритм работы по Фантастическому вычитанию:
1. Выбрать объект, который необходимо изменить, придать ему новые фантастические свойства, части, функции, процессы и др.
Например: ЧАЙНИК
2. Определить его состав: из каких частей состоит, какие функции выполняет, каковы его свойства и связи.
Чайник нужен для того, чтобы кипятить в нем воду, еще он может удерживать в себе разные жидкости; состоит из донышка, стенок, носика, ручки, крышки (на крышке есть маленькая ручка); чайник металлический, желтый, когда вскипятит воду- горячий, пустой – холодный и т.д.
3. Удалить (вычесть) один или несколько составляющих элементов.
Чайник, в котором нельзя вскипятить воду. Чайник, не удерживающий в себе жидкости. Чайник без носика (донышка, ручки и др.). Чайник без цвета (прозрачный). И т.д.
4. Изменить функционирование самого объекта и/или окружающую среду так, чтобы полученный объект был жизнеспособен или востребован.
Берем идею: чайник, в котором нельзя вскипятить воду.
Как такое может быть? Наиболее простой вариант – в нем образовалась дырочка, через которую вода утекает (можно использовать чайник в другом качестве, например, посадить в нем цветок). Человек с развитым системно-функциональным мышлением может сказать, что отсутствует нагревательный элемент, без которого сам по себе чайник не нагреется. Или пойти еще дальше и заодно вычесть (изъять) физический закон, при котором температура кипения воды составляет 100 0 С (фантастическая ситуация).
5. Описать жизнедеятельность объекта. Желательно, чтобы объект оставался при этом функционирующим, т.е. продолжал выполнять все действия, которые зависят от «вычтенного» элемента.
Метод Фантастического вычитания без опоры на алгоритм удобно использовать для работы с детьми в качестве игр и упражнений на формирование функционального мышления.
1. Вычитание предмета.
Например: «Однажды мы проснулись…», а вся обувь (ложки, транспорт, шапки, и др.) исчезли. Что произойдет? Как мы будем выходить из положения? Чем заменим исчезнувшие предметы?
Можно вычесть не весь объект, а какую-то его часть. Например, колеса у машины. Может ли существовать машина без колес? Это может быть машина на воздушной подушке, или (фантастический вариант) обладающей антигравитационным механизмом, летающая машина, и т.д.
2. Вычитание процесса.
Например: Изымаем из нашей жизни процесс рисования или записи рукой: достаточно мысленно представить, и все само появляется на бумаге. Отпала бы необходимость в ручках, карандашах, краске и т.п. Больше внимания уделялось бы развитию воображения, умению представлять объекты очень точно, до мельчайших деталей. Больше возможностей для творчества. А какие минусы? Недостаточное развитие мелкой моторики. Как этот минус можно устранить?
3. Вычитание идеи.
В любой технической задаче почти всегда можно выявить основную (господствующую) идею ее решения (ГИ). Изымаем эту идею (вычитаем) и рассматриваем нешаблонные и нетривиальные варианты решения.
Например: Как повесить на стену картину?
ГИ – забить гвоздь и на него повесить картину. Вычитаем эту возможность. Какие варианты решения могут быть?
4. Вычитание признаков и свойств.
Выбирается любой предмет. С помощью кубика «Модели признаков» удаляется выпавший признак (например — цвет, вес, запах, и др.) Как изменится объект? Что хорошего и что плохого? Какие дополнительные преимущества и/или недостатки появляются у предмета? Каким образом мы можем компенсировать недостающее свойство предмета?
(Скачать схему-выкройку кубиков можно ЗДЕСЬ)
Вспомните, пожалуйста, и напишите в комментариях, в каких произведениях встречаются персонажи или сюжеты, основанные на методе Фантастического вычитания?
Что будет, если из окружающего нас мира будут изъяты (вычтены):
- иголки;
- процесс узнавания людьми друг друга по внешнему виду (все станут на одно лицо);
- свойство наших вкусовых рецепторов определять вкус пищи;
- закон всемирного тяготения?
Поделитесь своими играми, изобретениями или фантастическими историями на основе Фантастического вычитания.
Добавить комментарий