Функциональное мышление
Представьте себе, что вы очутились в волшебной стране. Там совершенно нет пыли и грязи. Одежду вы каждое утро создаете при помощи волшебной палочки – любого фасона и расцветки, какую захотите. А вечером она развеивается, как туман. Вам не нужно думать об еде — скатерть-самобранка всегда к вашим услугам с любым набором блюд, а грязная посуда исчезает сама собой после окончания трапезы.
Скажите – в этой волшебной стране вам нужны будут пылесос, стиральная машина, утюг, холодильник? Конечно, нет. В этих предметах просто нет необходимости.
Все предметы, изготовленные руками человека, нужны для удовлетворения определенных потребностей, выполняют какую-то свою ФУНКЦИЮ.
Функция есть не только у рукотворных предметов, но и у деятельности, социальных групп (земледельцы выращивают пшеницу, мукомольный завод перерабатывает ее, хлебозавод выпекает хлеб, транспортная кампания везет его в магазин, магазины реализуют потребителям), и у объектов и частей мира природы (корень обеспечивает растение питательными веществами, листья осуществляют фотосинтез, дыхание, испарение, цветок привлекает насекомых для опыления). Понимание того, что нужен не столько сам объект, сколько выполняемая им функция, и есть основа функционального мышления, или, как его еще называют, функционального подхода.
Развитие функционального мышления очень важный раздел в развитии сильного мышления, он помогает «Брать быка за рога», то есть сразу рассматривать самое главное в объекте (предмете, деятельности) — его функцию и отвечать на самый главный целевой вопрос: «Зачем это нужно?»
Обладание хорошо развитым функциональным мышлением позволяет человеку избегать ненужных действий, неэффективного использования средств и методов при решении бытовых и производственных задач, более рационально подходить к выбору нужных ресурсов и возможностям их применения.
Выделение основной функции предполагаемого нового предмета или деятельности помогает выйти за рамки заданных условий, посмотреть шире на возможности реализации наиболее подходящего решения.
Например, однажды в Англии провели конкурс на лучшую этикетку для флаконов, предназначенных для хранения очень опасных ядов. Требовалось предложить этикетку, которая гарантировала бы от попадания флакона с такой этикеткой в руки детей. (Пример взят из книги Ю.Г.Тамберга «Развитие мышления ребенка с использованием методик ТРИЗ«)
Задача стояла вполне конкретная: изобрести ЭТИКЕТКУ на флакон, которая бы предотвратила попадание яда в руки малышей. Соответственно, предлагались этикетки с очень яркими надписями, изображением смерти с косой, черепа с костями…
Остановитесь на минутку и подумайте — а что бы предложили вы? Какой вариант вам кажется наилучшим? Или, может быть, у вас есть какое-то свое решение?
Какая функция у этикетки? Этикетка не ограждает, ее функция совсем другая – обозначить содержимое флакона для тех, кто умеет читать или знает, что значит «скелетная» символика. А если дети этого не знают? И даже наоборот — яркая красочная этикетка привлечет повышенное внимание, желание взять в руки и рассмотреть флакон.
Поэтому первое место получила идея «колючей бутылки». Изобретатель «колючего флакона» понял главное — нужно абсолютно надежно оградить малышей, которые не умеют читать и не знакомы с общепринятыми знаками, от смертельной опасности. Колючую бутылку дети просто не возьмут в руки, а именно это и требуется.
В дошкольной ТРИЗ-педагогике формирование функционального мышления происходит в несколько этапов, не имеющих четких границ, зачастую пересекающихся и накладывающихся один на другой:
1. Выделение основной функции различных объектов (Зачем нужен этот предмет? Какой предмет можно использовать в нужном нам качестве?) Систематизация объектов по общим функциям (На чем еще можно ездить? Чем еще можно порисовать?)
2. Нахождение дополнительных функций (Как еще можно использовать ложку? Чем можно заменить стул, если нам нужно сесть, а стульев нет?) Полезные и вредные функции объектов (Конфета: полезная функция – доставляет удовольствие, вредная – портит зубы)
3. Системное функционирование: каждая часть объекта (подсистема) выполняет свою функцию для того, чтобы объект наилучшим образом мог выполнить свою, основную. (Часы – показывают время. Подсистема: стрелки, цифры, механизм со своей подсистемой – шестеренки, пружина и др., стекло, корпус и т.д.- все части выполняют определенные функции).
4. Ознакомление со специфическими понятиями функционального языка:
- инструмент (тот объект, который совершает работу, предмет-труженик),
- изделие (то, на что воздействует инструмент),
- функция – как работа инструмента, которая направлена на изменение изделия.
Конкретизация функций (Что делает топор? Рубит дрова? Сам по себе? Нет, топор включен в процесс рубки дров, но самостоятельно он ничего рубить не будет. Во время рубки дров сам топор что делает, в чем его основная функция? Он РАЗДЕЛЯЕТ полено на более мелкие части)
Из личного опыта: это удивительно, но малыши интуитивно выделяют функцию предметов, с которыми соприкасаются, самостоятельно опираются на функциональный подход в процессе познания окружающего мира. Довольно часто дети 2-3 лет называют лопатку – копаткой (все верно- ей же копают песочек), крем – мазилкой, молоток- колотком. Поэтому нам важно не упустить этот период, воспользоваться этой способностью малышей для развития функционального мышления на более глубоком, сознательном уровне.
А начать можно с простых и доступных игр, с некоторыми из которых можно познакомиться в статье «Играя, учимся мыслить системно (функциональный подход)»
Добавить комментарий