Творческая задача для взрослых — 4
Системный оператор.
Надеюсь, Вы уже познакомились с Системным оператором и «Волшебными экранами». Возможно, что системный анализ показался вам в целом интересным, но Вы пока не понимаете – а как и для чего он может быть полезен в повседневной жизни? Занимательный прием для ознакомления детей с окружающим миром, и не более?
На самом деле Системный оператор – это один из основных, фундаментальных основ ТРИЗ. Генрих Саулович Альтшуллер считал системное видение необходимым условием «талантливого (гениального) мышления».
Обычно человек видит только объект (систему), которая нуждается в изменении и начинает вносить в нее частичные изменения. Используя Метод Проб и Ошибок, человек перебирает множество вариантов, постепенно расширяя диапазон изменений. Но зачастую так бывает, что гораздо эффективней произвести изменения в над- или под-системе.
Пример из жизни.
В настоящее время в крупных городах мира все более остро ощущается нехватка скоростного пассажирского транспорта для городского сообщения, связи с аэропортами, городами-спутниками, промышленными зонами и зонами отдыха. Все больше появляется личного и общественного транспорта, архитектура городов, особенно старинных центров, просто не рассчитана на такое количество транспорта, поэтому многокилометровые пробки, в которых жители вынуждены проводить по несколько часов – это грустные реалии современности. Активно используется подземное пространство городов, строятся линии метрополитена, но и они уже не спасают ситуацию, особенно в «час пик». Мысли современных изобретателей направлены на решение данной проблемы. Как может развиваться система транспорта в будущем?
Не торопитесь читать дальше или выдвигать предположения методом перебора вариантов, «Проб и ошибок». Возьмите листок бумаги и нарисуйте девятиэкранку: «было-стало-привело к… (или может привести к…) Опишите систему: из каких частей состоит система, какова ее под-система? Какую функцию выполняет каждая часть? Что является Над-системой? Какие изменения происходят в Над-системе (позитивные или негативные)? Для чего нужно такое действие? Какой результат важен для авторов изобретений? Ваша цель – освоить процесс разложения ситуации на ее составляющие и научиться разбираться в ситуации.
Одним из наиболее реальных решений проблемы является организация третьего транспортного уровня – надземного эстакадного транспорта. Эстакадная прокладка путепровода позволяет исключить пересечение с другими видами транспорта, и в условиях городской застройки не требует большой площади отвода земли. В настоящее время в некоторых странах уже используется подобный вид транспорта – монорельсовые поезда разных видов: подвесные, навесные, электромагнитные, на воздушной или на магнитной подушке, оборудованные солнечными батареями и др.
Таким образом, системное видение талантливого мышления современных изобретателей выводит на новые уровни развитие технических средств.
Предлагаю и Вам выйти за рамки привычного и решить проблему, с которой столкнулся герой фантастического рассказа Пола Уильяма Андерсона «Треугольное колесо» — астронавт Дэвид Фолкейн. На первый взгляд ситуация кажется неразрешимой. Неужели Дэвид с командой не смогут починить корабль и погибнут на чужой планете? Попробуйте применить все средства Алгоритма решения творческих задач (АРИЗ) – найдите и сформулируйте Противоречие, выдвиньте Идеальный Конечный Результат, рассмотрите имеющиеся Ресурсы, проанализируйте ситуацию с помощью Системного Оператора, определите Функцию всех его элементов. Уверена, что Вам обязательно удастся решить проблему, возможно другим, но не менее гениальным способом, чем которым это сделал герой рассказа.
Задание 4.
Межзвездный корабль с Земли терпит крушение на планете с развитой цивилизацией. Но у аборигенов отсутствует колесо. Все предметы круглой формы – это табу. Представления о колесе, которое носит название «малкино», является секретным знанием Посвященных. А простые жители переносят грузы на спине или перевозят на вьючных животных, на лодках, на волокушах, зимой – на санях, но только не на колесных повозках. Ремонтный генератор для починки корабля, который необходимо перевезти со станции, сооруженной землянами во время предыдущих экспедиций, слишком громоздок и тяжел для волокуши или животного. К сожалению, генератор нельзя разобрать и перевезти по частям. Что делать? Попытаться договориться с Посвященными? Изобрести новое средство перевозки грузов? Устроить переворот в социальной системе планеты? Использовать вместо колеса какою-то другую фигуру? Что бы предложили Вы в этой ситуации?
Добавить комментарий