Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 

Хочу знать больше

Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

email рассылки
ВНИМАНИЕ! Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Популярные статьи

Партнеры

200x300  

Рекомендуем

29189590-anatoliy-gin-triz-pedagogika-uchim-kreativno-myslit

 

Страна загадок

 

Занятия по ТРИЗ С.Гин

 

Денис-изобретатель

 

Большие открытия маленького львенка

 

Приключения Колобка-1

 

Творческая задача для взрослых — 4

Системный оператор.

Надеюсь, Вы уже познакомились с Системным оператором и «Волшебными экранами». Возможно, что системный анализ показался вам в целом интересным, но Вы пока не понимаете – а как и для чего он может быть полезен в повседневной жизни? Занимательный прием для ознакомления детей с окружающим миром, и не более?

На самом деле Системный оператор – это один из основных, фундаментальных основ ТРИЗ.  Генрих Саулович Альтшуллер считал системное видение необходимым условием «талантливого (гениального) мышления».

Обычно человек видит только объект (систему), которая нуждается в изменении и начинает вносить в нее частичные изменения. Используя Метод Проб и Ошибок, человек перебирает множество вариантов, постепенно расширяя диапазон изменений. Но зачастую так бывает, что гораздо эффективней произвести изменения в над- или под-системе.

 

Пример из жизни.

В настоящее время в крупных городах мира все более остро ощущается нехватка скоростного пассажирского транспорта для городского сообщения, связи с аэропортами, городами-спутниками, промышленными зонами и зонами отдыха. Все больше появляется личного и общественного транспорта, архитектура городов, особенно старинных центров, просто не рассчитана на такое количество транспорта, поэтому многокилометровые пробки, в которых жители вынуждены проводить по несколько часов – это грустные реалии современности. Активно используется подземное пространство городов, строятся линии метрополитена, но и они уже не спасают ситуацию, особенно в «час пик». Мысли современных изобретателей направлены на решение данной проблемы. Как может развиваться система транспорта в будущем?

Не торопитесь читать дальше или выдвигать предположения методом перебора вариантов, «Проб и ошибок». Возьмите листок бумаги и нарисуйте девятиэкранку: «было-стало-привело к… (или может привести к…) Опишите систему: из каких частей состоит система, какова ее под-система? Какую функцию выполняет каждая часть? Что является Над-системой? Какие изменения происходят в Над-системе (позитивные или негативные)? Для чего нужно такое действие? Какой результат важен для авторов изобретений? Ваша цель – освоить процесс разложения ситуации на ее составляющие и научиться разбираться в ситуации.

Одним из наиболее реальных решений проблемы является организация третьего транспортного уровня – надземного эстакадного транспорта. Эстакадная прокладка путепровода позволяет исключить пересечение с другими видами транспорта, и в условиях городской застройки не требует большой площади отвода земли. В настоящее время в некоторых странах уже используется подобный вид транспорта – монорельсовые поезда разных видов: подвесные, навесные, электромагнитные, на воздушной или на магнитной подушке, оборудованные солнечными батареями и др.

 

Таким образом, системное видение талантливого мышления современных изобретателей выводит на новые уровни развитие технических средств.

Предлагаю и Вам выйти за рамки привычного и решить проблему, с которой столкнулся герой фантастического рассказа Пола Уильяма Андерсона «Треугольное колесо» —  астронавт Дэвид Фолкейн. На первый взгляд ситуация кажется неразрешимой. Неужели Дэвид с командой не смогут починить корабль и погибнут на чужой планете? Попробуйте применить все средства Алгоритма решения творческих задач (АРИЗ) – найдите и сформулируйте Противоречие, выдвиньте Идеальный Конечный Результат, рассмотрите имеющиеся Ресурсы, проанализируйте ситуацию с помощью Системного Оператора, определите Функцию всех его элементов. Уверена, что Вам обязательно удастся решить проблему, возможно другим, но не менее гениальным способом, чем которым это сделал герой рассказа.

 

Задание 4.

Треугольное колесо

Межзвездный корабль с Земли терпит крушение на планете с развитой цивилизацией. Но у аборигенов отсутствует колесо. Все предметы круглой формы – это табу. Представления о колесе, которое носит название «малкино», является секретным знанием Посвященных. А простые жители переносят грузы на спине или перевозят на вьючных животных, на лодках, на волокушах, зимой – на санях, но только не на колесных повозках. Ремонтный генератор для починки корабля, который необходимо перевезти со станции, сооруженной землянами во время предыдущих экспедиций, слишком громоздок и тяжел для волокуши или животного. К сожалению, генератор нельзя разобрать и перевезти по частям. Что делать? Попытаться договориться с Посвященными? Изобрести новое средство перевозки грузов? Устроить переворот в социальной системе планеты? Использовать вместо колеса какою-то другую фигуру? Что бы предложили Вы в этой ситуации?

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

2 комментариев к записи Творческая задача для взрослых — 4

  • Таня сказал:

    Циллиндры так же под запретом? Может бревна использовать?

  • Елена сказал:

    Татьяна, большое спасибо за вариант! Про деревья-бревна в рассказе ничего не сказано. Думаю, можно попробовать. Нарубить большие, более-менее одинаковые по диаметру бревна и сделать что-то наподобие транспортировочной ленты. Но много минусов получается. Дорога должна быть довольно ровной — если есть горки, то укладывать будет сложно. Всю дорогу тоже не вымостить бревнами — их потребуется слишком много. Придется, прокатив генератор на одно бревно, убирать освободившееся сзади и переносить вперед. Это тяжело и долго. Если нет другого способа, то, конечно, можно попробовать использовать.
    Как вариант — здорово! В рассказе решили проблему другим способом :razz:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>