Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 

Хочу знать больше

Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

email рассылки
ВНИМАНИЕ! Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Популярные статьи

Партнеры

200x300  

Рекомендуем

29189590-anatoliy-gin-triz-pedagogika-uchim-kreativno-myslit

 

Страна загадок

 

Занятия по ТРИЗ С.Гин

 

Денис-изобретатель

 

Большие открытия маленького львенка

 

Приключения Колобка-1

 

«Лента времени»

Лента времени – это выстраивание событий в хронологическом порядке на прямой линии, — «ленте», слева направо. Перемещая объект по ленте времени, можно проследить его путь из прошлого через настоящее в будущее.

Лента времени-1

В ТРИЗ-педагогике лента времени используется как инструмент, позволяющий рассматривать объект на разных этапах его жизни и развития (А.А.Нестеренко, Г.В.Терехова). Основой для этого инструмента служит линия времени в СИСТЕМНОМ ОПЕРАТОРЕ

Вводить этот инструмент следует тогда, когда у ребенка уже имеются некоторые представления о времени – после 4-5 лет. Закрепляя в играх (см. ЗДЕСЬ) понимание процесса развития любого объекта, — выкладывая карточки в определенной последовательности (например: семечко → росток → саженец → маленькое деревце → большое дерево), — обратите внимание, что получается «дорожка», похожая на линейку или сантиметровую ленту. Начертите на листе линию, обозначив черточками разные временные этапы: 0 – дерева еще нет, только семечко; через несколько дней семечко проклюнется, потом появится маленький росток (отложите несколько см); чтобы из ростка вырос саженец, требуется уже несколько лет (отложите дм); саженец превратится в маленькое дерево еще через несколько лет (отложите 2-3 дм); и, наконец, еще через несколько лет маленькое деревце станет большим взрослым деревом. Эта стрелка будет обозначать «Ленту времени».

Лента времени-2

Этот прием используйте только в самый первый раз, при ознакомлении с инструментом – для наглядности. В дошкольном возрасте нет необходимости строго определять конкретные временные даты. Договоритесь с ребенком, что удобнее обозначать только «прошлое» (левый край ленты), «настоящее» (середина ленты) и «будущее» (правый край ленты). Нарисуйте еще одну линию и рассмотрите любой из окружающих предметов на ленте времени «прошлое-настоящее-будущее».

Рассматривание на ленте времени рукотворных предметов обогащает представления детей о жизненном цикле одного объекта – от момента его изготовления до утилизации. Предмет перестает быть статичным, открываются большие возможности познакомить ребенка с различными профессиями, с материалами, с функциями предмета по назначению, возможностями вторичного использования, поразмышлять над экологичными способами утилизации и др.

Лента времени- 3

 

Помимо относительно короткого отрезка жизни одного конкретного предмета (изготовление-использование-утилизация), каждый рукотворный объект (как целостная группа предметов, например: холодильник – в настоящее время есть разные виды холодильников, но все они имеют общие свойства, недоступные в прошлом, например – питание от электросети) развивался и в течение большого промежутка времени, вместе с эволюцией человечества.

Лента времени 4 

 Лента времени-4-1

 

Для визуального различения этих двух лент времени, используйте разные их модели:

- если вы рисуете линии на листе или доске, обозначайте ленту времени одного объекта сплошной стрелочкой, а эволюционную – пунктирной;

- если используются картонные модели, можно различить цветом, толщиной или размером.

Лента времени-5

Эволюционная лента времени подводит детей к освоению генетического анализа, при котором любой рукотворный объект рассматривается как функциональная система. Поэтому важным моментом является формулировка главной полезной функции объекта — для чего он был создан, его назначение.

Перемещение объекта по ленте времени осуществляется с учетом этой главной функции — каждое изменение объекта связано с устранением каких-то недостатков объекта, его усовершенствованием. Длина эволюционных цепочек и количество звеньев зависит от возраста детей, имеющихся представлений и глубины погружения в тему. Это определяется педагогом или родителем в зависимости от поставленной цели. Можно обозначить два-три звена или построить очень подробную длинную цепочку эволюции, если, например, организована обширная познавательно-исследовательская деятельность.

Например: главная полезная функция автомобиля – перевозить людей (если вы осваиваете функциональный язык, то ГПФ – автомобиль перемещает людей). Что и как перемещало людей, когда автомобилей еще не было? Здесь не место фантазированию, факты должны быть реальными. Если ребенок не знает, то, конечно, сначала нужно познакомить его, это задача взрослого. Посмотрите мультфильм, почитайте детскую энциклопедию, покажите иллюстрацию и расскажите своими словами.

Учитывайте возраст ребенка! Не нужно сразу рассматривать все очень подробно и детально. Для начала достаточно обозначить основные вехи: раньше перемещались при помощи лошадей, потом изобрели двигатель. В зависимости от имеющихся представлений (на основе мультфильмов, книг) на ленту времени можно поместить карету, дилижанс, или просто телегу. И обязательно обсудите: почему люди стали изобретать мотор, двигатель? Чем не нравилось ездить при помощи лошадей? Что изменилось, когда лошадь заменили двигателем?

Отметьте, насколько лучше и удобнее сейчас ездить на машине, в сравнении с поездкой при помощи лошади: намного быстрее, автомобиль не устает, и т.д. Но все ли устраивает нас в автомобиле сейчас? Что бы мы хотели улучшить? Не ожидайте от ребенка сразу развернутого и глубокого ответа. Вполне возможно, что ребенок будет затрудняться, особенно, если он младше 5-6 лет. Возможны затруднения и в более старшем возрасте, если не сформированы основы диалектического подхода, в первую очередь через игру «Хорошо-плохо». Поразмышляйте вместе, обратите внимание на некоторые моменты, ускользающие от внимания и понимания малыша.

Если вы уже в курсе новейших разработок, то можете поделиться с ребенком: «Нам с тобой хотелось бы машину, которая сама везет нас куда надо, потому что водитель устает, или нужно куда-то быстро доехать, а папа на работе, и т.п. Представляешь, изобретатели уже придумывают такую машину!» То есть дайте представление о том, что объекты, которыми мы пользуемся, постоянно изменяются, и каждое изобретение направлено на улучшение жизни людей, совершенствование объекта.

Лента времени-6

Если полезных для нас изобретений еще нет – пофантазируйте. Только без сказочных превращений и волшебников. Поразмышляйте в духе научной фантастики. Нам бы хотелось, чтобы автомобиль был универсальным, мог не только ездить по дороге, но и переплывать речку, преодолевать болото, перепрыгивать горы – в общем, перемещать людей независимо от рельефа местности. Вот для чего мы обучаем детей точной формулировке функций – слово «перевозит» обладает определенным смыслом, стереотипом. А слово «перемещает» дает значительно больший спектр вариантов. Как, каким способом можно переместить человека через речку, болото, горы?

При помощи фантазии мы можем оказаться в самом конце эволюционной ленты времени, когда система преобразуется в новую систему, переходит в надсистему, когда рассматриваемой системы уже нет, но главная ее функция выполняется.

Лента времени-7

Путешествуя по Ленте времени, можно задавать любые временные рамки. Например, подробно изучить эволюцию автомобилей от появления первых моторов до настоящего времени. Или спрогнозировать развитие компьютера в будущем, за счет устранения его недостатков. Или пройти обратный путь — от современного предмета до его аналога в мире природы: электрическая лампочка → керосиновая лампа → свеча → лучина → огонь.

Осваивается инструмент в играх по типу «Путешествие по ленте времени», применяется для построения паспортов систем и в различных проектах, в перспективе – для выявления и решения проблем различного вида.

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>