Метод числовой оси (МЧО)
«Ну что ж, — сказала Алиса, — я так и сделаю. Если при этом я вырасту, то достану ключик, а если уменьшусь – пролезу под дверь… Она откусила от пирожка и с тревогой подумала: — Расту или уменьшаюсь? Расту или уменьшаюсь?» Л.Кэрролл, Приключения Алисы в стране чудес.
Идея уменьшения или увеличения персонажей или предметов встречается во многих произведениях, и народных, и авторских: репка большая-пребольшая, Мальчик-с-пальчик, Гулливер (Дж.Свифт), приключения Карика и Вали (Ян Ларри), путешествие Нильса с дикими гусями (С.Лагерлеф), и др. При чтении художественных произведений обращайте внимание на подобные преобразования, обговаривайте, какими новыми положительными и/или отрицательными эффектами они сопровождаются.
Помимо размера, каждый объект обладает различными параметрами (признаками), которые так же возможно увеличить или уменьшать. Объект условно помещается на числовую ось и производятся изменения выбранного признака в левую (уменьшение) или правую (увеличение) сторону. Изменение параметров объекта в сторону увеличения или уменьшения приводит к изменениям каких-то характеристик, качеств, свойств, иногда – и функции.
Подготовку к освоению Метода числовой оси можно начинать с 3 лет. Для начала подбирайте простые объекты, легко и понятно для ребенка преобразующиеся в большую или меньшую сторону. Например: ОЗЕРО. На озере можно купаться, ловить рыбу, плавать на лодке и т.п. Если озеро уменьшить, то получится лужа. Чем лужа отличается от озера? Купаться в ней уже нельзя, лодочки можно пускать только маленькие, игрушечные, рыба не водится. А если озеро увеличить, то получится море. Чем море отличается от озера? Плавают большие корабли, лайнеры, есть прибой, приливы и отливы, живут медузы, большие рыбы, дельфины и т.д.
С другими играми и упражнениями, которые помогут подготовить малыша к освоению Метода числовой оси, можете ознакомиться в статье «Уменьшение-увеличение».
После 5 лет можно переходить к освоению Метода. Для наглядности используйте фантастическую машину Уменьшалку-увеличивалку (можете придумать свое название). Это может быть специально изготовленное пособие с использованием картинки самого объекта и пустых карточек/листочков бумаги, на которых ребенок будет рисовать объекты, полученные в результате преобразования, или схематические рисунки по каждому разбираемому объекту. В среднее окошко «помещаете» объект анализа. Выбираете параметр изменения (начинайте с размера), который можно обозначить устно или поместить схему Признака в нижней части корпуса машины. Сначала уменьшаете его и рассматриваете, что получилось, затем – увеличиваете.
Например:
Объект – бельевая веревка. Параметр – толщина.
Веревка средней толщины, используется для сушки белья, можно что-то перевязать, привязать к игрушечной машинке и др.
Уменьшаем толщину — получаются нитки. Ими можно зашивать одежду, вышивать, пришивать пуговицы и др.
Увеличиваем толщину – получаем канат. С его помощью пришвартовываются корабли, используют как спортивный инвентарь, и др.
Можно рассмотреть другой параметр – длину.
Измеряете имеющуюся у вас веревку. Предположим, 3 метра. Для чего и как вы можете ее использовать?
Уменьшаете – кусок бельевой веревки в 1 см как можно использовать?
Увеличиваете – кусок веревки, которым можно обернуть весь Земной шар. Как можно использовать такую веревку?
Когда ребенок поймет суть метода и научится легко производить одно действие по уменьшению и увеличиванию параметра объекта, можно переходить к полному алгоритму (учитывая, конечно, возраст и уровень доступных знаний и понимания ребенка).
Алгоритм работы по методу числовой оси:
Действие 1: Выбрать объект анализа
Например: настольная лампа.
Действие 2: Выбрать изменяемый параметр этого объекта
Например: размер.
Действие 3: Уменьшить значение параметра. Проследить последствия
→фонарик (новые свойства и возможности использования) →подсветка в брелоке → фосфорная капелька в компасе или часах →…
Действие 4: Продолжать уменьшение до 0. Рассмотреть предельные последствия
…→мерцающая бусинка-бисер→мелкая звездочка, видимая невооруженным глазом с Земли →светящийся планктон (одноклеточный).
Действие 5: Увеличить значение параметра. Проследить последствия.
→люстра →прожектор →маяк →солнце, видимое с Земли→…
Действие 6: Продолжать увеличение до бесконечности. Рассмотреть предельные последствия
…→Солнце в своем размере →сверхновая звезда →туманность →вся Вселенная из света, световых волн.
Действие 7: Рассмотреть влияние изменений на другие объекты
Интересно, что этот рукотворный объект – настольная лампа, - и в самом маленьком, и в самом большом своем значении выходит на природный мир.
При изменении размера настольной лампы функция рукотворных объектов, полученных в результате преобразования, не изменяется: производит свет, но изменяются его характеристики. Уменьшение может пригодиться при необходимости локального освещения небольшого участка пространства. Увеличение – для большей освещенности пространства.
Чаще всего изменяют такие параметры как РАЗМЕР, ВРЕМЯ, СТОИМОСТЬ. Этот вариант Метода числовой оси получил название Оператор РВС.
Добавить комментарий