Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 
 

"КАЛЕЙДОСКОП МЫШЛЕНИЯ"
Kaleydoskop_myshlenia_A4

Хочу знать больше

Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

email рассылки
ВНИМАНИЕ! Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Свежие комментарии

Популярные

Рекомендуем

Большие открытия маленького львенка

 

Приключения Колобка-1

 

Приключения Колобка-2

 

Приключения Колобка-3

 

Занятия мл.гр.

 

С.Гин Занятия

Идеальный конечный результат (ИКР)

«Идеальный конечный результат можно уподобить веревке, держась за которую, альпинист совершает подъем по крутому склону. Веревка не тянет вверх, но она дает опору и не позволяет скатиться вниз. Достаточно выпустить веревку из рук – падение неизбежно»  (Генрих Альтшуллер)

 

ГораИКР – Идеальный Конечный Результат – это одно из базовых понятий ТРИЗ. ИКР – это образ решения задачи (проблемы) с минимальными (в идеале нулевыми) затратами ресурсов (труда, денег, информации, времени, пространства, людей и др.), без усложнений и нежелательных эффектов. 

 

Пример из жизни: Мальчика восьми лет сестра закрыла в комнате. Он оказался перед проблемой: как выйти? Применить силу, угрозы, поднять крик? Но дверь слишком крепкая, дома никого нет, кроме сестры, и его никто не услышит… Он задумался и сделал так, чтобы сестра САМА открыла ему дверь. Мальчик придвинул стул со своей стороны двери и сказал: «Послушай, а ведь ЭТО Я ЗАПЕР ТЕБЯ!» Уже через несколько секунд сестра сама распахнула дверь, освобождая себя «из плена».

 

Мальчика можно назвать смекалистым от природы, но такой находчивости, умению нестандартно выйти из сложившейся ситуации, можно научиться с помощью ТРИЗ.

 

При формулировании ИКР желательно применять слово «Сам» (Сама, Само, Сами). Обычно используются такие формулировки ИКТ:

- Система САМА выполняет данную функцию;

- Системы нет, но ее функции выполняются;

- Функция не нужна.

 

Не думайте – реально или нереально этого достичь, выполнимо или не выполнимо, осуществимо или нет. Будьте креативными!

 

 

Как же сформулировать на настоящему ИДЕАЛЬНЫЙ конечный результат?

- Не загадывайте наперед степень реальности осуществимого. Идеальность – это направление вперед-вверх. Суть в том, что любую задачу нужно решать в направлении повышения идеальности, стремиться к идеалу.

-  Не думайте заранее, как и какими путями будет достигнут ИКР.

- Используйте ключевые слова ИКР, такие как Сам, Само, Сама и др. Действие должно совершаться само собой без дополнительных механизмов, приспособлений и т.п.

- Представьте, что у вас есть волшебная палочка и то, каким будет результат, если вы просто взмахнете ей и скажите, например: «Крибле-крабле-бумс!» (Этот прием позволит убрать психологическую инерцию, вы устраните пути достижения цели и сфокусируетесь на конечном результате).

- Максимально используйте уже имеющиеся ресурсы (вещественные, энергетические, материальные и т.п., в первую очередь «даровые»).

- Используйте шаблон идеального решения: «все остается неизменным, но желаемый результат достигнут» или «все остается неизменным, но нежелательный эффект исчез».

- Приобретение полезного качества или устранение вредного не должно сопровождаться ухудшением других качеств или появлением вредного качества.

 

Как можно подвести ребенка-дошкольника к умению искать, находить, и формулировать Идеальный Конечный Результат? Конечно, с помощью игровых задач и упражнений, активно используя и художественную литературу.

 

«Помоги Тане достать мячик»

Прочитайте ребенку стихотворение А.Л.Барто «Наша Таня громко плачет». Предложите подумать – как можно достать мячик? Внимательно выслушайте все предложения ребенка (метод проб и ошибок), ненавязчиво направляя его.

- Взять палочку.   – Замечательно! Но если лужа слишком большая… Палочкой мячик не достать…

- Зайти в лужу и достать мячик.    – Здорово! Но посмотри, Таня в сандаликах, она промочит ноги…

- Пусть тогда она сходит домой и наденет резиновые сапоги.      Отлично! Но лужа слишком глубокая, вода попадет в сапоги…

Предложите свой Идеальный Конечный Результат: а как можно сделать так, чтобы мячик САМ приплыл к Тане?

Круг вариантов сужается, все действия выполняются уже с мячиком: дуть на него, создать волны, кидать камушки и т.п.

 

«Метод Робинзона Крузо»

Не беда, если ребенок еще слишком мал, чтобы познакомиться с произведением Д.Дефо. Для фантазирования можно использовать любое доступное произведение.

Прочитали «Айболита» — замечательно!  

- А ты бы хотел побывать в Африке? … — Мы с тобой полетели в Африку, но наш самолет сломался… Нам нужно, пока нас не спасет папа, построить дом, чтобы защититься от солнца, урагана и диких зверей; нам нужно что-то есть; нам нужно из чего-то сделать одежду и т.п.

 

«Волшебное исчезновение предмета»

Обратите внимание ребенка на какие-либо предметы быта и предложите представить, что было бы, если бы однажды утром все проснулись, а… вилок (стульев, шкафов, ботинок и др.) нет… Что делать?

После проверки на идеальность (объекта нет, но функция его выполняется), расскажите ребенку о том, что в давние времена действительно этих предметов не было, можете проиллюстрировать – как же люди обходились без них (это подведет ребенка к системному подходу, о котором мы поговорим позже); если ребенок способен фантазировать, предложите придумать – а как может выглядеть этот предмет в будущем).

 

«Робот сломался»

«В некотором царстве, в некотором государстве, в одном маленьком городе с очень маленькими жителями (начало сказки можете придумать сами) все предметы для жителей делал робот. И однажды он сломался. Вместо кирпича для домов, мебели, одежды, асфальта для тротуаров и т.п. он стал делать одни… линейки (тарелки, альбомы, цветочные горшки и т.п.). Как жителям использовать эти линейки в свой жизни?

 

Из личного опыта: использование предметов-заместителей – важный этап в развитии игровой деятельности дошкольников. Я даже не знаю, на благо ли детей такое обилие игрушек «почти как настоящих» в современной игрушечной индустрии. Чего только нет у наших детей для игры, например, «в магазин» — и весы, и касса, и даже пластмассовые денежки-монетки, и булочки, сосиски, яйца, пакеты молока и т.п. Ничего придумывать не нужно (пирожки-кирпичики, яйца – шарики из погремушек, денежки из мелко разорванных альбомных листов или – высший пилотаж! – сделанные путем переводки настоящей монетки через тонкую бумагу обратной стороной карандаша) – все уже есть в готовом виде.

Но и сейчас я наблюдаю огромную жажду детей к придумыванию, фантазированию. Очень важно не погасить эту искорку. В нашем детском саду мы регулярно проводим конкурсы детского и семейного творчества для стимулирования творческого потенциала воспитанников. Как  необычно сделать новогоднюю елочку? (ИКР – елочки нет, но что-то выполняет ее функцию). В конкурсе приняли участие работы из бумаги, макарон, пластиковых бутылок, ниток, мишуры, природного и бросового материала. Как рассказать о своей улице? (Объект сам рассказывает о себе) Были представлены макеты, рисунки, коллажи, компьютерные презентации.

Расскажите в комментариях, а что вы со своим ребенком предпринимали, чтобы достигнуть, или приблизиться, к ИКР при решении каких-либо творческих, не стандартных задач.

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>