Идеальный конечный результат (ИКР)
«Идеальный конечный результат можно уподобить веревке, держась за которую, альпинист совершает подъем по крутому склону. Веревка не тянет вверх, но она дает опору и не позволяет скатиться вниз. Достаточно выпустить веревку из рук – падение неизбежно» (Г.С. Альтшуллер)
Идеальный Конечный Результат – одно из базовых понятий ТРИЗ. ИКР – это образ решения задачи (проблемы) с минимальными (в идеале нулевыми) затратами ресурсов (труда, денег, информации, времени, пространства, людей и др.), без усложнений и нежелательных эффектов.
Сталкиваясь в своей жизни с трудной проблемной ситуацией, зачастую мы просто не знаем, как реагировать на нее. В стремлении выйти из этой ситуации наш ум начинает беспорядочно хаотично искать какие-то варианты, стараясь найти более-менее приемлемое решение. То есть занимается перебором возможных вариантов. В изобретательстве это называется методом проб и ошибок. Перебирать можно как угодно долго, и не факт, что в результате вы найдете самое лучшее, наиболее устраивающее вас решение.
А ТРИЗ предлагает начать поиск решения с конца. То есть сначала четко обозначить, какой результат будет для нас наиболее желанным, наиболее легким и не требующим больших затрат – материальных, физических, временнЫх и других. То есть мы ставим себе цель, задаем направление поиска решения, изначально не рассматривая те варианты, которые нас не устраивают.
Пример: Мальчика восьми лет сестра закрыла в комнате. Он оказался перед проблемой: как выйти? Применить силу, угрозы, поднять крик? Но дверь слишком крепкая, дома никого нет, кроме сестры, и его никто не услышит… Он задумался и сделал так, чтобы сестра САМА открыла ему дверь. Мальчик придвинул стул со своей стороны двери и сказал: «Послушай, а ведь ЭТО Я ЗАПЕР ТЕБЯ!» Уже через несколько секунд сестра сама распахнула дверь, освобождая себя «из плена».
Мальчика можно назвать смекалистым от природы, но такой находчивости, умению нестандартно выйти из сложившейся ситуации, можно научиться с помощью ТРИЗ.
При формулировании ИКР желательно применять слово «Сам» (Сама, Само, Сами).
Обычно используются такие формулировки ИКР:
- Система САМА выполняет данную функцию;
- Системы нет, но ее функции выполняются;
- Функция не нужна.
На данном этапе мы пока не думаем, насколько вообще реально осуществление этого решения, какими путями мы будем его осуществлять, что нам для этого понадобится и над другими подобными вопросами. Сейчас наша основная цель – обозначить для себя самое лучшее для нас решение. Как если бы у нас была волшебная палочка, с помощью которой мы могли бы его реализовать.
А если мы с вами допускаем волшебство, то самым лучшим, самым легким, не требующим затрат, ни вызывающим усложнений, будет решение, в котором проблема решится САМА СОБОЙ. Игрушки САМИ уберутся на место, Лиса САМА не захочет есть Колобка, Кот САМ не полезет на елку, то есть объекты или системы САМИ выполняют нужные нам действия, не создавая при этом новых проблем.
Конечно, мы с вами живем в реальном мире и пониманием, что за каждым САМО скрывается какой-то механизм, физический закон, какие-то вполне реальные причины. Но формулировка ИКР поможет нам убрать психическую инерцию, откинуть заведомо неэффективные решения, наметить цель, к которой нужно стремиться. Это нужно помнить — ИКР возможно достичь только в довольно редких случаях, в большинстве же ситуаций он не будет достигнут, но у нас будет возможность максимально приблизиться к нему.
Очень часто самый лучший для нас результат мы даже не рассматриваем, даже не пытаемся поискать пути решения, откинув этот результат еще в самом начале обдумывания проблемы, так как считаем его нереальным, сложным и согласны на что-то менее устраивающее, но которое не заставит нас думать, применять творческие, креативные, нестандартные шаги. На самом деле стремление вот к такой, недостижимой на первый взгляд, цели открывает перед нами широкие возможности и приводит к порой очень нестандартным, интересным и сильным решениям.
Как можно подвести ребенка-дошкольника к умению искать, находить, и формулировать Идеальный Конечный Результат? Конечно, с помощью игровых задач и упражнений, активно используя и художественную литературу.
«Помоги Тане достать мячик»
Прочитайте ребенку стихотворение А.Л.Барто «Наша Таня громко плачет». Предложите подумать – как можно достать мячик? Внимательно выслушайте все предложения ребенка (метод проб и ошибок), ненавязчиво направляя его размышления.
Чтобы проверить опытным путем идеи ребенка (а дошкольникам очень важно не только мысленно представить ситуацию, но и произвести практические действия) и перевести его размышления с глобальных треднореализуемых идей (например, построить мост и ждать, пока мячик туда приплывет) в зону непосредственной проблемы Тани и мячика, предложите заменить «речку» на «лужу». Налейте в тазик воду — это будет лужа. Таней может быть кукла, или сам ребенок. Опустите в тазик небольшой резиновый мячик и предложите ребенку придумать как можно больше разных способов достать его.
- Можно взять палочку. – Замечательно! Но если лужа слишком большая… Палочкой мячик не достать…
- Зайти в лужу и достать мячик. – Здорово! Но посмотри, Таня в сандаликах, она промочит ноги…
- Пусть тогда она сходит домой и наденет резиновые сапоги. – Отлично! Но лужа слишком глубокая, вода попадет в сапоги…
Предложите свой Идеальный Конечный Результат: а как можно сделать так, чтобы мячик САМ приплыл к Тане?
Круг вариантов сужается, все действия выполняются уже с мячиком: дуть на него, создать волны, кидать камушки и т.п.
А если вы настроены серьезно и целенаправленно вводить ребенка в мир ТРИЗ, то в пособии Е.Л.Пчелкиной «ДАРИЗ – детский алгоритм решения изобретательских задач» есть описание постепенного пошагового обучения детей формулировке и освоению ИКР.
Добавить комментарий