Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 

Популярные статьи

Партнеры

200x300  

Рекомендуем

Приключения Колобка-1

 

35232254-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-1-klassa-v-2-h-chast-35232254

 

35479928-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-2-klassa-v-2-h-chast-35479928

 

Денис-изобретатель

 

Большие открытия маленького львенка

 

57151095-aleksandr-kislov-242-tretiy-glaz-ili-kak-razvit-sistemno-funkcion-57151095

 

Страна загадок

 

57145785-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-dlya-izuchauschih-triz

 

57153148-aleksandr-kislov-24203758-novye-zadachi-dlya-izuchauschih-triz-57153148

 

57145780-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-v-stihah-dlya-izuchauschih-triz

 

Обложка ДАРИЗ

 

ТРИЗ за 5 минут (для взрослых)

В современной жизни ТРИЗ с успехом применяют в науке, бизнесе, рекламе, да даже просто для решения сложных, проблемных ситуаций. При знакомстве с использованием приемов ТРИЗ в повседневной жизни, я нашла замечательный сайт Валерия Гальетова, который очень наглядно преподносит ТРИЗ на примере русской народной сказки. Мне очень понравилась его идея и предлагаю вам тоже познакомиться с простым и понятным примером использования алгоритма решения творческих задач.

 

Болтливая старуха

«БОЛТЛИВАЯ СТАРУХА»

Один старик нашел в лесу большой кусок золота.

Пока старик стоит, любуется – проблемы еще нет. Проблемная ситуация возникает тогда, когда он начинает хотеть иметь это золото, когда возникает желание изменить ситуацию «золотой слиток лежит в лесу» на «золотой слиток лежит дома». В его голове возникает масса вариантов о том, что ему делать. Одному не унести, если спрятать – то как тогда пользоваться, отколоть кусочек – жалко оставлять остальное. Возникает АП (административное противоречие) – нужно перенести весь слиток домой, но как это сделать?

 

На основе АП находится решение – позвать старуху. Но старуха очень болтлива, как только принесут домой, она сразу побежит всем рассказывать. То есть возникает нежелательный эффект. ТРИЗ рекомендует сформулировать ТП (техническое противоречие):

- если позвать старуху, то: золото быстро можно принести домой (хорошо), но она сразу же выболтает (плохо);

- если не звать старуху, то: никто ничего не узнает (хорошо), но золото останется в лесу (плохо).

 

Затем формулируется ФП (физическое противоречие) как предельно жесткое требование: нужно старуху позвать, что бы донести слиток домой, и нельзя звать, чтобы это осталось в тайне.

 

Старик принимает решение старуху позвать, так как на первом этапе претензий к старухе нет: она поможет быстро и легко донести золото. Проблема возникнет позже, когда она побежит всем об этом рассказывать. Поэтому возникает вторая задача: «Как сохранить тайну, если старуха ее выдает». (Важное дополнение: сложную задачу следует периодически уточнять, ставить новые задачи).

 

Старик формулирует ИКР (идеальный конечный результат) – «Старуха выдает тайну и сама себя опровергает». То есть одним предложением выдает тайну, а следующим делает это сообщение незначительным, неважным. Сама она, конечно, этого делать не будет, поэтому ей нужно «помочь».

 

Таким образом, старик использует прием «Сделать заранее». Далее, используя доступные ресурсы, создает фантастическую ситуацию: с помощью приема Объединение (или, в данном случае, Фантастическое сложение) — развешивает блины на кустах; приема Инверсия (или Перемещения) – меняет местами зайца и щуку. Более того, он использует даровый ресурс – когда старик со старухой выходят на опушку леса, и слышится рев коров, старик говорит, что это «черти барина дерут».   

 

В результате, когда золото было принесено домой, и старуха всем разболтала, пришел барин, который стал требовать золото себе. Старик отпирался – ничего, мол, не находил. А старуха, рассказывая со всеми подробностями о своем путешествии за золотом, совершенно обесценила это сообщение нереальными историями. Старухе никто не поверил и золото осталось у старика.

 

Таким образом, проблемная ситуация была решена в соответствии с Идеальным Конечным Результатом.

 

Надеюсь, что вам, так же, как и мне, понравилась такая «расшифровка» сказки с позиции технологии ТРИЗ. А, может быть, вы и сами попробуете решить какую-нибудь проблемную ситуацию с помощью алгоритма решения задач? Не используемое Знание со временем забывается, а практическая работа формирует Умение, которое переходит в Навык, а в последствие – в Привычку. Поделитесь в комментариях, что у вас получилось, какие возникли сложности, или наоборот, решение нашлось довольно легко и быстро.

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

6 комментариев к записи ТРИЗ за 5 минут (для взрослых)

  • Andrew сказал:

    Very intersting!

  • Елена сказал:

    Действительно, Andrew, очень интересно и занимательно :razz:

    Подобный прием, только «наоборот» (есть и такой прием в ТРИЗ) используют в политтехнологиях и в технологиях продаж. Предлагаются несколько правдивых, не вызывающих сомнений, утверждений. А затем одно — сомнительное или даже ложное. Но воспринимается оно тоже уже как истинное.
    Но есть и хорошая новость — можно научиться распознавать подобные приемы манипулирования :razz:

  • mfrgarita сказал:

    Молодец, очень хорошее, ясное толкование. М.С.

  • Елена сказал:

    mfrgarita, благодарю за комментарий! Действительно, очень коротко, ясно и понятно :razz:

  • Дмитрий сказал:

    Здравствуйте. Спасибо вам за очень интересный и полезный сайт. По мере изучения ТРИЗ, понял что порой он творит чудеса. Но у меня возник такой вопрос: существуют ли задачи или виды задач которые с помощью ТРИЗ решить невозможно? Уверен многим будет полезно услышать ваш ответ.

  • Елена сказал:

    Здравствуйте, Дмитрий. Спасибо за отзыв и вопрос, очень интересный! Действительно — а есть ли задачи, которые с помощью ТРИЗ решить невозможно? Не имеет смысла решать закрытые задачи, например, математические :razz: ТРИЗ предназначен для решения изобретательских — открытых, нестандартных, творческих задач. И с помощью ТРИЗ всегда можно найти приемлемое, хорошее решение. Я не могу уверено размышлять на уровне сложных технических задач, все-таки я педагог-дошкольник, но, думаю, таких задач, которые совсем невозможно было бы решить, нет. Для этого есть веские основания.
    Одним из основных инструментов является ИКР (Идеальный Конечный Результат), который сразу нас нацеливает на поиск лучшего, наименее затратного и трудоемкого решения. А помогают нам Ресурсы, которые мы учимся находить как в самой Конфликтующей Паре, так и в окружающей ситуации. То есть, мы опираемся на те ресурсы, которые доступны. Другими словами, ИКР помогает сделать прорыв, даже новое изобретение, на основе того, что уже заложено в задаче.
    Поэтому мы и начинаем с самыми маленькими детьми глубокое знакомство с Признаками и свойствами предметов — чтобы научить видеть ресурсы, как явные, так и скрытые.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>