Рассказ по картинке на основе полиэкрана
Полиэкран – это аналог «системного оператора», но более широкого назначения. Состоит из 9 или более экранов, на которых рассматривается прошлое и будущее объекта (сюжета картинки), а так же его части и место функционирования (события, ситуации).
1. Подготовительный этап.
Обратите внимание ребенка, что во всех детских книжках (и некоторых взрослых) есть картинки-иллюстрации. Зачем они нужны? Чем иллюстрации отличаются от мультфильма или фильма? Иллюстрации показывают какой-то один момент, ситуацию. Читая, мы представляем весь сюжет. И, когда видим иллюстрацию из знакомого произведения, можем его узнать и вспомнить всю историю.
2. Рассматриваем иллюстрацию из знакомой сказки (например, «Репка»), раскладывая сюжет на экранах.
Найдите любую иллюстрацию в книге или отдельную картинку.
- Какой момент сказки изображен? (Следите, чтобы описывалось именно то, что на рисунке — ни начала, ни окончания сказки там не отражено)
- Где происходит эта ситуация? (верхний центральный экран, надсистема)
- Какие чувства испытывает дед (главный герой) в этой ситуации, о чем он может думать? (нижний центральный экран, подсистема — эмоции, чувства и мысли людей тоже их часть, а не только руки-ноги-голова)
- Что было раньше, до изображенного момента? (доходим до начала сказки — левый центральный экран). Рассматриваем место, каким оно было, сравниваем (место не изменилось — огород, но изменилось его состояние), и чувства и мысли деда, который сажает семечко репки.
- А что было после того, что изображено на иллюстрации (правый средний экран)?
3. Если добавить экранов, то можно придумать новое начало и окончание сказки.
Что было до того, как дедка посадил семечко? Где он его взял? Почему оказалось только одно (из которого, к тому же, выросла такая необычная репка)? Придумываем место (надсистему) и размышляем о мыслях и чувствах дедки в этот момент (подсистема). А что было после того, как все вместе вытащили репку? Рассматриваем экраны аналогично.
4. Можно придумать свою историю или сказку по любой картинке или картине. Представьте, что это иллюстрация к какой-то новой, неизвестной сказке.
Рассматриваем выбранную картинку, выделяем изображенные объекты, находим главного героя.
Предполагаем ситуацию, изображенную на картинке (какой момент ситуации изображен?)
Наделяем главного героя качествами характера, придумываем ему имя.
Рассматриваем ситуацию в соответствии с окошками полиэкрана.
Когда общее представление об истории сложилось, выстраиваем повествование, делая схематические зарисовки каждого смыслового (логического) элемента.
Делаем краткий вывод — о чем эта история и придумываем краткое название.
5. Просим ребенка рассказать самостоятельно (как рассказчик в телепередаче) сказку целиком, по схеме, начиная с НАЗВАНИЯ. Можно записать видео — многим детям очень нравится смотреть на себя выступающего.
(Рассказы детей записаны в уже итоговом варианте,- так, как дети рассказали свою историю по схеме-зарисовке. Рассматривание и обсуждение иллюстраций по полиэкрану было, конечно, намного подробнее)
Добавить комментарий