ТРИЗ для детей
Малыши с самого рождения выстраивают свою «картину мира» — активно познают окружающий мир, пытаются понять закономерности происходящего вокруг. ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ способствует не только развитию у детей компетентности, инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникативности, но и становлению взрослого: родителя, педагога, как творческой личности.
Основная цель ТРИЗ-педагогики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.
Вопросами «ТРИЗ и дошкольники» занимались такие педагоги как, Страунинг А.М., Нестеренко А.А., Самойлова О.Н, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е., Гуткович И.Я. и другие. Поиск содержания, доступного для восприятия и понимания детей, привел к появлению «Сказочных задач» (С.Н. Ладошкина), игры с «Маленькими человечками» (Г.И. Иванов), Волшебников, в игре обучающих приемам разрешения противоречий (И.Н. Мурашковска); были разработаны отдельные методики создания творческого продукта: алгоритм сочинения загадок (А.А. Нестеренко), алгоритм придумывания метафор (Т.А. Сидорчук), приемы синтеза подвижных игр (М.С. Гафитулин, С.В. Сычев).
Технология ТРИЗ идёт от ребёнка – пусть гением будет ребёнок, лишённый стереотипов в своём понимании мира. Важно научить ребёнка так анализировать объекты, чтобы он мог самостоятельно устанавливать систему ориентиров, необходимых для правильного выполнения задания по данному кругу явлений.
Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить), творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения), личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций).
Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.
В использовании технологии ТРИЗ выделяют следующие этапы работы:
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? И др.
Цель второго этапа – учить ребенка фантазировать, изобретать. Например, придумать новый стул, удобный и красивый. Или как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачкой? И др.
Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации.
Чтобы занятия проходили максимально эффективно, занимаясь и играя с детьми, необходимо придерживаться нескольких правил:
1. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: “Я и природа”; “Я и предметы”; “Я и другие люди”, “Я и Я”.
2. Все задания, способы ознакомления с противоречиями и приемами ТРИЗ по их разрешению преподносить в игровой форме, с использованием наглядного материала.
3. Общение и взаимодействие с ребенком должно строиться на следующих позициях:
– внимательно выслушивать ребенка, восхищаться каждой идеей;
– не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес ребенка;
– говорить не “правильно”, а “интересно”, “необычно”, “любопытно”, “здорово”, “отлично”, “удивительно”, “прекрасно”, “замечательно” и т.п.;
– учить ребенка возражать взрослому, другим детям, — доказывая, аргументируя, отстаивая свою позицию;
– использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
– сопровождать процесс общения только положительными эмоциями: радостью нового познания, открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой, самоутверждением, осознанием собственной значимости;
– поддерживать мотивы ребенка на участие в занятиях: самоутверждения, лидерства, личной пользы, помощи, общения, познания нового, созидания, игрового.
Помните, что каждый ребёнок, изначально талантлив и даже гениален, у него нет психологической инерции, сложившихся устоев, но его надо научить ориентироваться в современном мире, видеть и разрешать противоречия, приводить примеры и аргументы в доказательной беседе.
Из личного опыта: однажды я убедилась в реальном эффекте используемой технологии. В летний период так случилось, что у меня не забрали вовремя двух девочек: одну из моей группы, другою – из другой, но того же возраста (я работала в большом саду, где было по две группы одного возраста). Времени уже 19 часов, мы втроем на площадке, родителей в обозримом пространстве не видно. Говорю – «Ну, что ж, наверное ваши мамы немного задерживаются, давайте заходить в группу и пойдем к главному выходу. А то вдруг сторож нас не увидит и закроет в саду, что же мы делать тогда будем?». Девочка из соседней группы забеспокоилась, захныкала, а «моя», ни на секунду не задумавшись, выдает: «В окно вылезем». О! Я очень обрадовалась и поддержала: «Отлично! Но наша группа на первом этаже… Если мы вылезем, то как потом его закроем? Ведь если оставить открытым, может кто-нибудь влезть…» Девочка задумалась, обвела взглядом здание и предложила: «Тогда давайте со второго этажа выйдем, вон по той лестнице (эвакуационной)». «Хорошо! А как же мы дверь за собой закроем? Там ключ только внутри, в группе…» Девочка из соседней группы с интересом прислушивалась, но своих вариантов не предлагала. А «моя» выдвигала все больше и больше вариантов, пока наконец не нашла оптимальное – дойдем до телефона в холле и позвоним! И не думайте, что это было легко! Дети с телефоном в детском саду не взаимодействовали, сотовых тогда просто не существовало, да и стационарные не у всех были. Но она НАШЛА решение!
Лена, большое спасибо за этот замечательный сайт. Вроде бы занималась с детьми, была в курсе их дел, но вот совместные занятия ТРИЗом принесли мне, как маме, много открытий. Дети открываются с неожиданной стороны. И эти занятия очень объединяют. А уж как весело!!!
Благодарю.
Юлия, благодарю за такие добрые и приятные слова в адрес сайта! Абсолютно согласна, что игры и упражнения ТРИЗ открываю много новых, неожиданных возможностей в ребенке. И очень важно сохранить их, не дать угаснуть.
Теоретический ТРИЗ довольно труден для понимания, много «технических» терминов, но на деле все не так страшно, а очень даже интересно, просто и весело Я постараюсь, чтобы материалы сайта были доступны, увлекательны и полезны.
Забавных путешествий по стране Фанталии, удивительных открытий и веселых минут Вам и вашим детям!