Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 

Популярные статьи

Партнеры

200x300  

Рекомендуем

Приключения Колобка-1

 

35232254-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-1-klassa-v-2-h-chast-35232254

 

35479928-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-2-klassa-v-2-h-chast-35479928

 

Денис-изобретатель

 

Большие открытия маленького львенка

 

57151095-aleksandr-kislov-242-tretiy-glaz-ili-kak-razvit-sistemno-funkcion-57151095

 

Страна загадок

 

57145785-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-dlya-izuchauschih-triz

 

57153148-aleksandr-kislov-24203758-novye-zadachi-dlya-izuchauschih-triz-57153148

 

57145780-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-v-stihah-dlya-izuchauschih-triz

 

Обложка ДАРИЗ

 

Сочиняем новогоднюю историю при помощи приема «калька»

Рисунок10 Автор приема — Джанни Родари («Грамматика фантазии»

Суть приема: берется популярная знакомая сказка, и ее основная сюжетная линия сводится к абстрактной схеме.

Затем эта схема интерпретируется по новому – другое место и время событий, другие персонажи, аналогичные, но другие по содержанию события и т.д.  

 

В качестве основы, с которой будем делать кальку, возьмем словацкую народную сказку «У солнышка в гостях». В полном варианте сказки 8 героев и облако, на котором персонажи перемещаются к месяцу (облако можно тоже обозначить как героя). Но для начального освоения приема удобнее взять эту сказку в сокращенном варианте — 6 героев.

У Солнышка в гостях (сокращенный вариант)

Однажды большая туча закрыла небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света и решили солнышко найти.
Отправились цыплята в путь.
Увидела их сорока, подлетела к ним, затараторила:
— Цыплята, куда вы идёте?
Отвечают цыплята:
— Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идём его искать.
— И я с вами пойду! И я с вами пойду!
— А ты знаешь, где солнышко живёт?
— Я-то не знаю, а заяц, может, знает, он рядом живёт.
Пришли они к зайцу.
— Заяц, заяц, — запищали цыплята, затараторила сорока, — не знаешь, где солнышко живёт
Я-то не знаю, а вот ежик, который живет за ручьем,— он наверняка знает.
Переправились они через ручей, нашли ежа:
— Ёжик, ёжик, — кричали звери, — ты не знаешь, где солнышко живёт? Три дня его на небе не было, уж не захворало ли?
— Как не знать! Знаю, — отвечает ёж. — За дубом большая гора. На горе — большое облако, над облаком — серебристый месяц, а там и до солнышка недалеко.
Взял ёж палку и пошел дорогу показывать.
Вот пришли они на макушку высокой горы. Залезли на облако, уселись поудобнее, и полетело облако прямо к месяцу в гости.
— Месяц, месяц! Покажи нам, где солнышко живёт!
Привёл их месяц прямо к воротам солнцева дома, а в доме темно, света нет: заспалось, видно, солнце и просыпаться не хочет.
Тут сорока затрещала, цыплята запищали, ёж палочкой застучал:
— Солнышко, солнышко, вставай, посвети!
— Кто это под окошком кричит, мне спать не даёт? Не могу я на небо выглянуть. Три дня меня туча прятала, а теперь заблестеть не смогу…
Начал заяц воду таскать, сорока — солнце водой умывать, ёж — полотенцем вытирать, а цыплята — соринки смахивать.
Выглянуло солнце на небо, чистое, яркое да золотое. И везде стало тепло, светло и радостно.

 

Читаем сказку, выделяя основные моменты, составляем схему повествования:

- Завязка: главные герои (№1) и ПРИЧИНА, по которой они отправляются в путь (Цыплята заскучали по скрывшемуся солнышку и решили его найти)

- Встреча с героем №2 (Сорока), который не помог, предложил спросить у героя №3 и пошел вместе с главными героями

- Встреча с героем №3 (Заяц), который повел персонажей к герою №4

- Встреча с героем №4 (Еж), который знает дорогу и показывает путь

- Встреча с героем №5 (Месяц), который приводит героев к развязке – герою № 6

- Развязка: встреча с героем №6 (Солнышко) и благополучное разрешение проблемы

Рисунок1

 

Выкладываем карточки с героями новогодней тематики: Дед Мороз, Снегурочка, снеговик, зайчик, белочка, елочка (оживленная).

Рисунок7

Вариант 1: карточки открыты, взрослый, совместно с ребенком выбирает персонажей, придумывая сюжет.

Вариант 2, более интересный: карточки лежат обратной стороной, и персонажи выбираются наугад, не глядя.

Выбранных персонажей ребенок зарисовывает в схеме. Завершив сочинение сказки, ребенку будет легко рассказать ее целиком с опорой на эту схему.

Рисунок5

Последовательность работы над калькой сказки «У солнышка в гостях» (калька с другого произведения будет выглядеть иначе):

1. Выкладываем главного героя.

2. Чтобы определиться с причиной, побудившей главного героя отправиться в путь, нужно выбрать последнего персонажа №6.

3. Сочиняем завязку – определяемся с местом и причиной путешествия.

4. Далее можно открывать персонажей поочередно, сочиняя по ходу диалоги и взаимодействия между героями.

5. Сочиняем развязку.

6. Придумываем название.

7. Ребенок рассказывает сказку по схеме, начиная с названия. Если есть возможность – предлагаем рассказать сказку и другим членам семьи.

Рисунок8

Примерная сказка:

1. Снеговичок-почтовичок помогает Дедушке Морозу – приносит и разбирает письма от детей, разносит подарки лесным жителям, приходит на утренник к малышам.

2. Разбирая письма, Снеговик заметил, что от Зайчишки нет письма. Письмо потерялось? Или Зайчик забыл написать его? А, может, злой Волк помешал его отправить? Снеговик решил найти своего друга и спросить.

3. Рядом с избушкой Деда Мороза росла Елочка, и Снеговик обратился к ней:

- Елочка, ты не знаешь, где Зайчишка?

- Нет, я его давно не видела. Он же бегает по всему лесу, а я всегда на этом месте стою. Спроси-ка ты у Деда Мороза, может, он знает.

4. Снеговик подошел к Дедушке Морозу, который осматривал сани.

- Дедушка, ты не знаешь, где Зайчик? Почему-то письма от него нет.

- Нет, Снеговичок, я был занят, не видел. Садись в сани, найдем Снегурочку, у нее спросим. Она по лесу гуляет, может, и встретила его.

5. Снегурочка украшала снежинками березки и елочки. Она тоже не знала, где Зайчик.

- Нужно спросить у белочки, они же друзья с Зайчишкой, часто наперегонки скачут – белочка по деревьям, а зайчишка по сугробам.

Села Снегурочка в сани к Дедушке Морозу и Снеговичку, и все вместе поехали белочку искать.

6. Очень быстро они отыскали ее по громкому щелканью орешков и куче скорлупок под большим деревом с дуплом – беличьим жилищем.

- Да, недавно видела его, — сказала белочка, — он играл со своими следами, запутывал их, вооон на той стороне замерзшей реки.

И белочка повела друзей туда, где резвился Зайчик.

7. Но Зайца нигде не было видно…. Следы есть, а самого зайчика – нет. Вдруг они услышали какой-то шорох, треск. Оказалось, что Зайчишка так увлекся, что запрыгнул в кучу хвороста, ветвей поваленных деревьев, и запутался там, никак выбраться не может.

Дед Мороз стал откатывать большие стволы, а Снегурочка с Белочкой вытаскивать тонкие ветки и распутывать Зайчишку. Наконец они его освободили. Письмо Зайчик просто не успел написать – все откладывал, а потом попал в ловушку.

Посадил Дед Мороз его в сани, и они все вместе поехали пить теплый чай с вареньем. А Зайчишка — еще и письмо писать, с пожеланиями на Новый год . Хорошо бы Дедушка Мороз подарил ему большой кулек внимательности и осторожности, чтобы Зайчик не попадал больше в неприятности.

8. Сказку можно назвать «Как снеговик искал Зайчика», «Где письмо от Зайчика?», «Заботливый Снеговичок-почтовичок» и др. 

 

С детьми-школьниками можно сочинить сказочную новогоднюю историю, используя полную версию сказки «У солнышка в гостях» и 9 персонажей.

Рисунок3

Рисунок9

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>