Инструменты ТРИЗ в планировании работы воспитателя детского сада
Наибольшие возможности внедрения ТРИЗ-педагогики в работу с дошкольниками имеются у детских развивающих Центров и Клубов. Государственные образовательные учреждения очень ограничены наличием утвержденных программ с принятыми методами, приемами и средствами обучения. На сегодняшний день воспитатели используют, в основном, игры и упражнения из арсенала ТРИЗ-педагогики и, по возможности, некоторые методы и приемы (Метод Маленьких Человечков, формулировка ИКР, поиск ресурсов и др.), встроенные в утвержденный педпроцесс учреждения, традиционное календарно-тематическое планирование (в соответствии с требованиями ФГОС ДО), комплексную и парциальные программы.
На сегодняшний день уже имеются научно-обоснованные и экспериментально проверенные методики, которые используют педагоги дошкольных образовательных учреждений в своей работе. Это пособия и методические рекомендации А.М.Страунинг (программа «Росток»), Т.А.Сидорчук («Технологии развития интеллекта дошкольников», «Формирование системного мышления дошкольников»), Е.Л.Пчелкиной («ДАРИЗ», «По ступенькам ТРИЗ»), А.А.Нестеренко («Страна загадок») и др.
И одной из основных проблем педагогов зачастую является вопрос: как встроить в свою систему работы, регламентированную различными нормативными документами, материалы имеющихся пособий.
Одним из вариантов интегрирования ТРИЗ-педагогики и требований ФГОС ДО, может служить определенная схема работы воспитателя по подготовке и организации обучающей, развивающей и воспитательной деятельности дошкольников. В качестве примера предлагаю рассмотреть традиционную для осени познавательную тему «ХЛЕБ», проходящую через все возрастные группы.
Первый этап – определение и формулировка цели, задач и отбор содержания. Несомненно, это зависит от возраста детей. Но есть и общее, отправляющее нас к блоку ТРТЛ (Теория Развития Творческой Личности): важнейшим параметром творческой жизни является наличие Достойной Цели. А достойная цель может быть только у достойного человека. Поэтому основной целью педагога является формирование личности ребенка, его нравственных качеств и ценностных ориентиров. Это значит, что первоначальная задача заключается в той реальной практической пользе, которую принесет изучение данной темы самому ребенку и его окружению, другим людям. Если такой задачи для данного возраста детей тема не имеет, то стоит задуматься – а нужна ли она сейчас для изучения? Информация по этому конкретному вопросу может быть получена детьми позже, когда станет более значимой и полезной.
В зависимости от возраста целью изучения темы «Хлеб» может быть:
- младшие дошкольники: ознакомление со свойствами предметов ближайшего окружения (значимость для ребенка), посильная помощь маме при выпечке и готовке (значимость для близких); формирование предпосылок понимания значимости трудовой деятельности взрослых;
- средний дошкольный возраст: воспитание уважения к общественно-полезному труду взрослых, формирование понимания взаимосвязей и взаимозависимости людей разных профессий для создания нужного всем продукта, формирование ориентира на бережное отношение к природе и разумное вмешательство человека (экологическое сознание);
- старшие дошкольники: формирование представлений об эволюции и совершенствовании орудий труда и деятельности людей, нацеливание на активное участие в процессе улучшения окружающего мира, воспитание нравственного отношения к ресурсам природы и человеку, как ее части.
Содержание материала по теме определяется поставленными целями и задачами. Для обеспечения целостности и наглядности удобно использовать ПОЛИЭКРАННИК (по принципу Системного Оператора*) в ячейки которого разносим материал для планирования. Расширение представлений происходит по принципу «От близкого к далекому».
_________________________________________________
* В данном случае называть полиэкраны Системным Оператором некорректно, так как СО имеет свои особенности.
Так, для детей 2-4 лет материал темы может заключаться в следующих представлениях:
Детей 4-5 лет знакомим с процессом изготовления хлеба более подробно, учитывая особенности региона проживания:
Старшие дошкольники 5-7 лет не только получают сведения об эволюции хлебобулочного производства, но и придумывают варианты развития, улучшения, облегчения способов изготовления хлебных изделий. (Таблица заполняется в соответствии с имеющимися представлениями детей конкретной группы)
Теперь, когда содержание в общих чертах определено, приступаем к конкретизации и подбору соответствующих методов, приемов, упражнений и игр по теме. И первое, что нужно продумать – это интересное начало, содержащее какую-то загадку, тайну, неизвестность: то, что вызовет собственное желание детей узнать о запланированной нами теме. Этот момент так же относится к блоку ТРТЛ для дошкольников. Г.С. Альтшуллер, на основе изучения биографий творческих личностей, высказал гипотезу, что часто толчком к творчеству является Встреча с Чудом. Конечно, мы не можем предугадать, что именно станет тем Чудом, которое окажет влияние на жизнь каждого конкретного ребенка. Но мы можем подготовить возможность этой встречи, создавая соответствующие условия – так называемую «Точку удивления».
Для малышей третьего года жизни это может быть «выскочивший» из книжки Колобок – круглая булочка. У детей будет возможность рассмотреть ее, подержать в руках (что особенно важно для малышей), отметить различные Признаки хлебного изделия (желательно перед занятием подогреть в микроволновке, чтобы признак Температура тоже был обозначен).
Более старшим детям можно внести, например, поморских козуль. Это позволит не только ознакомиться с тестом и процессом изготовления хлеба, но и объединит две темы – «Хлеб» и «Народное творчество», что имеет важное значение в условиях ограниченности времени учебного года и большим количеством изучаемых тем.
Детям среднего дошкольного возраста можно предложить изобретательскую задачу сказочного содержания. Например: «Хомяк готовится к зиме и таскает зерна с поля к себе в норку за щеками. Однажды он так набил щеки, что едва даже смог подняться. Как хомяку перетащить эти зерна в норку?»
В старшем возрасте можно предложить детям рассмотреть какой-то незнакомый или малознакомый предмет, имеющий отношение к хлебобулочному производству старины или современности (например, серп, ручную мельницу, и др.) и поразмышлять – что это и для чего может использоваться.
С целью конкретизации содержания темы и интеграции удобно использовать Морфологическую таблицу, которая позволит учесть все аспекты ТРИЗ-педагогики (специфические игры, приемы, методы) и ФГОС ДО. (Представлена примерная упрощенная таблица, составленная для работы с детьми младшего дошкольного возраста; при необходимости можно дополнять таблицу более конкретизированными столбцами и строками)
Используя данную таблицу, воспитатель составляет или корректирует конспекты НОД (непрерывной образовательной деятельности), планирует воспитательно-образовательную работу на неделю.
Обязательным этапом является завершение изучения темы – подведение итогов, оформление материалов, закрепление полученных представлений, умений и навыков. Это может быть:
- завершающее мероприятие: например, развлечение «Здравствуй, хлебушек душистый!»,
- показ детям других групп сценок, драматизаций, театра,
- выставка поделок из соленого теста,
- чаепитие с пирожками, блинчиками – с приглашением поваров, родителей,
- создание рукописной книги: мини-энциклопедии или сборника детских рассказов с собственными иллюстрациями,
- интересно смотрятся итоги проектной деятельности старших дошкольников в виде стенгазеты,
- использование современных интересных форм оформления материалов – лепбук, компьютерная презентация, и т.д.
Таким образом, схема работы по внедрению технологии ТРИЗ на основе комплексно-тематического планирования выглядит так:
1. Формулировка цели и задач, включающих обязательную нравственную составляющую и практическую пользу ребенку, его окружению и другим людям.
2. Отбор содержания в соответствии с возрастом и уровнем развития, имеющихся представлений, умений и навыков детей группы на основе полиэкранника.
3. «Точка удивления» — интригующее начало изучения темы, таящее в себе неожиданность, загадку, интерес, и мотивирующее детей задуматься и задавать вопросы, побуждающее искать ответы на свои вопросы и стремиться самим проникнуть в тайны и загадки изучаемого материала .
4. Подбор средств реализации, методов, приемов, различных видов деятельности, обеспечивающих выполнение требований традиционной педагогики и позволяющих максимально использовать возможности ТРИЗ-педагогики, на основе Морфологической таблицы.
5. Завершение темы, позволяющее детям продемонстрировать полученные навыки и поделиться с другими детьми или взрослыми. Желательно предусмотреть различные возможные формы: деятельностные, продуктивные, наглядные и т.п.
Работа по данной схеме позволит воспитателю дошкольного учреждения осуществлять развивающее обучение на основе ТРИЗ-технологии не вступая в противоречие с требованиями образовательной программы учреждения и ФГОС ДО, то есть, осуществить интеграцию самым оптимальным и безболезненным способом.
Поделитесь в комментариях своими мыслями и вопросами в отношении предложенной схемы.
Добавить комментарий