Вариативность теорий
В 2006 году школьница и ее отец из Санкт-Петербурга подали в суд на Министерство образования РФ по поводу того, что в учебнике представлена только одна, — эволюционная, — теория происхождения человека. (Дело Шрайбер) Суть иска заключается в том, что такой подход нарушает право человека на выбор, и в учебнике должны быть отражены все основные теории. На сегодняшний день их три: эволюционное (научное), божественное (религии, сказки, мифы), инопланетное происхождение.
Показать детям вариативность теорий и гипотез – это в духе ТРИЗ-педагогики.
Т.А.Сидорчук рекомендует как можно чаще при ознакомлении с различными явлениями рассказывать о разных подходах к их объяснению, не ограничиваться только одним как истиной в конечной инстанции. Это развивает в детях критическое мышление, желание вникнуть и самому разобраться в происходящем, умение размышлять и строить умозаключения.
Так, например, на одном из занятий по речетворчеству (сочиняли сказки-почемучки) мы с ребятами обсуждали – почему дождевой червь называется дождевым? Отметили и интересное явление – после дождя на поверхности оказывается очень много червей. Почему?
Один мальчик воскликнул: «Я знаю, знаю! Вода заполняет их норки, и они вылезают наружу, чтобы не утонуть, мы читали об этом!».
Когда же я ответила, что это только одно из возможных объяснений, и даже у ученых до сих пор нет единой версии, он долго настаивал на том, что — нет, он точно знает, что это правильное объяснение, ведь об этом они с мамой читали в книжке.
Но когда я рассказала и о других версиях, показала видео, на котором птица выманивает червяков постукиванием по земле (имитируя стук капель дождя), обратила внимание на разницу температур и др., мальчик призадумался и спросил: «А почему тогда в книжке было только о том, что заливает норки, они не знали, что ли?…»
Уверена, — теперь и он, и другие дети усвоят, что информация только из одного источника может быть неполной.
«Вишенкой на торте», которая развеселила ребят, стал мой рассказ об альтернативной версии названия дождевого червя.
В старину люди думали, что Земля плоская и накрыта твердым куполом. Они так и называли – земная твердь и небесная твердь. Черви, по их мнению, обитали именно в небесной тверди и попадали на землю вместе с дождем – недаром же именно после дождя на земле их такое большое количество! Поэтому и назвали червей «дождевыми».
А что же с происхождением человека? Историю изобретений различных рукотворных объектов мы зачастую начинаем с первобытного общества. Но ко мне на занятия приходят дети из разных семей, в том числе и разделяющих религиозное или эзотерическое мировоззрение. Поэтому перед началом соответствующих модулей я рассказываю обо всех теориях и сообщаю, что на наших занятиях мы будем опираться на научный, — эволюционный, — подход.
Поделитесь в комментариях своими мыслями и размышлениями по этой, довольно острой, теме. На ваш взгляд, – нужно ли рассказывать детям обо всех существующих теориях происхождения человека?
Добавить комментарий