Игра «Защитник-обвинитель-изобретатель»
Игра «Защитник-обвинитель-изобретатель» — одна из самых любимых у детей старше 6-7 лет.
Как и все ТРИЗ-игры, эта игра имеет несколько уровней сложности.
На первом этапе, подготовительном, дети находят хорошее и плохое, плюсы и минусы в объектах окружающего мира. Начинать можно с детьми от 3 лет.
Игра «хорошо-плохо» — одна из основных игр из арсенала ТРИЗ-педагогов. Нас не устраивает деление мира на «что такое хорошо и что такое плохо», ведь мир многогранен. Кому хорошо или плохо, в каких ситуациях, в каком количестве, что хорошего есть в плохом? Чтобы разнообразить игры и выделить суть, не привязываясь к определенным образам, мы применяем различные модели и вводим персонажей: светлый и темный домики, солнышко и тучка, веселый и грустный смайлики, Баба Яга и добрая Фея, защитник (адвокат) и обвинитель (прокурор).
Когда дети уже с легкостью находят положительные и нежелательные стороны в объектах окружающего мира, можно ввести третий персонаж – ИЗОБРЕТАТЕЛЯ, который будет устранять отрицательные проявления объекта.
Эта упражнение замечательно проходит, если есть 3 игрока, каждый из которых поочередно выполняет свою роль. Если играющих двое, то один становится защитником, другой – обвинителем, а изобретения придумывают вместе. В группе можно разделиться на команды.
По каждому объекту мы проходим не менее 3 кругов: один плюс, один минус, и изобретение, устраняющее минус. Затем снова по этому же объекту: плюс, минус, изобретение. Первые один-два круга обычно проходят легко, а вот потом уже приходится подумать. Пока рассматривается один объект, дети остаются в своей роли, смена ролей происходит, когда предлагается новый объект.
Игра должна проходить легко, непринужденно и достаточно динамично. Если изобретение, устраняющее минус, уже существует – отлично! Мы принимаем этот ответ и начинаем новый круг. У детей формируется понимание, что люди не смиряются с недостатками, а стараются их устранить. Если же такого изобретения нет (или дети о нем не знают), то обсуждение возможного варианта происходит более глубоко, с привлечением защитника и обвинителя, которые обычно с радостью подключаются.
И на третьем этапе усложнение – ищем минусы в озвученном плюсе.
Порой бывает очень нелегко увидеть минусы в плюсе, ведь, как правило, первым плюсом дети называют главное полезное назначение объекта, для чего он был создан. И какой минус может быть в том, что варежки удерживают тепло, не дают замерзнуть рукам? Или в том, что чашка удерживает жидкость, из нее удобно пить? (радует, что дети зачастую формулируют ГПФ функциональным языком ТРИЗ). Гораздо легче было на предыдущем этапе, когда плюсы и минусы могли быть не связаны – плюс: чашка удерживает жидкости, минус: хрупкая, может разбиться. Но в мире нет ничего однозначно плохого или хорошего, всегда в минусе есть и плюс, а в плюсе – минус, пусть даже очень крошечный и некритичный.
Познакомив ребят с усложнением, я предложила для разминки «современный телефон», как довольно простой объект для анализа, имеющий очевидные плюсы и минусы. Игра прошла на ура, но для меня было много неожиданных моментов. Первый плюс, озвученный «защитником» — на нем можно читать книги (вот это да! Не разговаривать на расстоянии, как я ожидала, а читать). А минус – когда читаешь книги, быстро садится зарядка (опять неожиданный для меня ответ). Значит, современные младшие школьники уже читают на телефоне, знакомы с тем, что происходит.
Плюс – он маленький, можно носить в кармане (да, этап крошечных кнопочных телефонов так же прошел незамеченным для ребят). Минус – если носить в кармане, можно его поцарапать, например, ключами (конечно, его не так просто потерять как предыдущие телефончики с полладошки).
Мы прошли несколько кругов, но главное назначение (для меня) так и не было названо. Действительно, для современных детей это уже не просто средство связи (это даже и не главное в нем), а «карманный компьютер», выполняющий множество разнообразных функций.
Добавить комментарий