Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 

Популярные статьи

Партнеры

200x300  

Рекомендуем

Приключения Колобка-1

 

35232254-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-1-klassa-v-2-h-chast-35232254

 

35479928-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-2-klassa-v-2-h-chast-35479928

 

Денис-изобретатель

 

Большие открытия маленького львенка

 

57151095-aleksandr-kislov-242-tretiy-glaz-ili-kak-razvit-sistemno-funkcion-57151095

 

Страна загадок

 

57145785-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-dlya-izuchauschih-triz

 

57153148-aleksandr-kislov-24203758-novye-zadachi-dlya-izuchauschih-triz-57153148

 

57145780-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-v-stihah-dlya-izuchauschih-triz

 

Обложка ДАРИЗ

 

ДАРИЗ – дар детям

Обложка ДАРИЗ«Если мы хотим научить детей ТРИЗ, то, в первую очередь, необходимо научить их решать задачи. Ведь с задачами ребёнок сталкивается с первых дней своей жизни: как дотянуться до интересного предмета; как поделить машинку с другом, если мы хотим в неё поиграть одновременно; из чего сделать куклу, чтобы не скучать; как отучить любимого котёнка таскать карандаши и грызть их; как самостоятельно достать шарик, который улетел под потолок и т. д. Таких задач на пути малыша бесчисленное множество. Они могут быть бытовые, исследовательские, социальные, учебные, психологические» (Е.Л.Пчелкина)

Зачем ребенку алгоритмы? Не будет ли это лишним забиванием головы ненужными знаниями? Все выглядит так сложно и запутанно – какие-то конфликтующие пары, ИКРы, ресурсы… Неужели это пригодится в нашей обычной реальной жизни? Ведь на занятиях дети решают проблемы сказочных героев, ежиков и зайчиков, гипотетических мальчиков и девочек…


Во-первых, формируется привычка проблемы решать, а не эмоционировать по этому поводу. Когда ребенок раз за разом САМ находит варианты решений различных проблемных ситуаций, у него возникает связка – раз есть проблема, значит, есть и решение. И всегда — не одно, а несколько, из которых можно выбрать лучшее, самое приемлемое. А это значит, что ребенок не будет пасовать перед трудностями и неожиданными препятствиями, а станет искать выход.

Но эту привычку можно сформировать и просто регулярно предлагая ребенку открытые проблемные задачи: из книг, — специализированных и художественных, из собственной жизни ребенка, при ознакомлении с объектами и явлениями окружающей жизни. Зачем алгоритм?

Простые задачи можно решить при помощи смекалки и сообразительности. Но чем сложнее и запутаннее задача, тем труднее решить ее «с ходу», «методом тыка». Вариантов решения или нет совсем, или приходят на ум только фантастические и нереализуемые идеи. А решение по алгоритму открывает новые, незамеченные, и даже не рассматриваемые, возможности.

СтихотворениеПример:   Зачитываю стихотворение А.Барто.

Самый шустрый ребенок тут же выдает ответ: «Привязать кота нужно!»

Дети возражают: «Нет… если мы привяжем кота, то ему будет плохо…» (Замечательно! Уже усвоили наш главный принцип – никогда и никому не делать плохо)

Кто-то предлагает: «Может, блюдечко с молоком в кузов поставить, кот будет лакать и не захочет выпрыгивать»

Ему отвечают: «А молоко не прольется, когда грузовик будут возить?»

- «Тогда кусочек колбасы положить, или другую какую-нибудь вкусняшку»

 Идеи иссякли, повисло молчание… Подключаюсь: «Ну что ж, давайте позовем наших друзей: Кислую парочку, мастера САМ и мастера Ресурс. Может быть, с их помощью нам удастся найти хорошее решение?»

 

Кислая парочка, мастер САМ и мастер Ресурс – это образные персонажи соответствующих шагов ДАРИЗ, детского алгоритма решения изобретательских задач (автор — Екатерина Львовна Пчелкина). Это один из наиболее простых и удобных алгоритмов, разработанных на основе АРИЗ для применения в нетехнических сферах жизнедеятельности людей.

КП МС МР - оригинал

 

«Но сначала необходимо превратить эту проблемную ситуацию в задачу. В стихотворении описана только проблемная ситуация, никакой задачи она перед нами не ставит. Может быть, ребята и не захотят решать эту проблему, отпустят кота, да и будут катать грузовик без него. А можно сформулировать задачу и найти решение. Что мы хотим? Как будет звучать задача?»

Первый шаг – выделение конфликтующей пары (КП, «кислой парочки»). Это позволяет увидеть суть проблемы, наметить направление ее решения. Ошибочное определение КП не приведет к разрешению проблемы. В то время как выявление верной КП, или даже нескольких, существующих в ситуации, даст различные идеи ее решения, из которых уже намного легче выбрать оптимальную.

Кислая Парочка

«Задача: Как прокатить КОТА в МАШИНЕ, чтобы кот ее не опрокидывал? Значит, в нашей задаче «не дружат» кот и машина, они и есть Кислая парочка.

Давайте подумаем – а почему кот мог опрокинуть машину?

- Он не хочет кататься, боится!

- А может, хочет, но грузовик качается, сам опрокидывается, когда кот шевелится.

-  Коту может быть неудобно, жестко сидеть.

- Кузов может быть слишком маленький, кот в него не помещается.»

 

Второй шаг – формулировка ИКР (идеального конечного результата), советы мастера САМа для каждого элемента Кислой парочки.

Это позволяет не просто выбрать направление решения, а заложить самое лучшее для нас, идеальное, с минимальными затратами времени, денег, ресурсов. Конечно, ИКР чаще всего недостижим, но можно приблизиться к нему довольно близко. И, самое главное, — мы будем искать способы и возможности решения именно в этом, самом желаемом и лучшем для нас варианте, а не распыляться по разным направлениям, чтобы «решить хоть как-нибудь».

Мастер САМ

«Мастер САМ любит, когда все происходит САМО.

Какие советы он даст нашей Кислой парочке?

ИКР1: кот САМ не опрокидывает машину (грузовик).

ИКР2: машина САМА не опрокидывается.

 

 

 

Следующий шагресурсы. Причем самые доступные, которые можно сразу использовать. Не фантазировать: «вот если бы дали мне миллион, вот тогда бы….», а конкретно те, которые есть в самой ситуации, которые у нас «под рукой».

Мастер Ресурс«У мастера Ресурса есть свои правила: рассмотреть ресурсы кота, грузовика и окружающего, которые помогут осуществить советы мастера САМа. (ИКР+ресурсы)

Ресурсы кота: он любит удобство (чувство удовольствия), вкусную еду, он может сидеть и лежать, …

Ресурсы грузовика: кузов, подвижность, …

Ресурсы окружающего: ресурсы детской комнаты и квартиры.

 

ИКР1 + ресурсы:

- Положить в кузов что-нибудь вкусненькое! (Ну, конечно, с этого же и начинали ) Кот будет лакомиться и не захочет выпрыгивать.

- Положить в кузов подушечку или одеяло из кукольной коляски, или сделать мягкую подстилку из полотенца, тогда кот сможет удобно лечь. Сможет поспать, пока его возят.

- А еще можно сделать в кузове домик для кота, как норку из кукольного матрасика или длинного толстого шарфа,  где коту будет хорошо: тепло и темно. Кот будет сидеть внутри и не станет бояться. И даже если упадет, не ударится.

 ИКР2 + ресурсы:

- Чтобы грузовик не опрокидывался, можно по бокам прикрепить скотчем две маленькие машинки.

- А можно прикрепить по бокам карандаши, на которые одеть колеса из лего или от других машинок.

- Если кузов маленький, можно прикрепить сверху коробку побольше размером.»

(Если у вас есть еще хорошие идеи, поделитесь, пожалуйста, в комментариях)

 

И на последнем шаге у нас есть несколько вполне реальных, осуществимых идей, из которых можно выбрать наилучшую, приближенную к ИКР, наименее затратную и трудоемкую.

Анализ идей

Это самый простой, 4-шаговый алгоритм ДАРИЗ, который мы с ребятами осваиваем в первом блоке наших скайп-занятий по ТРИЗ. Есть усложненные варианты ДАРИЗ,- с формулировкой противоречий условий и требований (ТП и ФП), определением оперативного времени и зоны, но эти элементы мы осваиваем уже позже, на 2 и 3 год обучения.

 Схемы ДАРИЗ

 

Подробнее с этой технологией можно ознакомиться в пособии Е.Л.Пчелкиной «ДАРИЗ – детский алгоритм решения изобретательских задач».

Посмотреть разбор некоторых задач в книге «Задачи для изучающих ТРИЗ».

Онлайн-занятия по ДАРИЗ с детьми 6-8 лет.

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>