Основная цель этой серии скайп-занятий - формирование основ интеллектуально-творческого мышления дошкольников 6-8 лет на базе инструментария ТРИЗ и практическое освоение ДАРИЗ.ДАРИЗ - это
Детский Алгоритм Решения Изобретательских Задач. Автор- Екатерина Львовна Пчелкина. Методика построена на базе АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) Г. С. Альтшуллера и адаптирована для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В процессе занятий:
- дети знакомятся с основами РТВ-ТРИЗ, осваивают ДАРИЗ;
- развивается системно-диалектический стиль мышления, креативность и воображение;
- формируется интерес и готовность к творческому решению задач;
- возникает потребность в развитии личных творческих способностей;
- появляется представление о том, что компьютерная техника может быть использована не только для игр и мультфильмов, но и быть средством обучения, онлайн связи с преподавателем
(в настоящее время форма дистанционного образования становится все более популярной и востребованной – можно учиться у лучших преподавателей и в лучших высших учебных заведениях всего мира вне зависимости от места проживания)Это длительный курс, разработанный на основе программы "По ступенькам ТРИЗ" Е.Л.Пчелкиной.
Для удобства курс разделен на 4 логических блока по 8 занятий (всего 32 занятия).
Для новичков - обязательная предварительная связь с ребенком и родителями для знакомства, небольшой творческой разминки и проверки технических моментов (бесплатное пробное занятие длительностью 40-50 минут).
В течение всего учебного года дети осваивают ДАРИЗ, ресурсно-функциональный и функционально-системный подходы, развивают управляемое воображение, творческое и причинно-следственное мышление. Но каждый блок имеет свою
основную цель, на которую направлено обучение.
Каждый блок состоит из
8 последовательных занятий длительностью по 60 минут:
1 блок: ДАРИЗ
Результаты:
- ознакомление с элементами и шагами алгоритма: КП (Конфликтующая Пара - Кислая Парочка), ИКР (Идеальный Конечный Результат - Мастер САМ), ресурсы (Мастер Ресурс), анализ идей
- подготовка к освоению функционального и системного подхода
- знакомство с некоторыми приемами РТВ
2 блок: Функции
Результаты:
- ознакомление с функциями по модели "инструмент-действие-изделие"
- закрепление умений решать задачи по ДАРИЗ
- продолжение знакомства с приемами РТВ
3 блок: Системный оператор
Результаты:
- ознакомление с системным оператором и закрепление понятия функций
- освоение ДАРИЗ
- закрепление знакомых приемов РТВ
4 блок: Методы фантазирования
Результаты:
- ознакомление с некоторыми методами фантазирования
- освоение ДАРИЗ
- освоение функционально-системного подхода
По окончании каждого блока занятий – индивидуальная беседа с родителями по желанию (ответы на вопросы, рекомендации, советы, обсуждение заданий)
Примерная структура занятия (60 мин):- Игры на снятие психологической инерции и РТВ (10-15 мин)
- Нейрогимнастика* (2-3 мин)
- Основная часть: освоение задач по основной цели блока (20-25 минут)
- Двигательная активность* (3-5 мин)
- Приемы ТРИЗ, творческая часть (10-15 мин)
- Итог занятия (2-3 мин)
Домашнее задание: продуктивная деятельность**, РТВ, игры и упражнения на закрепление материала.
_______________________________________________________________________________
* Чтобы дети не находились целый час неподвижно перед монитором, предусмотрена двигательная активность, в том числе с отходом от компьютера, через каждые 15-20 минут.
** Продуктивная деятельность - поделки из бросового материала. Поделки выполнять сложнее, чем рисунок: нарисовать можно все, что угодно - это легче и гораздо больше возможных вариантов; при изготовлении поделки - необходимо представить будущую поделку объемно, найти нужный материал, при помощи которого можно воплотить замысел, придумать способы соединения элементов и т.п.Опыт показал, что наиболее эффективно занятия проходят с 2-3 участниками в группе: дети более активны, отталкиваются от идей других участников, слушают друг-друга, общаются, уточняют и оспаривают идеи, учатся аргументировать и отстаивать свой вариант ответа. Что понадобится к занятиям:- Коробка из-под обуви или пластиковый контейнер для изготовления «Коробки юного изобретателя»
- Наполнение коробки:
• бросовый материал (флаконы и баночки от шампуня, крема, йогурта, витаминов и т.п.; втулки от туалетной бумаги; контейнер от Киндер-сюрприза, вкладыши из коробки конфет и др.);
• кусочки проволоки, крупные пуговицы, отрезки лент/ тесьмы/тонкой веревки
• сломанные игрушки или их части, сломанные ненужные механизмы (часы, калькулятор, интересные части магнитофона/телефона/и др.)
• природный материал (шишки, ракушки, желуди, веточки и др.)
- Дополнительно для творческих поделок: все, что может пригодиться для скрепления деталей или дополнения (пластилин, скотч, канцелярские резинки («для денег»), готовые глазки, клей-карандаш, цветная бумага (можно на липком слое), и др.)
- Ножницы, шило – по необходимости, в коробку не вкладывать.
Требования:1. Для
группового обучения: посещать строго все занятия, пропуск – только в самом крайнем случае. Все занятия взаимосвязаны, пропуск одного повлечет непонимание последующего материала.
В случае отсутствия придется в обязательном порядке самостоятельно проработать пройденный без ребенка материал по письменному конспекту или видеозаписи. При
индивидуальном обучении занятие переносится до договоренности на другой день/время.
2. Желательно присутствовать кому-то из взрослых, чтобы «быть в теме» и помочь ребенку в выполнении домашнего задания, но на самом занятии не вмешиваться, помогать только в самом крайнем случае или по просьбе педагога.
3. Допускается присутствие детей других возрастов (братьев, сестер). Задача взрослого – обеспечить условия, чтобы более младший ребенок не мешал работе группы. С более старшими провести беседу о том, что задания легкие, рассчитаны на дошколят, поэтому сначала дать возможность высказаться младшим. После я обращусь к старшим детям и выслушаю их. Или можно записывать свой ответ на листочке и показывать мне в камеру, пока младшие думают.
4. Запрет на интернет! Все задания нужно выполнять самостоятельно, без привлечения интернета, даже если вам кажется, что ваше изобретение недостаточно креативное. Радость от собственных открытий и придумок – дополнительная очень мощная мотивация.
Стоимость 1 блока групповых занятий: 6400 руб. (8 занятий)
Возможна оплата частями:
- за 4 занятия: две оплаты по 3600 руб.
- за каждое отдельное занятие – 1000 руб./занятие
Стоимость 1 блока индивидуальных занятий: 12800 руб. (8 занятий). Так же возможна оплата частями: за каждые 4 занятия по 7200 руб.; за одно - по 2000 руб.Для заявки на обучение и по всем вопросам обращайтесь на почту: elena_riabinina@triz-plus.ruНаши успехи - участие в конкурсах Российской ассоциации ТРИЗ
Дневник мамы "Ценные мысли" в процессе освоения 1 блока занятий