Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 
 

"КАЛЕЙДОСКОП МЫШЛЕНИЯ"
Kaleydoskop_myshlenia_A4

Хочу знать больше

Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

email рассылки
ВНИМАНИЕ! Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Свежие комментарии

Популярные

Рекомендуем

Большие открытия маленького львенка

 

Приключения Колобка-1

 

Приключения Колобка-2

 

Приключения Колобка-3

 

Занятия мл.гр.

 

С.Гин Занятия

Произвольный префикс

Фантастическая приставка
«Один из способов словотворчества — это деформирование слова за счет ввода в действие фантазии. Дети любят играть в эту игру, она веселая и в то же время очень серьезная: учит исследовать возможности слов, овладевать ими, принуждая их к неизвестным раньше склонениям, стимулирует речевую свободу, поощряет антиконформизм. Одна из разновидностей этой игры — произвольное добавление префикса.» Джанни Родари

 

Пре́фикс (приставка) — в языкознании: морфема, стоящая перед корнем и изменяющая его лексическое или грамматическое значение.

Автор приема, Джанни Родари, называет его «Произвольный префикс». Однако в работе с детьми вы можете заменить этот термин на более понятное и привычное слово «приставка».

Префексы

Примеры префиксов: супер-, вице-, полу-, аэро-, анти-, зоо-, мото-, астро-, видео-, архео-, мело-, моно-, аква-, зам-, микро-, макро-, би-, мини-, макси-, и др.

Начинайте с знакомых и понятных детям приставок, обсуждайте их и находите соответствующие примеры.
Супер– сверх, наилучший (супермен).
Анти– против, противоположный («антимоль»).
Зоо– животный (зоопарк).
Мото– приводящий в движение, мотор (мотоцикл).
Астро– звёздный (астрономия).
Видео– видеть (видеокамера).
Аква– водяной (аквариум). И т.д.

 

Затем попробуйте поменять приставки, отмечая, как изменяется значение самих слов.

Парк — это территория, место для отдыха и развлечений.
Зоо-парк — место, где содержатся животные. А если изменить приставку?
Аква-парк, возможно, детям уже знаком, а как может выглядеть астро-парк, супер-парк, видео-парк? А анти-парк?

Разбирайте варианты, рассматривая их с разных сторон:
Зам-кота — что может быть заместителем кота?
Если рассматривать внешнее сходство – кошка или котенок.
Если рассматривать способность кота ловить мышей – мышеловка.
Если рассматривать кота как мягкое и пушистое создание – мягкая игрушка.
Если рассматривать кота, как что-то тёплое и греющее – грелка или различные электрические согревающие приборы.

Зам-кота

Когда дети поймут принцип изменения префиксов, можно переходить к фантазированию. Предложите выбрать объект для «усовершенствования» и при помощи произвольных приставок придумать идею для рассказа или нового объекта (не забудьте отметить — где и для чего он может быть использован). Наиболее удачный и понравившийся вариант предложите воплотить в рассказе, сказке, рисунке или поделке.

Очень удобно играть с префиксами при помощи Кругов Луллия из 2 дисков. На одном диске установить схемы или модели префиксов, а на втором — любые предметные картинки. Совмещая префикс и изображение объекта, рассматривайте разные возможные варианты.

Например: Мело-кубики — кубики, издающие звуки (например, кубики Зайцева); на кубиках нарисованы нотки (изучаем длительность, составляем мелодию и т.п.); магнитофон в форме кубика или постройки из кубиков (можно использовать для обыгрывания построек: шум машин или моря, щебет птиц, детские песенки, и др.  ВАЖНО! не забывайте находить возможности использования новых придуманных объектов), и т.д.

КЛ Ф-приставка

Примерные модели префиксов можете скачать ЗДЕСЬ (Все практические материалы для Кругов Луллия можно скачать в папке «Круги Луллия» )

В комментариях поделитесь своими вариантами новых объектов или рассказами, составленными на основе использования приема «Произвольный префикс»

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>