Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 

Популярные статьи

Партнеры

200x300  

Рекомендуем

Приключения Колобка-1

 

35232254-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-1-klassa-v-2-h-chast-35232254

 

35479928-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-2-klassa-v-2-h-chast-35479928

 

Денис-изобретатель

 

Большие открытия маленького львенка

 

57151095-aleksandr-kislov-242-tretiy-glaz-ili-kak-razvit-sistemno-funkcion-57151095

 

Страна загадок

 

57145785-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-dlya-izuchauschih-triz

 

57153148-aleksandr-kislov-24203758-novye-zadachi-dlya-izuchauschih-triz-57153148

 

57145780-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-v-stihah-dlya-izuchauschih-triz

 

Обложка ДАРИЗ

 

Бином фантазии — речетворчество

Бином фантазии«Человек может творить. Делать далёкое близким, а неважное важным. Нужно постоянно придумывать собственные истории про случайные слова. И тогда постепенно откроется, что наш мир  — цельный и неделимый, а мы в нём не случайные гости. И нам вполне по силам сделать что-нибудь для того, чтобы всё, что радует глаз и душу,  не разлетелось в один миг на неровные куски и мелкие атомы.»  Ирина Васильева

В современном цивилизованном обществе практически все умеют читать и писать.  А вот интересно мыслить – очень немногие. Для большинства взрослых людей фантазирование – пустое занятие, они не хотят и не умеют отдаться полету воображения, окунуться в мир нереальности и грез. Восприятие сужается до минимума – взаимосвязь событий, явлений и предметов остается за гранью понимания. Свободная, красивая, живая, образная речь – довольно редкое качество современного человека.

Невозможно научить ребенка тому, что сам не умеешь. Но можно учиться вместе – искренне и с интересом играя, придумывая, сочиняя, на принципах равноправного партнерства со своими детьми. Известный итальянский сказочник Джанни Родари говорил, что придумывать занимательные истории и веселые сказки не сложно – нужно лишь свободно пофантазировать вместе с ребенком. Это позволит не только весело провести время, но и попутно развивать мышление, воображение, красочную образную речь — не только своего малыша, но и свои собственные.

Один из самых известных приёмов фантазирования, придуманный Джанни Родари, называется «Бином фантазии», который мы начали рассматривать в предыдущей статье. С помощью Бинома можно не только изобретать новые необычные предметы или совершенствовать имеющиеся, но и сочинять фантастические рассказы и интересные истории.

Суть метода – сочинение истории, рассказа или стихотворения на основе объединения пары несвязанных между собой слов с помощью предлогов или падежных окончаний.

Алгоритм работы по методу:
1 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу.
2 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний.
3 шаг. Выбор варианта, который может послужить основой для придумывания конкретной ситуации.
4 шаг. Сочинение рассказа или истории.
5 шаг. Запись рассказа или его схематическое изображение, рисование иллюстраций.

Чтобы не попасть в ловушку психологической инерции, которая будет наталкивать на выбор ассоциативно связанных слов, можно воспользоваться разными способами:
- два участника придумывают слова одновременно, не советуясь и не зная, какое слово будет выбрано вторым участником;
-  ребёнок, не умеющий читать, ткнёт пальцем в далеко отстоящие друг от друга страницы словаря, книги, газеты;
- использовать Круги Луллия (подробнее – в следующей статье);
- предложить выбрать одно слово из мира природы, а другое — из рукотворного; или одно одушевленное, а другое – не одушевленное;
- если играют несколько участников, умеющих писать, то каждый пишет по одному слову отдельных листочках, затем все листочки перемешиваются и вытаскиваются произвольно.

Выбраны два слова: КНИГА и БЕЛКА.
Рассматриваем различные сочетания этих слов, получая разнообразные «картины»:
- книжная белка
- беличья книгаКнига-белка
- книга в белке
- белка в книге
- книга у белки
- белка у книги
- книга из белки
- белка из книги
- книга на белке
- белка на книге
и т.д.

Некоторые сочетания получились вполне естественными, понятными и сразу вызывают знакомые образы. На этих сочетаниях можно остановиться в самом начале освоения метода.

- Белка на книге.
На даче мама читала книгу. Ее позвал сынишка, и мама положила книгу на стол около открытого окна. На столе стояла вазочка с печеньем. Пока мамы не было, в окно заскочила любопытная белочка. Она схватила печенье, уселась на мамину книгу и стала печенье грызть. Когда мама вернулась, белочка убежала. А мама удивилась — откуда на книге появились крошки.

Белка на книге

Другие сочетания требуют развитого воображения, умения отойти от конкретного образа, широкого взгляда на ситуацию и системного мышления. Так книга может быть не только конкретным предметом, но воспроизведена, прочитана. Белка может быть не только зверьком, но и игрушкой, картинкой, силуэтом. Сами предлоги могут обозначать разные ситуации: «из» может быть как «сделано ИЗ», так и «выходящее ИЗ».

- Книга из белки.
Одна маленькая девочка очень любила книгу о белках. И у нее была любимая игрушка – белка. Мама не всегда могла читать девочке книгу, потому что ей еще нужно было готовить кушать и ходить в магазин. Тогда папа записал рассказы из книги на маленький магнитофон, а мама зашила его в игрушку-белку. Получилось, как будто это белочка читает книгу. И когда девочка ложилась спать, то из ее любимой белочки слышалась любимая книга. Девочка была очень рада. Книга из белки

Если с детьми проводятся занятия по стихосложению, то можно придумать стихотворение-лимерик. Лимерик очень подходит для данного метода, так как  содержит ярко выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик.
Как правило, лимерик состоит из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:
- Первые две строчки рифмуются между собой.
- Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
- Пятая содержит вывод и не рифмуется.

Книжная белка.
Жила-была книжная белка.
Читала она на тарелке.
Читала она на прогулке,
И кушая вкусную булку.
Читать, конечно, хорошо, но и про другие дела не надо забывать!
Книжная белка

Напишите с ребенком свои истории, фантастические или сказочные рассказы на основе сочетания слов «ЛЯГУШКА и САМОЛЕТ», «ОБЛАКО и СВЕЧА», «МЕДВЕДЬ и КАСТРЮЛЯ». Поделитесь своими произведениями в комментариях.

А в следующей статье мы рассмотрим возможности использования Кругов Луллия для фантазирования по методу «Бином фантазии».

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>