Морфологический ящик (от 6-7 лет)
Усвоив принцип использования морфологического анализа, овладев приемами игры с Волшебными дорожками и Морфологическими таблицами, ребенок может переходить к более сложной работе с Морфологическим ящиком.
Морфологический ящик состоит из трех или более осей координат, на которых отложены различные показатели. На этом этапе начинается уже самое настоящее изобретательство, сочинительство, творчество. Поэтому и задания уже выходят за рамки знакомого ребенку опыта, стимулируют фантазию, воображение, мышление.
Например, можно предложить изобрести новый необычный стул. По одной оси (1, 2, 3,…) отложить форму (округлая, прямоугольная, треугольная и т.д.), по второй (а, б, в, …) – материал (дерево, глина, стекло и т.д.), а по третьей (I, II, III, …) – стиль (русский терем, подводное царство, космос и т.д.).
Чтобы заработал морфоанализ, произвольно выбираем по одному показателю с каждой оси. Например, соединяем 1-г-II: округлая форма, стекло, подводный мир. Как может выглядеть такой стул? Можно сделать его из голубого стекла и украсить ракушками, рыбками, водорослями. А можно… сделать его прозрачным и устроить внутри настоящий аквариум!
Обязательно воплотите изобретение в рисунке или, по возможности, в поделке. Обговорите с ребенком: где может находиться такой стул? Кто на нем может сидеть? Может, капитан дальнего плавания между рейсами, когда он находится дома и скучает по морю? А, может, министр морского хозяйства? Или, может быть, сам Нептун? Придумайте рассказ-историю об этом стуле – как и почему появился, возможно, с ним произошло что-то интересное, в какой сказке он мог бы появиться и т.п.
Для удобства в использовании, все данные можно так же занести в одну таблицу, но выглядеть она будет уже немного по-другому. По вертикали выкладываем все показатели, а по горизонтали – все возможные значения и характеристики.
Например, нам нужно придумать для новой сказки нестандартный, креативный образ Бабы Яги. Мы привыкли, что Баба Яга – это очень старая женщина, которая живет в избушке на курьих ножках и летает в ступе. Но на дворе 21 век, неужели Баба Яга не изменилась? Конечно, в современной сказке она и выглядит по-новому.
По вертикали выкладываем нужные нам параметры: возраст, место жительства, средство передвижения, стиль одежды, характер. А по горизонтали наполняем ячейки разнообразными характеристиками этих параметров, не привязывая их к знакомому образу.
Произвольно выбираем из каждого параметра по одной характеристике и соединяем воедино. Комбинируя различные варианты, мы можем получить именно такой образ Бабы Яги, который нужен для нашей сказки.
Это может быть маленькая девочка в платье горошками, которая живет в обычной городской квартире и ездит на велосипеде. Она веселая и смешная. А Баба Яга она, потому что… (пусть придумает ребенок). Например, увидела наша «знакомая» Баба Яга на тарелочке с наливным яблочком, что жизнь теперь совсем другая и захотела тоже здесь жить. Превратилась она в маленькую девочку и ей совсем не захотелось быть злой, вредной. Она стала веселой и смешной, и… здесь-то и начинаются самые настоящие чудеса.
Или, может быть, она осталась злой и вредной, но в сказки теперь никто не верит, и Баба Яга превратилась в молодую спортсменку, которая ездит на автомобиле, но живет во дворце «со всеми удобствами». И продолжает строить козни, всех ссорит на соревнованиях. Помогают ей в этом ее старинные приятели – Кот Баюн, Водяной, Леший. А ведь главное в спорте – дружба. Удастся ей или нет перессорить всех спортсменов и сорвать соревнования? Пусть малыш придумает хорошее окончание сказки.
Аналогично можно работать с совершенно разными объектами – создать несуществующее животное или удивительное растение, придумать новый фасон платья или марку автомобиля, спроектировать дворец или космический корабль, разработать новую модель часов или мебели и т.д. А комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, можно сочинить новые волшебные истории.
При работе с морфологическим ящиком затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать, а удержать в памяти большое количество характеристик они не могут. Поэтому взрослому (педагогу, родителю) необходимо продумать, какими символами, моделями они будут обозначать эти характеристики.
Еще один метод, основанный на морфологическом анализе и используемый в работе с дошкольниками – это круги Луллия. Об этом приеме мы поговорим с вами в следующих статьях.
Если у вас появились вопросы, или вы хотите поделиться своими историями и изобретениями – буду очень рада вашим комментариям под статьей и письмам.
Добавить комментарий