Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 

Популярные статьи

Партнеры

200x300  

Рекомендуем

Приключения Колобка-1

 

35232254-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-1-klassa-v-2-h-chast-35232254

 

35479928-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-2-klassa-v-2-h-chast-35479928

 

Денис-изобретатель

 

Большие открытия маленького львенка

 

57151095-aleksandr-kislov-242-tretiy-glaz-ili-kak-razvit-sistemno-funkcion-57151095

 

Страна загадок

 

57145785-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-dlya-izuchauschih-triz

 

57153148-aleksandr-kislov-24203758-novye-zadachi-dlya-izuchauschih-triz-57153148

 

57145780-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-v-stihah-dlya-izuchauschih-triz

 

Обложка ДАРИЗ

 

Морфологический ящик (от 6-7 лет)

Несуществующее животноеУсвоив принцип использования морфологического анализа, овладев приемами игры с Волшебными дорожками и Морфологическими таблицами, ребенок может переходить к более сложной работе с Морфологическим ящиком.

Морфологический ящик состоит из трех или более осей координат, на которых отложены различные показатели. На этом этапе начинается уже самое настоящее изобретательство, сочинительство, творчество. Поэтому и задания уже выходят за рамки знакомого ребенку опыта, стимулируют фантазию, воображение, мышление.

Например, можно предложить изобрести новый необычный стул. По одной оси (1, 2, 3,…) отложить форму (округлая, прямоугольная, треугольная и т.д.), по второй (а, б, в, …) – материал (дерево, глина, стекло и т.д.), а по третьей (I, II, III, …) – стиль (русский терем, подводное царство, космос и т.д.).

Морфотаблица 1

Чтобы заработал морфоанализ, произвольно выбираем по одному показателю с каждой оси. Например, соединяем 1-г-II: округлая форма, стекло, подводный мир. Как может выглядеть такой стул? Можно сделать его из голубого стекла и украсить ракушками, рыбками, водорослями. А можно… сделать его прозрачным и устроить внутри настоящий аквариум!

Круглый стул

Обязательно воплотите изобретение в рисунке или, по возможности, в поделке. Обговорите с ребенком: где может находиться такой стул? Кто на нем может сидеть? Может, капитан дальнего плавания между рейсами, когда он находится дома и скучает по морю? А, может, министр морского хозяйства? Или, может быть, сам Нептун? Придумайте рассказ-историю об этом стуле – как и почему появился, возможно, с ним произошло что-то интересное, в какой сказке он мог бы появиться и т.п.

Для удобства в использовании, все данные можно так же занести в одну таблицу, но выглядеть она будет уже немного по-другому. По вертикали выкладываем все показатели, а по горизонтали – все возможные значения и характеристики.

Например, нам нужно придумать для новой сказки нестандартный, креативный образ Бабы Яги. Мы привыкли, что Баба Яга – это очень старая женщина, которая живет в избушке на курьих ножках и летает в ступе. Но на дворе 21 век, неужели Баба Яга не изменилась? Конечно, в современной сказке она и выглядит по-новому.

По вертикали выкладываем нужные нам параметры: возраст, место жительства, средство передвижения, стиль одежды, характер. А по горизонтали наполняем ячейки разнообразными характеристиками этих параметров, не привязывая их к знакомому образу.

Морфоящик3

Произвольно выбираем из каждого параметра по одной характеристике и соединяем воедино. Комбинируя различные варианты, мы можем получить именно такой образ Бабы Яги, который нужен для нашей сказки.

Это может быть маленькая девочка в платье горошками, которая живет в обычной городской квартире и ездит на велосипеде. Она веселая и смешная. А Баба Яга она, потому что… (пусть придумает ребенок). Например, увидела наша «знакомая» Баба Яга  на тарелочке с наливным яблочком, что жизнь теперь совсем другая и захотела тоже здесь жить. Превратилась она в маленькую девочку и ей совсем не захотелось быть злой, вредной. Она стала веселой и смешной, и… здесь-то и начинаются самые настоящие чудеса.

Или, может быть, она осталась злой и вредной, но в сказки теперь никто не верит, и Баба Яга превратилась в молодую спортсменку, которая ездит на автомобиле, но живет во дворце «со всеми удобствами». И продолжает строить козни, всех ссорит на соревнованиях. Помогают ей в этом ее старинные приятели – Кот Баюн, Водяной, Леший. А ведь главное в спорте – дружба. Удастся ей или нет перессорить всех спортсменов и сорвать соревнования? Пусть малыш придумает хорошее окончание сказки.

Баба Яга

Аналогично можно работать с совершенно разными объектами – создать несуществующее животное или удивительное растение, придумать новый фасон платья или марку автомобиля, спроектировать дворец или космический корабль, разработать новую модель часов или мебели и т.д.  А комбинируя героев, места событий и сюжеты знакомых сказок, можно сочинить новые волшебные истории.

При работе с морфологическим ящиком затруднения вызывает то обстоятельство, что дошкольники не умеют хорошо читать, а удержать в памяти большое количество характеристик они не могут. Поэтому взрослому (педагогу, родителю) необходимо продумать, какими символами, моделями они будут обозначать эти характеристики.

Еще один метод, основанный на морфологическом анализе и используемый в работе с дошкольниками – это круги Луллия. Об этом приеме мы поговорим с вами в следующих статьях.

Если у вас появились вопросы, или вы хотите поделиться своими историями и изобретениями – буду очень рада вашим комментариям под статьей и письмам.

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>