Логические блоки Дьенеша
Золтан Дьенеш – венгерский педагог и математик, профессор, основатель игрового подхода к развитию детей «Новая математика». Основная идея «Новой математики» заключается в освоении детьми математических знаний посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
Логические игры с блоками способствуют развитию аналитических способностей, комбинаторики, логического мышления, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие, удерживать в памяти одно или одновременно несколько свойств, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам. Логические блоки дают и первое представление о таких сложнейших понятиях как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Игры с блоками способствуют и развитию речи малыша: ребенок строит высказывания, пользуясь союзами «и», «или», частицей «не» и др.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами:
- формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные)
- цветом (красные, желтые, синие)
- размером (большие и маленькие)
- толщиной (толстые и тонкие).
В наборе все фигуры различаются по каким-то признакам, нет даже двух одинаковых фигур по всем свойствам.
Играть с блоками интересно и ребенку 2-3 лет, и старшему дошкольнику 6-7 лет, а некоторые игры увлекательны и для младших школьников.
Золтан Дьенеш разработал теорию о шести стадиях изучения математики. На первом этапе Дьенеш советует родителям познакомить малыша с данным дидактическим пособием – дать ребенку фигуры в свободный доступ. Пусть он их потрогает, внимательно рассмотрит, ощупает, изучит самостоятельно, поиграет с ними по собственному усмотрению. В процессе манипуляций с блоками, ребенок установит, что они имеют различную форму, цвет, толщину, размер.
После того, как ребенок познакомится с блоками, можно предлагать небольшие несложные задания, например, отобрать из представленного материала только красные фигуры или распределить блоки по размеру, по толщине и т.п. Предложить собрать для медвежонка все красные фигуры, для куклы – все синие, а для котика – все желтые. Предложить найти фигуры, похожие на выложенную (например, треугольную).
Постепенно осуществляется плавный переход на вторую стадию – на стадию «правила игры». Без знания правил игры ребенок не сможет решить поставленные задачи от начала до конца. В правилах содержится самая важная информация, которую взрослый стремится донести до ребенка.
«Цепочка»: от произвольно выбранной фигуры постараться построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки – чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по по толщине и размеру, по размеру и форме и т.д.); Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по цвету; чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и др.
«Второй ряд»: выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же (или наоборот, другой) формы (или цвета, размера); Такой же формы, но другого цвета; другая по цвету и по размеру; не такая по форме, размеру и толщине и др.
«Домино»: в игре участвуют не больше четырех играющих. Все фигуры делятся поровну между участниками. Каждый поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по разному – фигурами другого цвета (формы, размера); фигурами того же цвета, но другой формы; фигурами другого цвета и формы; такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера; фигурами другого цвета, формы, размера, толщины и т.д.
На третьей стадии происходит процесс сравнения. После того, как взрослые вместе с ребенком использовали несколько игр математической тематики, наступает этап сравнения содержания данных игр. Дьенеш призывает взрослых обучать малышей играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но используется при этом различный дидактический материал. Например, можно обыграть одну задачу на блоках, потом на пуговицах, геометрических фигурах или в вырезании. В результате ребенок должен прийти к правильному алгоритму собственных действий, независимо от того, чем он в данный момент играет. Эта стадия развивает абстрактное мышление у детей.
Четвертая стадия помогает ребенку в ходе игр воспринимать абстрактный смысл чисел. Автор рекомендует для развития зрительной визуализации использовать разнообразные диаграммы, карты игр и таблицы.
На пятой стадии ребенок приходит к пониманию, что серия из двух или нескольких шагов приводит к одному результату. Дьенеш назвал данную стадию символической. Для описания карт игр необходимо использовать специальный язык в виде различных символов. В процессе игры ребенок сам создает свои собственные символические системы.
На шестой стадии, которая является длительнее всех предыдущих, предлагаются различные варианты описания карт игр, определяются специфические правила, позволяющие прийти к необходимым логическим выводам. Ребенок совместно со взрослым исследует содержание понятий аксиома и теорема, изучает правила перехода от аксиом к теоремам.
Для помощи взрослым в комплект с блоками входят методические указания по их использованию, а так же разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей:
- Блоки Дьенеша для самых маленьких (от 2 до 3 лет);
- Давайте вместе поиграем (от 3 до 7 лет);
- Страна блоков и палочек (4-7 лет);
- Лепим нелепицы (от 4 лет);
- Поиск затонувшего клада (5-8 лет);
- Праздник в стране блоков (5-8 лет);
- Спасатели приходят на помощь (5-8 лет).
Если Вы уже приобрели Логические блоки Дьенеша и играете со своим малышом, напишите, пожалуйста, в комментариях свое мнение об этом пособии, как откликается ребенок на эти игры, что нравится или вызывает затруднения.
Добавить комментарий