Морфологические таблицы (от 3-4 лет)
В предыдущих статьях мы познакомились с методом Морфологического анализа, узнали, что для анализа нужно построить таблицу из двух или более осей, рассмотрели простейшую одномерную таблицу («Волшебные дорожки») для начального этапа ознакомления дошкольника с азами морфологического анализа.
Постепенно работа с морфологическими таблицами усложняется: вводятся новые показатели, увеличивается их количество. Так как малыши еще не умеют читать, очень хорошо использовать моделирование для обозначения необходимых элементов или использовать предметные картинки.
Очень удобно использовать морфологические таблицы для ознакомления и закрепления представлений о частях суток. На горизонтальной оси выкладываем по порядку модели (или картинки) частей суток: утро, день, вечер, ночь. Затем на вертикальную ось помещаем объект, который будем рассматривать. Начинать лучше с человека, ребенка, используя одномерную таблицу. Перемещая фигурку по частям суток, проговариваем с малышом, что человечек делает в каждой ячейке: утром – просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает и т.д.; днем: гуляет, обедает, ложится спать; вечером: играет, ужинает, смотрит мультфильмы, готовится ко сну; ночью – спит. Потом к человечку можно добавить другой объект, например Петушка, Кошку, Сову и др. Очень интересно рассмотреть какие-нибудь объекты рукотворного мира и придумать сказку-рассказ о том, как они проводят свой день. Например, сандалики: утром одеваются на ноги, днем бегают и прыгают, вечером слушают книжку, а ночью спят под кроваткой.
Так же морфологическая таблица поможет закрепить знания о временах года. По горизонтальной оси выкладываем: Весна, Лето, Осень, Зима, а по вертикали – объекты живой и неживой природы: дерево, медведь, вода и т.п. И, конечно, рассмотреть сезонные изменения в одежде людей, предметы рукотворного мира (санки, велосипед, шарф, валенки и др.) Так, например, на яблоне весной появляются почки и проклевываются первые листочки; летом дерево все покрыто листьями, цветет и завязывает плоды; осенью плодоносит, листья желтеют и опадают, начинается листопад; зимой дерево «спит» — его ветки голые, без листьев, движение соков замедляется, почти останавливается. (Конечно, рассматривайте объекты с учетом места Вашего проживания)
С помощью значков-фишек очень наглядно можно формировать у ребенка и другие представления об окружающим мире. Например, как животные готовятся к зиме. По вертикали располагаем различных животных (в зависимости от возраста количество животных увеличивается): заяц, лиса, медведь, белка, волк. По горизонтали обозначаем разнообразные способы подготовке к зиме: делает запасы, впадает в спячку, меняет шубку, накапливает жир, наращивает подшерсток и др. Сочетая элементы таблицы, нужная клеточка обозначается фишкой. Очень хорошо, если работу с таблицей Вы будете сочетать с чтением книжек по теме (например Как животные готовятся к зиме )
И, конечно, морфологическая таблица незаменима для развития творческого воображения и фантазирования. Например, можно придумать наряд для Весны. По горизонтали выкладываем приметы весны: ручьи, сосульки, снег с проталинками, подснежники (или первоцветы вашей местности), солнышко, первая травка и др. в зависимости от возраста и знаний ребенка. По вертикали продумываем вместе с малышом, какие предметы одежды могут быть у Весны. Допустим, это платье, корона, обувь. Комбинируя разные варианты, ребенок составляет портрет Весны, который потом изображает на бумаге. Например, у Весны может быть платье из ручейков, украшенное первоцветами, корона из сосулек с солнышком, а обувь из первой травки. Или платье может быть из снега с проталинками, венок из травы и первоцветов и солнечные туфельки.
С маленькими изобретателями можно заняться придумыванием новых игрушек, комбинируя несколько объектов целиком, или разложив их на части. Придуманные образы обязательно нужно воплотить в рисунке или поделке. Например, как будет выглядеть кукла-мяч? А как машинка-пирамидка? А машинка-кукла? С какой игрушкой хотелось бы поиграть? Возможно ли самим сделать такую игрушку из имеющихся?
К подобным изобретениям очень хорошо привлекать пап, особенно если изобретается новая игрушка из двух сломанных. Они с не меньшим увлечением, чем малыш, будут придумывать способы воплотить задумку в реальность, а в их заветных ящичках с инструментами обязательно найдется необходимый кусок проволоки, шило или пилка по металлу
А фантазеры будут с увлечением сочинять новые сказки, объединяя и придумывая взаимодействие между разными персонажами из разных сказок. Помогайте малышу наводящими вопросами, уточнением – где происходит действие, какие элементы сказки он перенесет в свою историю, какие превращения будут сопровождать историю и т.п. В процессе придумывания или по окончании можно сделать рукописную книгу из рисунков-иллюстраций, который нарисует сам ребенок или совместно с вами.
С помощью морфологических таблиц можно придумывать с ребенком новые виды транспорта, зданий, одежды, фантастических животных – что угодно! Но помните – любое придумывание должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не почувствует удовлетворения от творческого процесса и потеряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам.
А в следующей статье мы познакомимся с элементами использования «морфологического ящика», состоящего из трех и более осей. Такая работа требует уже подготовленного мышления и доступна детям от 6-7 лет. Если Ваш ребенок уже достиг этого возраста, но еще не знаком с морфологическим анализом, то нужно начинать с одномерной таблицы, «прокрутить» весь материал с самого начала. Только темп нужно взять более быстрый, можно без повторов — обычно старшие дошкольники усваивают этот прием очень быстро.
Леночка! Очень интересно! Порекомендую
Ирина, благодарю! Да, действительно, это очень веселый, интересный и увлекательный прием! Особенно когда его используют для фантазирования, изобретательства, сочинительства. У ребятишек (да и взрослых) идеи начинают просто фонтанировать