Играя, учимся мыслить системно (функциональный подход)
Очень важным моментом системного анализа объекта является выявление его функции – деятельности или выполняемой роли. На первый взгляд это очень простая задача и не совсем понятно, зачем на ней акцентироваться. Машина – перевозит людей и грузы, ложкой – едят, карандашом — рисуют и т.д. Но именно такой подход создает шаблонность, стереотипность мышления. Думаю, вы встречали людей, которые не только выполняют какие-то действия одним единственным способом, но и требуют этого от других.
В живой природе все объекты имеют не одну, а несколько функций. Например, зубы не только откусывают и измельчают пищу, но и участвуют в речи и улыбке у человека, служат для нападения, защиты или угрозы (оскал) у животных. Деревья не только плодоносят и дают жизнь новым растениям, но и служат пищей для животных, строительным материалом для жилищ птиц и зверей, служат удобрением для земли. В природе вы не встретите однофункциональности.
Для человека важны не столько сами предметы, сколько функции, ради которых эти предметы и создавались. Идеальный предмет – это такой предмет, у которого есть только полезные функции. Функциональный анализ рукотворных объектов позволяет выявить и ликвидировать их недостатки и «вредные» функции. А функциональный анализ ситуаций позволяет решить их максимально эффективным способом.
Функциональный подход в ТРИЗ имеет свои специфические особенности (см. статью «Функциональное мышление«). Но есть два очень важных момента, на которые обязательно нужно обратить особое внимание. Параллельно с формированием представлений о функциях, развиваются и навыки ресурсного подхода, что очень пригодится нашим ребятам в будущем.
Человека, владеющего функциональным анализом невозможно поставить в тупик – он найдет выход из любого затруднительного положения.
Два основных положения функционального подхода звучат так:
1. Любой предмет, кроме главной функции может выполнять большое количество других функций. (Например, карандаш, кроме главной функции – оставлять след на бумаге, — может выполнять функции указки, линейки, опоры, шила, мешалки и др.)
2. Любая функция может быть выполнена большим количеством различных способов. (Оставлять след на бумаге можно не только карандашом, но и фломастером, краской, вареньем, соком растений и др.)
Играя, учим понимать функциональный подход.
«Что может делать…»
Ведущий называет или показывает предмет (картинку), нужно определить, что умеет делать объект или что можно делать с его помощью. Если ребенок затрудняется назвать более одной функции, помогите ему наводящими вопросами, но не подсказывайте готовый ответ.
- Что может мяч? – Прыгать, катиться, лопнуть, потеряться, плавать, сдуться, лежать.
- Что может телевизор? – Может показывать мультфильмы, разные программы, может включиться или выключиться, запылиться, может быть подставкой под поделки, освещать темную комнату.
- Что может глина? – Лежать в земле, намокать, стать мягкой, из нее можно лепить, она может засохнуть и разбиться на кусочки.
- Что может лед? – «Сковать» озеро или речку, треснуть, сохранить мороженное, «лечить» шишку, если его приложить.
Можно поместить объект в сказочную или фантастическую ситуацию, чтобы расширить его функции:
- А если наш мячик попадет в космос, что он сможет делать? – летать, стать второй Луной, превратиться в маленькую планету, на которой будут жить маленькие человечки.
- А если телевизор попадет в сказку «Волшебник Изумрудного города», что он сможет делать? – Ходить, разговаривать, превращаться в компьютер или телефон, фотоаппарат, на нем можно будет переплыть реку.
С детьми старшего дошкольного возраста это упражнение можно использовать и для анализа нравственных качеств человека:
- Вежливый человек – это какой человек? Что он умеет делать? – Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о стареньких – помочь что-то сделать или донести сумку, уступать место в автобусе, выручить из беды другого человека.
- А какой человек – жадный, что он умеет делать? – Забирать все себе, ни с кем не делиться, отбирать игрушки, прятать свои вещи.
«Дразнилка»
Помимо функционального подхода это упражнение закрепляет навыки словообразования.
Ведущий называет какой-то объект, а ребенок, не называя его функций, «дразнит» его с помощью суффиксов –чк, — лка, — ще и др.
- Пылесос. – Шумелка, всасыволочка, выдувалочка, убиралище, сломалка…
- Кошка. – Мяукалка, царапалка, мурлыкалище, убегалочка, сплюшка…
Помогайте ребенку с помощью наводящих вопросов:
- Снег. – Укрывалка, леталочка, согревалочка…
- А как можно сказать о снеге весной, когда он тает? – Таялка, ручеелочка, лужище…
- Снег превращается только в воду, или может еще как-то исчезнуть? – Испарялочка, исчезалка…
«Мои друзья»
1 вариант:
Если игра проводится с большим количеством детей, то каждый ребенок выбирает какой-либо объект материального мира по заданию ведущего («Выберите слова, обозначающие… мебель, …транспорт, …животных и т.п.) Ведущий выбирает и называет какое-то свойство. Дети, объект которых имеет это свойство, подбегают к ведущему.
2 вариант:
Если игра проводится с одним ребенком или небольшим количеством детей, то дети называют объекты, обладающие нужным свойством.
- Я – самолет. Мои друзья – это те, кто может летать. – Птица, комар, воздушный шар, одуванчик, перышко, ракета.
- Я – говорящий робот. Мои друзья – все те, кто может говорить. – Человек, радио, телевизор, говорящая кукла, попугай.
- Я – пчела. Мои друзья – те, кто умеет жужжать. – Стрекоза, пылесос, фен.
- Я – рыба. Мои друзья – те, в названии кого есть звук «р». – Тигр, ромашка, торт, трактор, розетка.
Если ребенок легко справляется с заданием, можно усложнить и предложить два или три свойства:
- Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать.
- Мои друзья – это те, кто живет в доме, помогает по хозяйству и питается электричеством.
«Помоги Незнайке»
Незнайка не знает, как использовать какой-то предмет, например, ленту (можно завязать бант, пришить к платью и украсить его, сделать гимнастическое упражнение, привязать к машинке и катать ее, сделать речку или дорожку в игрушечном городе, можно перевязать коробочку с тортом, чтобы удобнее было нести, можно повязать как поясок или использовать вместо ремня на брюках или юбочке и др.)
Или наоборот: Незнайке нужно что-то сделать, но он не знает, что можно использовать. Например, ему нужно сделать кружок из бумаги (можно нарисовать циркулем, можно обвести блюдце, можно взять линейку с шаблоном, можно срезать (закруглить) уголки у квадрата и др.)
«Необычное использование обычных предметов»
Это упражнение не только формирует у ребенка способность к функциональному анализу, но и очень хорошо развивает творческое воображение. Можно предложить малышу любой знакомый предмет и придумать, как еще его можно использовать. Например, что можно сделать с трубочками от закончившихся фломастеров? Можно делать узоры и составлять картины, можно сделать занавеску, можно сделать стаканчик для карандашей и др.
А как можно еще использовать сухой горох? Можно сделать вазочку из стеклянной банки (обмазав ее пластилином и выложив на ней узор из зеленого и желтого гороха), можно сделать сухой бассейн для рук, можно сделать погремушку (насыпав в красивую баночку из-под шампуня) и др.
Из личного опыта: дети очень любят мастерить из бросового материала (бросовый материал – это то, что обычно выбрасывается: пустые коробочки и флакончики, бобины из-под скотча, отрезки тесьмы и т.п.). У нас в группе была «Волшебная коробочка» в которой хранился бросовый материал. Мы красиво украсили коробку из-под обуви аппликацией из картинок, вырезанных из детских журналов. В свободное время дети могли мастерить все, что сами придумают. Так как коробка была в свободном доступе, в ней были только безопасные материалы – не было очень мелких, острых, вредных (клей-момент) предметов. Это стимулировало особую изобретательность, особенно для крепления деталей. Так, например, одна девочка, мастерившая человечка из пустого флакона из-под шампуня, попросила проткнуть дырочки, в которые с моей помощью вставила тонкую веревочку, чтобы сделать руки (нанизав костяшки от счет). Так же у нас были специальные коробочки для природного материала – шишек, веточек, камешков, желудей, ореховой скорлупы и т.п., которые дети могли брать для своих поделок.
Попробуйте и Вы смастерить что-нибудь со своим ребенком из бросового и природного материала. Можете поделиться в комментариях, какое необычное применение нашел Ваш малыш знакомым предметам. Если захотите продемонстрировать фото поделки – напишите мне, прикрепив фотографию к письму, и я с удовольствием вставлю его в Ваш комментарий.
Добавить комментарий