Творческая задача для взрослых — 3
Идеальный Конечный Результат (ИКР).
Изобретение или усовершенствование предмета, процесса, деятельности, связано с представлением об Идеальном Конечном Результате. Г.С.Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы – такое, которое достигается «само по себе», за счет уже имеющихся ресурсов. Формулировка ИКР – идеального конечного результата – и является отправной точкой творческой деятельности.
Конечно, на практике Идеальный Конечный Результат редко достижим в полном объеме, однако он служит ориентиром для изобретательской мысли. Согласно ИКР – все должно оставаться так, как есть, но либо должно исчезнуть ненужное, вредное качество, либо появиться новое, полезное качество. При этом нужно избегать существенных и дорогих изменений, в первую очередь рассматривать самые простейшие решения.
Пример из жизни.
Тамерлан (Тимур) – среднеазиатский полководец и эмир Самаркандского царства, разгромивший Золотую Орду и совершавший набеги на Индию и Персию, сам подвергся нападению свирепых боевых слонов, за которыми бежало несметное войско.
Что делать? Как бы Вы сформулировали в данной ситуации Идеальный Конечный Результат?
«Слоны САМИ убегают с поля боя и уничтожают свою пехоту», «Войско неприятеля САМО себя уничтожает».
Тамерлан приказал нагрузить верблюдов сеном, поджечь его и гнать верблюдов навстречу слонам. Слоны испугались движущегося на них «моря огня», повернули назад и растоптали свою же пехоту. Таким образом победа была обеспечена ресурсами врага.
Существуют правила поиска и формулирования ИКР:
1. Поняв задачу (сформулировав ПРОТИВОРЕЧИЕ), настроиться на то, что возможно ВСЕ!. Вы волшебник! Не стыдитесь и не бойтесь своих самых фантастических идей!
2. Определить главную функцию системы или главный процесс, который нужно улучшить. Вот это и должно выполниться САМО, без «ничего».
3. Помнить, что у идеальной системы (объекта) должны быть только полезные функции и никакой расплаты! Самое идеальное – когда системы НЕТ, но ее функции выполняются.
4. Есть два способа формулировки ИКР:
- со словами САМА, САМО, САМ – без использования внешнего ресурса;
- перечислением кому и в чем должно быть хорошо (принцип И-И).
5. Формулировка ИКР требует более точному описанию творческой задачи:
- Из каких частей состоит система (Дробление), как они взаимодействуют?
- Какие связи являются вредными, мешающими, какие – нейтральными, и какие – полезными?
- Какие части и связи можно изменять, а какие- нельзя?
- Какие изменения приводят к улучшению системы, а какие – к ухудшению?
Формулирование Идеального Конечного Результата значительно сокращает число «проб и ошибок», показывает, в каком направлении думать, прекрасно развивает воображение, нестандартность и независимость мышления, сокращает путь поиска решения, помогает прогнозировать.
Задача 3.
В начале 20 века в одном американском кинотеатре зрители отказывались посещать фильмы, недовольные тем, что во время киносеанса дамы не снимают шляп, загораживая экран. Чего только не делала администрация кинотеатра! Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю быть вежливыми – никакого результата… В конце концов администрации удалось решить эту проблему.
Как им это удалось? Поделитесь своими размышлениями в комментариях.
Значит дамы сами должны быть заинтересованы снять шляпы. Варианты с ветром и жарой отбрасываем, т.к. эти компоненты мешают всем.
Конкурс на лучшую прическу после сеанса? Какая-либо плюшка за сданную в гардероб шляпу (скидка на билет, подарок и т.п.)?
P.S. Ощущаю блаженство от этого сайта! Нужная тема, интересная подача! Благодарю!
Я бы объявила конкурс на самую модную и красивую прическу без использования вуалеток, шляп и т.п.
А, или разрешить оставить шляпку страшненьким или, простите, слабоумным Не думаю, что дама после такого согласиться сидеть в шляпке.
Возможно, дам в шляпах рассаживали на балконах? В смысле — билеты продавали. Ведь в то время кинотеатры делали из обычных театров с ложами и балконами.
Или только на заднем ряду.
Всех оповестить, что в данном кинотеатре присутствуют дамы с самыми лучшими (элегантными, красивыми) прическами в городе?
Гэндальф Белый, большое спасибо за приятный отзыв о сайте
Следуя алгоритму, мы «дробим» ситуацию (зрители: мужчины и женщины, экран, кресла, проектор) и выбираем объект, который нуждается в изменении.
В вариантах Гэндальфа и Анны выбран объект «дамы» и сформулирован ИКР — «Дамы САМИ снимают шляпы».
Отличные варианты!
Стоимость «плюшки» можно включить в стоимость билета и в этом случае это будет «бесплатным ресурсом». Но повышенная стоимость билета может отпугнуть зрителей. А если не повышать — то владельцам тоже не выгодно.
Конкурс причесок — очень интересно! (использован прием «объединение»)Но не каждая женщина захочет участвовать в конкурсе, кому-то захочется просто посмотреть фильм.
Замечательный, чисто женский вариант Анны, несомненно получил бы отклик. Но какой? Возможно, женщины с комплексом посчитали бы это прямым оскорблением себе и перестали бы посещать этот кинотеатр. Что так же приведет к убыткам.
Ориентир наоборот, на подчеркивание красоты посещающих данный кинотеатр женщин — очень сильный ход! Как женщина, думаю, что сработал бы Единственное сомнение по поводу все тех же женщин, считающих себя/свои волосы некрасивыми… Не перестанут ли они ходить в этот кинотеатр?
Но варианты, несомненно, очень интересные! При более детальном обдумывании вполне действенные и осуществимые.
Andrew пошел немного другим путем: он сформулировал ИКТ по второму варианту: «И фильм всем видно, И дамы не снимают шляп» (принцип И-И)
Хороший вариант — выделить для дам в шляпах отдельные места, но требуются дополнительные ходы: как сделать так, чтобы зрители захотели разделиться? Ведь дамы, пришедшие мужьями, скорее всего и сидеть захотят рядом с ними. И второй вопрос: как сделать так, чтобы на этих особых местах дамы не мешали смотреть фильм друг-другу?
Вот почти все варианты уже предложили. какие и я обдумывала. Ещё можно перед сеансом дать объявление, что появилось супер пупер оборудование, чувствительное к препятствиям в виде шляп. Типа луч не доходит до экрана. И кина не будет.
Могли ещё экран на потолке разместить. Чтобы головы поднимать высоко пришлось. И от этого неудобства дамы сняли бы шляпы.
Александра, интересные варианты! Давайте рассмотрим их.
Первый — новое оборудование… Но тогда и сам показ должен как-то отличаться от обычного и показываемого в других кинотеатрах. Если бы, например, это были первые фильмы 3-D, или что-то в этом роде, то вполне сработало бы! Но если, сняв шляпы, зрители увидели бы то же самое, что обычно, то разочарование было бы слишком велико. И кинотеатр потерял бы зрителей.
Второй вариант уже интереснее. Александра выбрала и экран, как часть проблемной ситуации, и дам, которые вынуждены были бы снять шляпы, чтобы они не падали. Экран на потолке, думаю, и так дал бы достаточно хороший просмотр, и дамам не нужно было бы снимать шляпы (как в ИКР Andrew — и фильм видно, и шляпы снимать не нужно). Но вот удобно ли смотреть фильм на потолке в течении даже получаса? А если больше? Шея будет затекать и не очень удобно…
Вариант довольно интересный, но давайте еще подумаем над ним?
О, я поняла! Видимо, с тех пор появились в кинотеатрах гардеробы. Где предлагалось оставлять верхнюю одежду, и шляпы в том числе.
Александра, замечательный и неожиданный ответ!!! Честно говоря, я не знаю, когда появились гардеробы в кинотеатрах Кто знает, может быть для удобства зрителей (что бы не держать в руках те же самые широкие шляпы) они именно тогда и появились Но как заставить женщин снять эти шляпы? Просто запретить находиться в зале в шляпе приведет к тому, что часть зрителей просто перестанут ходить. А нужно, что бы И зрители продолжали ходить, И женские шляпки не мешали просмотру (принцип И-И)
Можно «покрутить» и дам, которые САМИ захотят снять шляпки (самый «дешевый» вариант, поэтому и приближенный к ИКР), а можно и другие объекты проблемной ситуации — экран, кресла, проектор….
Изменения требуют кресла.Разместить их надо в порядке выдвижения рядов,некоторые выходят,некоторые стоят на месте,смысл в том что каждый зритель что сзади тебя,смотрит между двумя ,сидящими спереди,если учесть что кресла плюс ко всему поднимаются вверх,то обзор намного лучше,ну и экран сделать немного выше.
Ленуся, класс! Я пыталась в интернете найти информацию о кинематографе тех лет, и кинотеатрах. Какими они были. Такая информация помогла бы. Потому как представляю современный зал, как данность. А ведь и вправду сейчас кресла стоят ярусами и не мешают.
Ленуся, отличное решение!!! Расположение кресел в «шахматном порядке» требует минимум затрат, поэтому вполне проходит проверку на идеальность.
У меня тоже иногда возникали мысли, почему бы не располагать кресла в залах для совещаний в шахматном порядке, ведь сидящим приходится отклоняться вправо или влево, что бы видеть докладчика и его презентацию.
Поэтому с большим удовольствием отмечаю Ваш вариант как вполне осуществимый и актуальный
Но, видимо, администрации кинотеатра просто не пришел в голову такой замечательный вариант, поэтому они использовали другой. Так что есть стимул еще подумать
Александра, думаю, что если бы мы носили такие пышные шляпы, как тогда, то ярусы бы не слишком помогли
Хотя, признаться, я тоже представляла кинотеатр ярусами И подумала, что кресла друг за другом получались бы через ряд. То есть второй ряд чуть выше первого, но кресла — между кресел первого ряда. А третий ряд — выше второго, кресла опять между кресел второго ряда, но получаются уже значительно выше находящихся под ними кресел первого ряда, поэтому шляпки уже не так мешают. А если еще и увеличить/повесить повыше экран, то совсем отлично будет
А вот если кресла стоят на ровном полу… Тут, наверное, что-то другое нужно придумать…
Можно просто повесить экран выше, чем он был, но не на потолок. Можно для дам в шляпах продавать билеты на сеанс дороже Снимите шляпу получите скидку. Ещё был вариант, такой. Администрация кинотеатра каким то образом утеплила зал. Тепловаяя пушка, буржуйка…, не знаю. Кому захочется в жаре сидеть в шляпе. А может быть в фойе, если таковой имелся, кинотеатра развесить фотографии кинозвезд того времени. Естественно без шляп и с красивейшими прическами. Или пригласить кинозвезду женщину на сеанс, которой хотели бы подражать, она естественно будет без шляпы. Вот не знаю перед кем бы ещё женщины сняли шляпы?
Александра! Я в восторге от Ваших вариантов Попробуйте каждый из своих вариантов рассмотреть с позиции «хорошо-плохо»: повесить экран повыше — хорошо: фильм будет видно, но плохо: шея будет затекать; тепловая пушка — хорошо: дамы снимут шляпы, плохо: жарко будет не только в шляпах и не только дамам, и т.д.
Самым оптимальным мне кажется вариант — продавать билеты дороже. Но и это не спасет ситуацию — некоторым модницам еще и понравится, что они «особенные» — «пусть все видят, что я даже готова заплатить больше, но блистать на публике «
Дам маленькую подсказочку (а может, наоборот, еще больше запутаю ) — среди всех уже озвученных вариантов есть очень близкий к тому решению, которым воспользовалась администрация кинотеатра Он прост до гениальности
Может быть устроили акцию День без шляп. Дамы без шляп проходят бесплатно. А сумму «распределили» на мужскую часть билетов.
Александра, отличный вариант! Подобные акции используют и в настоящее время в некоторых увеселительных заведениях в определенные дни или часы: «Дамы — бесплатно»
Вполне осуществимый вариант! Поздравляю!
Но подумать еще есть над чем так как в этой истории был использован другой вариант
А я бы договорилась с какой-нибудь модницей, которую знает весь город, и за ней следят, как она одевается, следуют за ней…чтобы она или сняла шляпу или придумала новый фасон шляпы, пригласила бы ее в театр, устроила премьеру шикарную, разослала приглашение всем… модницу посадила на самое видное место….
и все, вопрос решен, дамы захотят следовать новому веянию моды….
поразмышляла над предыдущим своим предложением… чего-то не хватает моднице моей. она то с какого перепугу шляпу снимет? думаю,что надо сюда еще самого модного парикмахера пригласить, он этой даме суперовскую прическу сделает, и даме жалко будет шляпу надевать, портить такую красотищу… вот тогда она заявится в кинотеатр без шляпы и сразит всех наповал своей прической… все остальные дамы последуют ее примеру)))))
всем участникам проекта прямая выгода — модница получает восхищение, парикмахер новых клиентов, ну а кинотеатр решает проблему, дамы возможность демонстрировать красоту волос, а жители города посещают кинотеатр без проблем,
Ольга, замечательный вариант! Но не слишком ли сложно? Найти и уговорить модницу на бесплатную укладку (не возникнет ли у нее вопроса — а зачем, собственно, это нужно администрации кинотеатра?) Найти начинающего и талантливого парикмахера, который бы тоже бесплатно создал шедевр на голове модницы, пусть даже в расчете на новых клиентов («звезда» вряд ли согласится сделать это бесплатно) И не факт, что все дамы сразу ломанутся именно перед посещением кинотеатра делать укладки. Покрасоваться-то можно везде, а не только в кинозале, где, к стати, в темноте их шикарные волосы не особо-то и заметны, да и смотреть все будут не на них, а на экран.
Намекаю, что следуя алгоритму решения противоречий — желательно использовать только собственные ресурсы, в идеале — даровые, бесплатные.
Наверное,перенесли проектор в другое место(переместили вниз),так ,чтобы шляпы мешали очень сильно.И в этом случае женщинам пришлось снять шляпки,чтобы увидеть фильм.
Ева, это замечательно, что Вы стали использовать подсистему самого кинотеатра! Думаю, что если сделать заманчивую рекламу фильма, чтобы вызвать очень сильное желание его посмотреть, то просьба снять шляпки, чтобы фильм можно было посмотреть без помех, вполне мог бы привести к желаемому результату. Отлично!
Но администрация кинотеатра «пошла» другим путем Так что можно еще покрутить ситуацию
В одном из вариантов Анна предлагает разрешить оставить шляпку страшненьким. Продолжаю эту мысль. А если разрешить не снимать шляпки женщинам …постарше ?!
Ева, поздравляю!
Именно так и поступила администрация кинотеатра Текст объявления немного изменили: «Во время сеанса просим дам снять шляпы. К пожилым леди это не относится»
Но мы с вами придумали еще несколько действительно «работающих» вариантов — это и стулья в шахматном порядке, и «дамы без шляпок — бесплатно», и объединение показа с демонстрацией причесок Так что главную цель — «раскачать мышление» — мы выполнили! Благодарю всех за обсуждения!
Тем более, что ТРИЗовцы нашли и еще один отличный вариант. Поэтому в «задачнике» по ТРИЗ у этой задачи указывается 2 решения. В наших размышлениях тоже присутствует мысль в этом направлении. Так что желающие могут еще поразмышлять!
Ура!!! Еще одну задачу сообща решили!
Ну наконец то я узнала, как они это сделали. А то уже психоз начинался. Вот уж правда, всё гениальное просто! Мне мама в детстве косички когда заплетала, и я начинала капризничать от того, что больно расчесываться, говорила больно только тогда когда волосы не длинные. И я молчала, потому что ооочень длинные косы хотелось. Вот вам и ТРИЗ!
Александра Большое спасибо вам за активное участие в обсуждении статей
Да, уникальность ТРИЗ в том, что практически все основные средства и методы формирования творческой личности и развития творческого мышления собраны в единую систему.