Нетрадиционное рисование
Изобразительная деятельность – одно из важнейших средств познания мира, развития мышления и мыслительных операций, эстетического восприятия, эмоционально-чувственной сферы, раскрытия творческого потенциала человека. Изобразительная и творческая деятельность обладает настолько сильным благотворным влиянием на человека, что появилось целое направление в психологии – арт-терапия.
Особое место в художественно-эстетической деятельности человека любого возраста занимают нетрадиционные техники рисования. Во-первых, необычные изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, при действии с нестандартными материалами или использовании нетрадиционной техники снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком произведении присутствует больше свободы самовыражения, больше творчества.
Нетрадиционное рисование в наибольшей степени способствует активному раскрытию творческого потенциала человека. Эти техники подходят для любого возраста, начиная от 6-7 месяцев и до глубокой старости. Благодаря этим техникам рисовать сможет каждый, с любым уровнем подготовки, было бы желание.
Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. А совместная деятельность со значимым взрослым способствует установлению близких доверительных отношений, созданию полноценного сотрудничества, основанного на равных, партнерских началах. Очень важно одобрять ребенка в процессе и по окончании рисования. Обсуждайте рисунки вместе с детьми. Гордость за выполненную работу устраняет чувство страха, повышает чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе. Больше хвалите своего малыша – пусть ваш ребенок станет вам еще ближе!
ВАЖНО! Чтобы не тормозить творческий процесс ребенка, не забудьте «рабочую поверхность» застелить клеенкой с большим запасом и переодеть ребенка в одежду, которую не жалко испачкать.
Рисование пальцами и ладошками доступно даже самым маленьким крохам и очень нравится практически всем детям, независимо от возраста.
Для занятий понадобятся: белая или тонированная бумага, краски (гуашь или пальчиковые), кисти или поролоновая подушечка,тряпочка или салфетка для вытирания рук, карандаши или фломастеры для прорисовки деталей.
Очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и всеми остальными на обеих руках, поэтому можно на каждый пальчик нанести свою краску. Рисовать можно не только подушечками пальцев, но и фалангами, костяшками, боковой стороной кистей рук. Очень интересные идеи для рисования на основе отпечатков пальцев можно посмотреть здесь
Отпечатки ладошек можно дополнить недостающими элементами и превратить их в рыбок, веселых осьминожек, жирафа, солнышко, ёжика, бабочку и во все, что подскажет фантазия. Малышам можно заранее сказать, что он будет рисовать, а с более старшими детьми можно сначала сделать разноцветный отпечаток и рассмотреть – кто «спрятался» в этом отпечатке. Предложить ребенку «расколдовать» спрятавшийся рисунок, дорисовав недостающие детали карандашами или фломастерами.
Есть еще вариант работы с отпечатками ладошек – подсохшие отпечатки (или обведенный контур руки на цветной бумаге )вырезать и собрать из них композицию.
Еще одна техника, доступная детям с 1,5-2-х летнего возраста и очень привлекательная и для детей более старшего возраста – это штамповка.
Для занятий вам понадобятся: белая или тонированная бумага, краски (гуашь), кисти, подушечка (можно использовать губку для мытья посуды) или емкость для краски, штампы или материалы для изготовления штампа самим ребенком.
Самые простые штампы, оставляющие точки и кружочки – это ватная палочка, ластик на конце простого карандаша, любой предмет с интересной фактурой (например, дно пластиковой бутылки).
Очень легко можно изготовить штамп из сырого картофеля. Рисунок можно вырезать ножиком на глаз, а можно использовать формочки для печенья или песка.
Интересные и необычные штампы можно сделать из пластилина. Пластилин нужно нанести ровным слоем на деревянный или пластмассовый брусочек, деталь от конструктора или кубик. При помощи какого-либо предмета нанесите рисунок. Примеры самодельных штампов из пластилина можно посмотреть здесь
С большим интересом дети используют в качестве штампа любые знакомые предметы. Помимо чисто творческого, изобразительного качества, этот прием ненавязчиво формирует «объемное зрение» (умение видеть проекцию предмета) и абстрактное мышление, развивает способность к функциональному анализу
В следующей статье мы рассмотрим техники нетрадиционного рисования, доступные детям с 3-х летнего возраста.
Из личного опыта: некоторые дети даже в 1,5-2 года уже с опаской относятся к рисованию пальцами и ладошками, не хотят «пачкать» ручки, отказываются от рисования. Возможно, это связано с особенностями характера и/или воспитания (ведь мы учим детей аккуратности, и некоторые дети воспринимают краску как грязь, боятся испачкать руки, одежду). Если ваш малыш отказывается от рисования пальчиками и ладошками, подумайте – хотите ли мягко и ненавязчиво изменить его отношение или станете предлагать другие техники.
Здорово!!!!!
Ирина, благодарю! Так лаконично и все понятно «Краткость — сестра таланта»
Рисование ладошками почему-то хотим делать на полу, на столе не так интересно, наверное.
Коврик я уже застирывала Но рисунки получились интересные!
Лепим штампы
Леночка, благодарю за идею!
Федоровна, многие дети любят рисовать на полу Чтобы не ограничивать ребенка, расстелите большой кусок обоев. На нем можно и красками, и ладошками, даже ножками порисовать
О том, как можно хоть отчасти нейтрализовать «побочные эффекты» нетрадиционного рисования, своеобразной «техники безопасности», вы сможете прочитать в моей бесплатной книжке по кляксографии (еще одна техника рисования), которая появится на сайте недельки через две.
Я очень рада за вашего ребенка, у него замечательная мама! Веселого вам творчества!