Метод каталога
Метод каталога (Ф.Кунце) — один из самых увлекательных и захватывающих методов для придумывания рассказов и сказок, вызывающий у дошкольников интерес и активность.
Суть метода – в построении связного текста на основе случайно выбранных слов (из каталога, словаря, книги, журнала) в единую сюжетную линию.
Этот метод можно начинать использовать с детьми 3 — 3,5 лет. Персонажами могут выступать игрушки (положить 3-4 игрушки в «чудесный мешочек» и предложить доставать, не глядя) или подготовить карточки-картинки. В этом возрасте достаточно составить маленький связный рассказ из нескольких предложений с опорой на вопросы взрослого.
- Жил-был… кто? Какой он?
- У него есть друг… кто? Как они дружат, что делают вместе?
- Вдруг пришел злой… кто? Почему он злой? Что он хотел сделать?
- Но на помощь друзьям пришел… кто? Как он им помог?
Для создания большего интереса, по ходу создания сказки можно обыгрывать разворачивающийся сюжет.
Детей более старшего возраста подводим к сочинению более творческого самостоятельного сюжетного рассказа. При затруднениях продолжаем задавать вопросы (более подробные и развернутые, можно воспользоваться адаптированными алгоритмами сказок В.Я.Проппа).
Вариант для детей 4-5 лет: подготовить несколько карточек с предметными картинками и разложить их обратной стороной наверх. Дети по очереди берут карточки и выкладывают их последовательно на «сказочную дорожку», развивая сюжетную линию. Дорожка может состоять из 4-6 экранов, первый из которых отражает начало истории, «завязку» («Жил-был…»), а последний – конец, «развязку». Совместно придумываем название.
Вариант для детей от 5-6 лет: подготовить любую детскую многостраничную «толстую» книгу, которую дети будут открывать на произвольной странице с закрытыми глазами, и указывать пальцем «куда ткнет». Если палец попадает на слово – берем его или его производные для нашей истории, если на картинку – берем объект, на который указал палец.
Сказка может продолжаться как угодно долго, но на первых порах лучше все же предлагать схему рассказа для зарисовки из 6-8 экранов, чтобы вся история была у ребенка перед глазами и он не отвлекался от сюжетной линии. Так же придерживаемся последовательности: завязка – повествование – развязка.
В конце предлагаем самостоятельно придумать название получившейся сказке или истории – о чем она? В чем основная суть? Чему она может научить того, кому мы ее расскажем (если сказка получилась с нравственно-этическим содержанием).
Если дети – новички в речетворчестве, можно придумать одну общую сказку. Если уже поднаторели в сочинительстве, и детей немного, то каждый может придумать свою собственную сюжетную линию на основе ОДИНАКОВЫХ слов, которые дети открывают по очереди. Это увлекательно и удивительно – как одни и те же случайно выбранные слова могут сложиться в совершенно разные истории!
Попробуйте и вы сочинить с детьми сказочные истории при помощи метода каталога. Напишите в комментариях – понравился ли детям этот метод, были ли затруднения, или сказка лилась естественно, — случайные слова «как бусинки на нитку нанизывались». Поделитесь результатом детского творчества, какую сказочную историю сочинил ваш ребенок?
Добавить комментарий