Дробление
Зачастую мы воспринимаем любой объект — предмет, явление, процесс, — в его законченной, цельной форме. А, между тем, в технологии ТРИЗ прием дробления называют приемом № 1, и не случайно.
Прием дробления, как средство разрешения противоречий, использовался с давних времен. Всем известная сказка о венике, который невозможно сломать, но можно разобрать на прутики и легко переломать по одному, встречается в фольклоре многих народов. А принцип «Разделяй и властвуй» со времен Древнего Рима и до сих пор применяют лидеры для достижения своих целей.
В настоящее время этот прием так же используется во всех областях жизни. У многих дома имеется мебель «из блоков» — она очень удобна при транспортировке и доставке, легко собирается в единую конструкцию. В бизнесе используется принцип, образно звучащий как «Не хранить все яйца в одной корзине» — если у фирмы один банковский счет, то можно остаться без средств, если на счет наложат арест или банк прогорит. В медицине для лечения людей сильнодействующими, смертельными в одномоментном применении средствами, их разделяют либо во времени (проводят курсами), либо в пространстве (используют несколько источников с точкой пересечения в больном органе).
Прием дробления представляет из себя принцип: если для достижения своей цели вам не удается справиться с объектом в целом, то его можно:
- разделить его на части,
- выполнить объект разборным,
- увеличить степень дробления объекта,
- разделить функции объекта в пространстве и/или во времени.
.
.
ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Малыши с рождения видят окружающие предметы целыми. Но наступает момент, когда ребенок с восторгом понимает, что, оказывается, некоторые предметы можно разбирать на части! И тут начинается период, который родители, бывает, воспринимают довольно негативно – ребенок начинает ломать игрушки и другие предметы, попадающие в зону его внимания. О воспитательной роли родителей, умении направить естественный познавательный интерес ребенка в позитивное русло – об этом Вы прочитаете на педагогических сайтах А здесь мы с вами поможем ребенку в знакомстве с окружающим миром, научим видеть в целом – части, даже в неразбирающихся объектах.
.
«Что забыл нарисовать художник»
Эту игру можно использовать с детьми, начиная с 1,5 – 2 лет, усложняя картинки по мере роста ребенка. Для двух-трех леток это должны быть какие-то крупные части: колеса у машины, части тела, рукав у рубашки и т.п.
Чем старше ребенок, тем мельче и незаметнее должны быть отсутствующие части.
Материалы для этой игры можно нарисовать самим, купить книжку в книжном магазине, например, из серии «Умные картинки», или найти в интернете.
.
«Скажи об одном предмете много»
Предлагается какой-либо предмет. Каждый участник по очереди называет одну из частей. Кто назовет последнюю часть – тот выиграл и предлагает следующий предмет. Например –«Чашка»: у чашки есть… ручка, донышко, рисунок, стеночка (или бочок, как назовут), каемочка, загогулинка на ручке, надпись на донышке, дырочка, куда наливают чай, донышко в дырочке и т.п. «Платье»: у платья есть рукава, подол, поясок, кармашек, пуговки, дырочки в пуговках, воротник, строчка на подоле и т.п.
.
«Волшебный экран» (системный оператор)
Путешествуя по окошкам полиэкранника, ребенок знакомится с подсистемами разнообразных объектов — рассматривает части, из которых он состоит. Подсистема — это не просто набор случайных деталей. Каждая часть зачем-то нужна, выполняет определенную функцию, помогает объекту выполнять свою, главную полезную функцию.
Но и каждая часть тоже имеет свою подсистему, состоит из частей, помогающих ей выполнять свою функцию. Углубляться можно как угодно глубоко, до молекул (которые отражают агрегатное состояние объекта и обозначаются как Маленькие человечки).
.
«Помоги расколдовать предметы (или животных)»
На листе бумаги нарисуйте разнообразные закорючки. «Злая колдунья заколдовала предметы и от них остались одни только части… Помоги их расколдовать – дорисуй!» Сначала можете рисовать узнаваемые части каких-либо предметов или животных. Но со временем делайте закорючки более разнообразных форм.
Из личного опыта: «Помоги расколдовать» — любимейшая игра моих воспитанников. Я не успевала рисовать и уже затруднялась придумывать все более сложные «загогулины». В подготовительной группе уже любой, самый заковыристый росчерк дети «превращали» в какой-либо предмет за считанные секунды. Я сама порой не представляла, во что можно превратить очередную закорючку, и искренне восхищалась умением видеть целое в части и фантазией моих маленьких творцов. Понравилось ли вашему ребенку это упражнение? Может быть, он создал что-то необыкновенное, удивительное из простого кружка или волнистой линии? Поделитесь с нами в комментариях.
Добавить комментарий