Автор Тема: Фантастическая математика  (Прочитано 1202 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 233
  • Пол: Женский
Фантастическая математика
« : 12 Январь 2017, 19:05:20 »
Фантастическая математика -это группа методов, занимающих особое место в курсе РТВ (Развитие Творческого Воображения). Методы этой группы получили такое название, так как в них присутствуют слова, имеющие отношение к математике: "сложение", "вычитание", "умножение". Складывать умножать и вычитать можно любые объекты - предметы, процессы, идеи, свойства, законы. И получать в результате совершенно невероятные фантастические идеи для сюжета рассказа или для создания нового объекта.

Фантастическая математика включает:
- Фантастическое сложение
- Фантастическую добавку ("Произвольный префикс")
- Фантастическое вычитание
- Фантастическое умножение (МЧО, оператор РВС)
- Фантастический обмен
- Фантастическую изменению оценки
- Фантастическое тождество.

Методы Фантастической математики являются как самостоятельными играми и упражнениями, так и служат основой различных других методов, например: метода Робинзона Крузо, метода Паука, метода Колумба, метода Числовой Оси и др.

Наиболее интересные и понравившиеся фантастические идеи можно "раскрутить" при помощи методов речетворчества (например, МСК- Методу Снежного Кома), или воплотить в рисунке или поделке.
« Последнее редактирование: 10 Июнь 2017, 16:10:20 от Елена »

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 233
  • Пол: Женский
Re: Фантастическая математика
« Ответ #1 : 12 Январь 2017, 19:50:30 »
Фантастическое сложение
Суть метода - в объединении предметов, идей, свойств, процессов в любом их сочетании.
1. Предмет + предмет.
Примером этого сложения являются: прием "Объединение", Бином Фантазии, Морфологический анализ.

2. Процесс + процесс.
На этом сложении основана одна из мнемотехник: Рисование + Запоминание.
Из фантастических идей - при появлении призраков происходит похолодание окружающего воздуха (фильм "Шестое чувство")
Сказочная идея - при съедении яблока вырастают ослиные уши и огромный нос ("Маленький Мук")

3. Свойство + свойство.
(Складываются различные Признаки объектов)
Например: Размер + Влажность. Гидрогелевые шарики - чем больше влаги, тем они больше в размере и объеме.
Фантастическая идея: Запах + Вес - представим, что люди научились по запаху определять вес (массу объекта). Как это было бы удобно использовать в магазине! Сразу можно было бы вычислить обман в весе упаковки какой-либо продукции или продавца, который обвешивает покупателя. Да и выражение «тяжёлый запах» стало бы использоваться в прямом смысле.

Так же возможны любые сочетания: Предмет+Процесс; Предмет+Свойство; Процесс+Свойство и т.д.

Алгоритм работы по Фантастическому сложению:
1. Выбрать объект, который необходимо изменить, придать ему новые фантастические свойства, части, функции, процессы и др.
Например: ДЕРЕВО

2. Выбрать объект, от которого мы будем брать для сложения необходимые нам элементы ("донор").
Например, КОТ

3. Перенести на изменяемый объект от "донора" элемент, которого у него нет.   
Мурлыкающее дерево; Меховое дерево; Дерево с хвостом; Дерево, которое ловит мышей; и т.д.

4. Изменить функционирование самого объекта и/или окружающую среду так, чтобы полученный объект был жизнеспособен или востребован.
Берем идею: дерево, которое ловит мышей. Под корнями имеются норки, а само дерево выращивает сыр. Мышки бегут к сыру и оказываются под корнями

5. Описать жизнедеятельность объекта.
С какой целью дерево ловит мышей? Это плотоядное дерево? Или, может быть, лучше придумать сказку о грустном одиноком дереве, которое захотело подружиться с мышками?
Итак: на опушке леса росло одинокое дерево (какие деревья предпочитают расти на свободном пространстве? Вероятно, это ДУБ.
Дубу было очень скучно, и он захотел, чтобы под его корнями поселилась семейка мышек, которые бы разговаривали с ним, рассказывали новости леса, веселили своими играми.
Тогда дуб приподнял немного один из своих мощных корней, чтобы получилась уютная норка, а вместо желудей вырастил кусочки сыра.
И так далее - продолжение можете придумать сами.
« Последнее редактирование: 10 Июнь 2017, 16:06:14 от Елена »

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 233
  • Пол: Женский
Re: Фантастическая математика
« Ответ #2 : 13 Январь 2017, 10:03:27 »
Одним из возможных вариантов фантастического сложения является использование для получения фантастических идей префиксов.Пре́фикс (приставка) — в языкознании: морфема, стоящая перед корнем и изменяющая его лексическое или грамматическое значение.
Автор приема, Джанни Родари, называет его «Произвольный префикс». Однако в работе с детьми вы можете заменить этот термин на более понятное и привычное слово "приставка".

Примеры префиксов: супер-, вице-, полу-, аэро-, анти-, зоо-, мото-, астро-, видео-, архео-, мело-, моно-, аква-, зам-, микро-, макро-, би-, мини-, макси-, и др.

Начинайте с знакомых и понятных детям приставок, обсуждайте их и находите соответствующие примеры.
Супер– сверх, наилучший (супермен).
Анти– против, противоположный («антимоль»).
Зоо– животный (зоопарк).
Мото– приводящий в движение, мотор (мотоцикл).
Астро– звёздный (астрономия).
Видео– видеть (видеокамера).
Аква– водяной (аквариум). И т.д.

Затем попробуйте поменять приставки, отмечая, как изменяется значение самих слов.
Парк - это территория, место для отдыха и развлечений.
Зоо-парк - место, где содержатся животные. А если изменить приставку? Аква-парк, возможно, детям уже знаком, а как может выглядеть астро-парк, супер-парк, видео-парк? А анти-парк?

Разбирайте варианты, рассматривая их с разных сторон:
Зам-кота - что может быть заместителем кота?
Если рассматривать внешнее сходство – кошка или котенок.
Если рассматривать способность кота ловить мышей – мышеловка.
Если рассматривать кота как мягкое и пушистое создание – мягкая игрушка.
Если рассматривать кота, как что-то тёплое и греющее – грелка или различные электрические согревающие приборы.

Когда дети поймут принцип изменения префиксов, можно переходить к фантазированию.
Предложите выбрать объект для "усовершенствования" и при помощи произвольных приставок придумать идею для рассказа или нового объекта (не забудьте отметить - где и для чего он может быть использован). Наиболее удачный и понравившийся вариант предложите воплотить в рассказе, сказке, рисунке или поделке.
« Последнее редактирование: 10 Июнь 2017, 16:05:26 от Елена »

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 233
  • Пол: Женский
Re: Фантастическая математика
« Ответ #3 : 15 Июнь 2017, 07:52:33 »
Фантастическое вычитание
Суть метода «Фантастическое вычитание» сводится к тому, что из окружающего нас мира вычитается (удаляется, изымается) какой-то элемент. Этим элементом могут быть: предмет, процесс, идея, свойство, закон.

1. Вычитание предмета.
Например: «Однажды мы проснулись…»,  а вся обувь (ложки, транспорт, шапки, и др.) исчезли. Что произойдет? Как мы будем выходить из положения? Чем заменим исчезнувшие предметы?
Можно вычесть не весь объект, а какую-то его часть. Например, колеса у машины. Может ли существовать машина без колес? Это может быть машина на воздушной подушке, или (фантастический вариант) обладающей антигравитационным механизмом, летающая машина, и т.д.

2. Вычитание процесса.
Например: Изымаем из нашей жизни процесс рисования или записи рукой: достаточно мысленно представить, и все само появляется на бумаге. Отпала бы необходимость в ручках, карандашах, краске и т.п. Больше внимания уделялось бы развитию воображения, умению представлять объекты очень точно, до мельчайших деталей. Больше возможностей для творчества. А какие минусы? Недостаточное развитие мелкой моторики. Как этот минус можно устранить?

3. Вычитание идеи.
В любой технической задаче почти всегда можно выявить основную (господствующую) идею ее решения (ГИ). Изымаем эту идею (вычитаем) и рассматриваем нешаблонные и нетривиальные варианты решения.
Например: Как повесить на стену картину?
ГИ – забить гвоздь и на него повесить картину. Вычитаем эту возможность. Какие варианты решения могут быть?

4. Вычитание признаков и свойств.
Выбирается любой предмет. С помощью кубика «Модели признаков»  удаляется выпавший признак (например — цвет, вес, запах, и др.) Как изменится объект? Что хорошего и что плохого? Какие дополнительные преимущества и/или недостатки появляются у предмета? Каким образом мы можем компенсировать недостающее свойство предмета?
(Скачать схему-выкройку кубиков можно ЗДЕСЬ)

Алгоритм работы по Фантастическому вычитанию:
1. Выбрать объект, который необходимо изменить, придать ему новые фантастические свойства, части, функции, процессы и др.
Например: ЧАЙНИК

2. Определить его состав: из каких частей состоит, какие функции выполняет, каковы его свойства и связи.
Чайник нужен для того, чтобы кипятить в нем воду, еще он может удерживать в себе разные жидкости; состоит из донышка, стенок, носика, ручки, крышки (на крышке есть маленькая ручка); чайник металлический, желтый, когда вскипятит воду- горячий, пустой – холодный и т.д.

3. Удалить (вычесть) один или несколько составляющих элементов.
Чайник, в котором нельзя вскипятить воду. Чайник, не удерживающий в себе жидкости. Чайник без носика (донышка, ручки и др.). Чайник без цвета (прозрачный). И т.д.

4. Изменить функционирование самого объекта и/или окружающую среду так, чтобы полученный объект был жизнеспособен или востребован.
Берем идею: чайник, в котором нельзя вскипятить воду.
Как такое может быть? Наиболее простой вариант – в нем образовалась дырочка, через которую вода утекает (можно использовать чайник в другом качестве, например, посадить в нем цветок). Человек с развитым системно-функциональным мышлением может сказать, что отсутствует нагревательный элемент, без которого сам по себе чайник не нагреется. Или пойти еще дальше и заодно вычесть (изъять) физический закон, при котором температура кипения воды составляет 100 0 С (фантастическая ситуация).


5. Описать жизнедеятельность объекта. Желательно, чтобы объект оставался при этом функционирующим, т.е. продолжал выполнять все действия, которые зависят от «вычтенного» элемента.
При вычитании функции особенно сложно найти такое решение, чтобы объект оставался функционирующим. Как чайник, в котором нельзя вскипятить воду, может все-таки быть использован для этого? Это противоречие, которое может быть разрешено.

Предлагаю вам подумать и предложить свое решение противоречия, выбрав причину невозможности кипячения по своему усмотрению.
Своими вариантами поделитесь, пожалуйста, в комментариях.