Последние сообщения

Страницы: 1 ... 5 6 [7] 8 9 10
61
Обучающие мероприятия / Скайп-занятия с детьми 6-8 лет по ДАРИЗ
« Последний ответ от Елена 24 Февраля 2018, 13:22:37 »
Основная цель этой серии скайп-занятий - формирование основ интеллектуально-творческого мышления дошкольников 6-8 лет на базе инструментария ТРИЗ и практическое освоение ДАРИЗ.
ДАРИЗ - это Детский Алгоритм Решения Изобретательских Задач. Автор- Екатерина Львовна Пчелкина.  Методика построена на базе АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) Г. С. Альтшуллера и адаптирована для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В процессе занятий:
- дети знакомятся с основами РТВ-ТРИЗ, осваивают ДАРИЗ;
- развивается системно-диалектический стиль мышления, креативность и воображение;
- формируется интерес и готовность к творческому решению задач;
- возникает потребность в развитии личных творческих способностей;
- появляется представление о том, что компьютерная техника может быть использована не только для игр и мультфильмов, но и быть средством обучения, онлайн связи с преподавателем (в настоящее время форма дистанционного образования становится все более популярной и востребованной – можно учиться у лучших преподавателей и в лучших высших учебных заведениях всего мира вне зависимости от места проживания)

Это длительный курс, разработанный на основе программы "По ступенькам ТРИЗ" Е.Л.Пчелкиной.
Для удобства курс разделен на 4 логических блока по 8 занятий (всего 32 занятия).

Для новичков - обязательная предварительная связь с ребенком и родителями для знакомства, небольшой творческой разминки и проверки технических моментов (бесплатное пробное занятие длительностью 40-50 минут).

В течение всего учебного года дети осваивают ДАРИЗ, ресурсно-функциональный и функционально-системный подходы, развивают управляемое воображение, творческое и причинно-следственное мышление. Но каждый блок имеет свою основную цель, на которую направлено обучение.

Каждый блок состоит из 8 последовательных занятий длительностью по 60 минут:
1 блок: ДАРИЗ
Результаты:
- ознакомление с элементами и шагами алгоритма: КП (Конфликтующая Пара - Кислая Парочка), ИКР (Идеальный Конечный Результат - Мастер САМ), ресурсы (Мастер Ресурс), анализ идей
- подготовка к освоению функционального и системного подхода
- знакомство с некоторыми приемами РТВ

2 блок: Функции
Результаты:
- ознакомление с функциями по модели "инструмент-действие-изделие"
- закрепление умений решать задачи по ДАРИЗ
- продолжение знакомства с приемами РТВ

3 блок: Системный оператор
Результаты:
- ознакомление с системным оператором и закрепление понятия функций
- освоение ДАРИЗ
- закрепление знакомых приемов РТВ

4 блок: Методы фантазирования
Результаты:
- ознакомление с некоторыми методами фантазирования
- освоение ДАРИЗ
- освоение функционально-системного подхода

По окончании каждого блока занятий – индивидуальная беседа с родителями по желанию (ответы на вопросы, рекомендации, советы, обсуждение заданий)





Примерная структура занятия (60 мин):
- Игры на снятие психологической инерции и РТВ (10-15 мин)
- Нейрогимнастика* (2-3 мин)
- Основная часть: освоение задач по основной цели блока (20-25 минут)
- Двигательная активность* (3-5 мин)
- Приемы ТРИЗ, творческая часть (10-15 мин)
- Итог занятия (2-3 мин)
Домашнее задание: продуктивная деятельность**, РТВ, игры и упражнения на закрепление материала.
_______________________________________________________________________________
* Чтобы дети не находились целый час неподвижно перед монитором, предусмотрена двигательная активность, в том числе с отходом от компьютера, через каждые 15-20 минут.
** Продуктивная деятельность - поделки из бросового материала. Поделки выполнять сложнее, чем рисунок: нарисовать можно все, что угодно - это легче и гораздо больше возможных вариантов; при изготовлении поделки - необходимо представить будущую поделку объемно, найти нужный материал, при помощи которого можно воплотить замысел, придумать способы соединения элементов и т.п.




Опыт показал, что наиболее эффективно занятия проходят с 2-3 участниками в группе: дети более активны, отталкиваются от идей других участников, слушают друг-друга, общаются, уточняют и оспаривают идеи, учатся аргументировать и отстаивать свой вариант ответа.

Что понадобится к занятиям:
- Коробка из-под обуви или пластиковый контейнер для изготовления «Коробки юного изобретателя»
- Наполнение коробки:
•   бросовый материал (флаконы и баночки от шампуня, крема, йогурта, витаминов и т.п.; втулки от туалетной бумаги; контейнер от Киндер-сюрприза, вкладыши из коробки конфет и др.);
•   кусочки проволоки, крупные пуговицы, отрезки лент/ тесьмы/тонкой веревки
•   сломанные игрушки или их части, сломанные ненужные механизмы (часы, калькулятор, интересные части магнитофона/телефона/и др.)
•   природный материал (шишки, ракушки, желуди, веточки и др.)
- Дополнительно для творческих поделок: все, что может пригодиться для скрепления деталей или дополнения (пластилин, скотч, канцелярские резинки («для денег»), готовые глазки, клей-карандаш, цветная бумага (можно на липком слое), и др.)
- Ножницы, шило – по необходимости, в коробку не вкладывать.

Требования:
1. Для группового обучения: посещать строго все занятия, пропуск – только в самом крайнем случае. Все занятия взаимосвязаны, пропуск одного повлечет непонимание последующего материала. В случае отсутствия придется в обязательном порядке самостоятельно проработать пройденный без ребенка материал по письменному конспекту или видеозаписи.
При индивидуальном обучении занятие переносится до договоренности на другой день/время.
2. Желательно присутствовать кому-то из взрослых, чтобы «быть в теме» и помочь ребенку в выполнении домашнего задания, но на самом занятии не вмешиваться, помогать только в самом крайнем случае или по  просьбе педагога.
3. Допускается присутствие детей других возрастов (братьев, сестер). Задача взрослого – обеспечить условия, чтобы более младший ребенок не мешал работе группы. С более старшими провести беседу о том, что задания легкие, рассчитаны на дошколят, поэтому сначала дать возможность высказаться младшим. После я обращусь к старшим детям и выслушаю их. Или можно записывать свой ответ на листочке и показывать мне в камеру, пока младшие думают.
4. Запрет на интернет! Все задания нужно выполнять самостоятельно, без привлечения интернета, даже если вам кажется, что ваше изобретение недостаточно креативное. Радость от собственных открытий и придумок – дополнительная очень мощная мотивация.

Стоимость 1 блока групповых занятий: 5600 руб. (8 занятий)

Стоимость 1 блока индивидуальных занятий: 11200 руб. (8 занятий)


Для заявки на обучение и по всем вопросам обращайтесь на почту: elena_riabinina@triz-plus.ru

Наши успехи - участие в конкурсах Российской ассоциации ТРИЗ

Дневник мамы "Ценные мысли" в процессе освоения 1 блока занятий
62
Будущее уже здесь, и учить детей в нем должны те, у кого мозги еще «не залеплены пластилином», считает психолингвист и нейробиолог Татьяна Черниговская.

Компьютеры научились играть в шахматы и го. Казалось бы, что с покером такая шутка не пройдет, отмечает Черниговская. «Способность блефовать, poker face — все это сугубо человеческое. Но вот пожалуйста: создана программа Libratus, которая разнесла в пух и прах четырех профессиональных игроков. И дело здесь не в играх. Искусственный интеллект приобрел черты не только алгоритмические. То есть, роботы на самом деле вторгаются на нашу территорию», — подчеркнула она.

По словам ученого, мы уже находимся в другой цивилизации. «Не стоит делать вид, что искусственный интеллект — это где-то в будущем.
Будущее уже здесь. То, на что раньше уходили тысячелетия, потом столетия, потом десятилетия, сейчас занимает месяцы, часы и дни. Мы разогнались, и летим с большой скоростью. Наш мир — текучий, нестабильный, гибридный. Это другой мир, не тот, в котором мы жили еще пять лет назад. И это необратимые перемены, которые имеют глобальное значение. Мы просто должны это осмыслить», — считает ученый.

«Мир стал нечеловекомерен. Появились величины и пространства, в которых мы не живем: наносекунды, нанометры. Но все это уже влияет на нашу цивилизацию, и мы должны знать, как в этом мире жить, что нам делать, какое получать образование», — считает нейробиолог.

Интернет вещей, самоорганизация сетей: цифровая реальность начинает быть игроком на поле эволюции. По словам Черниговской, она становится признаком отбора. «Если я умею всем этим пользоваться, не просто на кнопочки нажимать, а по-настоящему разбираюсь, я попадаю в одну категорию людей. А если только блины умею жарить — в другую», — отмечает Черниговская.

Как в этом новом мире жить? По словам эксперта, человечеству еще очень о многом предстоит договориться. «Когда системы дополненной реальности способны создать полный эффект присутствия, как не потерять базовые представления о том, в каком на самом деле мире мы находимся?

Как научить роботов принимать сложные решения? Внутри цифрового мира такие категории как мораль и право имеют совершенно другие конфигурации. Например, беспилотник сбивает пешехода. Кто за это отвечает? Или машина встает перед выбором, который есть, пожалуй, в каждом учебнике психологии: повернешь направо — собьешь пять человек, повернешь налево — одного человека. Куда ей сворачивать? Решение должно быть заложено в машину изначально. То есть, мы сразу должны запрограммировать моральные категории. Как это сделать? Кто должен принимать такие решения?

Допустим, мы все отдадим на откуп механизмам. А чем сами займемся? Рассказы о том, что люди, освободившись от рутины, начнут писать сонеты, вызывает у меня улыбку. Праздная цивилизация! Уже и термин такой появился „лишние люди“ — люди, которым нечего делать.

Для нашей цивилизации действительно настало время остановиться и подумать: мы куда попали? Мы не сможем переварить эту цивилизацию, если у нас не будет серьезных внутренних ориентиров. Мы очень о многом должны подумать. И сделать из этого очень много практических выводов. Например, как мы должны учить детей, как должны выглядеть университеты?», — отметила Черниговская.

«На первом курсе у нас преподавала одна дама. Она приходила на занятия с желтой брошюркой, которую сама же написала, открывала ее и начинала читать вслух. Каждый раз я чертовски злилась. Конкурс на поступление — 30 человек на место. Если я прошла, то уж, наверное, я умею читать. Зачем мне ехать на другой конец города, чтобы услышать, как преподаватель читает книжечку, если я могу прочесть ее самостоятельно за полчаса, лежа на диване?

Преподаватель или учитель, который просто приходит излагать знания, не нужен. Эти знания добываются другим образом. Я уверена: то, чем мы занимаемся, это вирус, зараза. Нам нужно просто их заразить. Им почему-то должно стать интересно то, что мы предлагаем. Если им не интересно, нечего тратить на это время и деньги — пустое дело!

"Преподавать должны люди, которые не просто доносят какую-то информацию, но объясняют, комментируют, провоцируют, вызывают на диалог, возбуждают протест. Это должны быть люди, у которых мозги еще не залеплены пластилином», — считает Черниговская.

По словам эксперта, если открыть черепную коробку, вряд ли там можно увидеть, где лежат существительные, где — прилагательные. Но если есть люди, которые после инсульта помнят глаголы, но не помнят существительных, — значит, такое разделение есть.

«Если бы мы узнали, как мозг на самом деле работает с информацией, это бы перевернуло все наше образование. То, что оно больше не может идти так, как оно идет, — очевидная вещь. Может, детей стоит учить тому, как „держать“ память, внимание, как классифицировать информацию, как добывать ту информацию, которой можно верить, как вести себя в ситуации бесконечного стресса и цейтнота. Как не бояться сказать, что думаешь, даже если твое мнение не совпадает с общепринятым? Ведь разве не это — пусть к открытиям?

Нам не нужны все эти люди, которые заканчивают университеты и школы с теми знаниями, которые и так у всех есть. Нужны люди с открытым сознанием, у которых открыты глаза, уши, нос принюхивается. Нужны мозги, не залепленные пластилином. И задача образования — развивать эти мозги дальше, а не придушить их поскорее», — заключила Черниговская.
63
Добро пожаловать / Re: Давайте познакомимся!
« Последний ответ от Елена 03 Февраля 2018, 23:18:08 »
Здравствуйте, Мария! Очень рада вас приветствовать!  chepchik Всегда очень интересно и полезно общаться с коллегами, делиться своим опытом, сложностями и находками  sun
Расскажите, пожалуйста, немного поподробнее - где/у кого вы прошли обучение? Есть три основных направления в ТРИЗ-педагогике для дошколят, в каждом - свои небольшие особенности и акценты, свои интересные подходы. Мне очень интересно сочетать их, находить и внедрять в работу самое ценное и полезное. Вы работаете в детском саду или в развивающем центре/клубе? Уже внедряете в свою работу то, чему обучились? Как впечатления?  ulybka5
64
Добро пожаловать / Re: Давайте познакомимся!
« Последний ответ от maria84 03 Февраля 2018, 19:47:21 »
Добрый день) меня зовут Мария у меня двое деток дочка 6 лет и сынишка 2 года, прошла обучение ТРИЗ-педагог для дошколят и стараюсь развиваться в этом направлении)
65
Обучающие мероприятия / Re: Система ТРИЗ-обучения
« Последний ответ от Елена 30 Января 2018, 21:34:28 »
4 блок. Практические и познавательно-развлекательные проекты.
4.1. ТРИЗ-неделька «Осень»
Предложен познавательно-игровой материал по теме «Осень» на основе примерной схемы ТРИЗ-недельки, рассчитанной на 6 дней. Схема дана в Рекомендациях – на ее основе Вы сможете самостоятельно составлять подобные недельки по любой теме.
Стоимость: -

4.2. ТРИЗ-неделька «Времена года»
Для более гибкого и удобного использования материала темы, предложен принцип полиэкранника. Неделька состоит из 3 блоков (занятий), в каждом из которых последовательно рассматривается содержание определенных экранов. Это не занятия для ребенка в классическом понимании, это занятие для взрослого, которому нужно ознакомиться с предложенными материалами, скорректировать в соответствии с возрастом и знаниями ребенка и запланировать их на удобное время. Необходимо придерживаться последовательности блоков (1 занятие, 2 занятие, 3 занятие); последовательность в рамках одного занятия можно не соблюдать.
Стоимость: -

4.4. Новогодние адвент-проекты:
- «Дед Мороз и ТРИЗ» (от 3 до 7 лет)
- «Новый год шагает по планете» (от 5 до 8 лет)

Оба проекта основаны на необычном адвент-календаре, который вы изготовите сами. Вам будет предложен пошаговый мастер-класс его изготовления, который поможет вам отправиться в мир творческого мышления и воображения.
Ежедневно вы будете осваивать небольшой ТРИЗ-прием на развитие речевого творчества, воображения, решать необычные ситуации, в которые то и дело попадают наши герои — Дед Мороз или Новый год.
Все приключения ребенок будет зарисовывать в специальном альбоме-книжке (листы можно распечатать или нарисовать самим) и в конце у него получится собственная книга волшебного путешествия!
Мини-задания помогут создать в вашем доме «праздник ожидания праздника». Вместе с ребенком вы украсите дом, выучите новогоднее стихотворение, придумаете необычные игры, подарки и поздравления.

66
Обучающие мероприятия / Re: Система ТРИЗ-обучения
« Последний ответ от Елена 30 Января 2018, 21:26:27 »
3 блок. ТРИЗ и АРИЗ (Алгоритм Решения Изобретательских Задач) для детей.
3.1. «Есть проблема? Есть задача!»
Практический курс для родителей, имеющих детей 4-9 лет. Требует предварительной подготовки – освоения тренингов по РТВ, «ТРИЗ-лаборатории» или глубокой самостоятельной проработке игр и упражнений из арсенала ТРИЗ-педагогики. Мышление ребенка и сопровождающих его взрослых должно быть подготовлено к освоению сложных ТРИЗ-подходов, терминов, приемов!
Тренинг состоит из 15 коротких (10-15 минутных) видео-уроков, разработанных по материалам А.А.Нестеренко и Е.Л.Пчелкиной. Каждое занятие заканчивается одним обязательным заданием; есть примерные образцы выполнения.
В результате тренинга:
1. Начнете формировать в семье навыки культуры работы с любыми проблемами, в том числе нравственного порядка.
2. Познакомитесь с 3 вариантами Алгоритма решения открытых творческих задач, а так же освоите способы решения несложных задач на любом шаге алгоритма.
3. Проработаете на практике основные элементы Алгоритма: разные виды противоречий, идеальный конечный результат, конфликтующую пару. Научитесь находить ресурсы и грамотно анализировать идеи решений.
4. Научитесь сами и научите ребенка не бояться проблем. Любая проблема – это задача, которую можно решить.
5. «Раскачаете» мышление, заложите основы новых мыслительных действий, способствующих нестандартному, креативному взгляду на окружающий мир.


3.2. Скайп-занятия с детьми от 6 лет по освоению ДАРИЗ
ДАРИЗ – это Детский Алгоритм Решения Изобретательских Задач (автор – Е.Л.Пчелкина). Методика построена на базе АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) Г. С. Альтшуллера и адаптирована для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Курс предназначен для детей, хотя бы немного знакомыми с ТРИЗ-подходом, - родители проходили онлайн-мероприятия или самостоятельно изучали эту тему вместе с ребенком. (Для детей-совсем новичков рекомендуется сначала пройти курс РТВ, чтобы подготовить мышление к освоению нового, нестандартного подхода).

Курс состоит из 4 последовательных блоков, каждый по 8 занятий, 1 раз в неделю по 60 минут (по 2 месяца на блок).
Чтобы дети не находились целый час неподвижно перед монитором, предусмотрена двигательная активность через каждые 15-20 минут.

Наиболее эффективно проходят занятия в мини-группах (2-3 ребенка): больше детской активности, дети слушают и общаются друг с другом, выдвигают свои идеи и развивают идеи других детей. Групповые занятия проходят в соответствии с «Расписанием обучающих мероприятий».

В конце каждого блока по желанию родителей – индивидуальная 40-минутная скайп-консультация с каждым родителем (ответы на вопросы, рекомендации, советы, обсуждение заданий)
67
Обучающие мероприятия / Re: Система ТРИЗ-обучения
« Последний ответ от Елена 30 Января 2018, 21:19:41 »
2 блок. Развитие управляемого творческого воображения и сильного мышления
2.1.  «Удивительные превращения кляксы» Электронная книга.
Из книги Вы узнаете:
- почему кляксография – это весело и полезно;
- как обеспечить условия, чтобы полет фантазии был свободным и раскованным;
- о восьми разных способах делать кляксы;
- девять увлекательнейших приемов кляксографии;
- как можно сочетать рисование кляксами с другими техниками изобразительного искусства.
Главы книги сопровождаются веселыми стихами о кляксах, которые помогут создать веселое настроение у Вашего ребенка перед рисованием.
Стоимость: -

2.2. «Калейдоскоп мышления» - сборник игр и упражнений на развитие творческого нестандартного мышления на основе ОТСМ-РТВ-ТРИЗ. Электронная книга
В сборнике представлены:
- краткая справка об основных разделах ТРИЗ-педагогики: ОТСМ (Общая Теория Сильного Мышления), РТВ (Развитие Творческого Воображения) и собственно ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач);
- рекомендации по организации и проведении игр, по созданию условий, способствующих развитию дошкольников;
- 77 увлекательных игр по основным разделам ТРИЗ-педагогики.
Стоимость: -

2.3. «ТРИЗ-лаборатория»
Освещаются и прорабатываются основные направления ТРИЗ-педагогики для дошкольников от 2 лет на основе материалов «Волга-ТРИЗ» (Т.А.Сидорчук) и Петрозаводской школы ТРИЗ (А.А.Нестеренко).
Состоит из 2 блоков (9 занятий):
1. Сильное мышление – 6 занятий, 3 вебинара (в записи).
- Модель «Объект-признак-значение признака».
- Системный подход.
- Диалектическое мышление. Причинно-следственные связи.
- Противоречия и их решение. Идеальный конечный результат.
- Дихотомия.
- Моделирование, итоговое занятие по СМ.
2. Развитие творческого воображения – 3 занятия.
- Некоторые методы фантазирования (Морфологическая таблица, Метод фокальных объектов и др.)
- Типовые приемы фантазирования.
- Речевая творческая деятельность (загадки, рассказ по картинке, сказки и др.)


2.4. «Что-то нужно для чего-то» (функциональный подход)
Формирование одного из самых важных и значимых для человека – функционального стиля мышления. Системно-функциональный подход является ключевым элементом для формирования представлений об окружающем мире у детей, поскольку сам этот мир – и природный, и рукотворный, - функционален: любой объект выполняет определенную функцию, зачем-то нужен, совершенствуется для лучшего функционирования.
Тренинг состоит из 8 последовательных занятий; включает в себя всестроннее освещение функционального подхода на основе материалов мастеров различных школ ТРИЗ, наглядно и в простой доступной форме знакомит детей с понятием «функции объектов»  на бытовом уровне и со специфическим функциональным языком ТРИЗ.
Краткую видео-презентацию можно посмотреть ЗДЕСЬ

68
Обучающие мероприятия / Re: Система ТРИЗ-обучения
« Последний ответ от Елена 30 Января 2018, 21:13:26 »
1 блок. Воспитание творческой личности.
Огромное влияние на развитие личности и мыслительных качеств ребенка оказывает окружающее пространство – образ жизни семьи, модель общения и взаимодействия со взрослыми, атмосфера увлеченности и творчества, игрушки и книги, ежедневная бытовая, игровая и развивающая деятельность. Поэтому организация творческой, развивающей предметно-окружающей среды – это самое первое и самое важное, с чего нужно начинать.

В этом вам помогут:

1.1. Вебинар "ТРИЗ для дошкольников: как научить ребенка мыслить смело, нестандартно, сильно, и воспитать творческую личность"
Стоимость: -

1.2. Интенсив «Где прячутся открытые задачи»
5 занятий, содержащих теоретические материалы и практические задания, в процессе освоения которых вы узнаете:
- Мимо каких потенциальных творческих задач мы проходим в нашей обычной жизни, не подозревая, что упускаем отличные возможности обучения и развития?
- Как искать открытые задачи в повседневной жизни, художественной литературе и детских играх?
- Какие подходы к общению и обучению ребенка наиболее эффективны для его умственного развития?
- Познавательно — исследовательская деятельность детей: зачем детям исследовательские проекты и как их организовать?
Поддержка ведущей осуществляется в закрытом разделе «Конструктионика».


1.3. "Мастерская творческого мышления для родителей"
Серия из 6 скайп-занятий для мам, заинтересованных в том, чтобы самим вникнуть в суть ТРИЗ-мышления, создать атмосферу интеллектуального творчества в семье, практически проработать все основные подходы, найти ответы на свои вопросы и сделать собственные выводы, чем жизненный девиз: "Стань таким, каким хочешь, чтобы стал твой ребенок".
В течение полутора месяцев вы:
- познакомитесь с основами ТРИЗ-подхода: диалектическим, функциональным, системным стилями мышления; алгоритмом решения открытых задач, адаптированным для обыденной жизни; особенностями формирования и развития качеств творческой личности;
- практически проработаете и сделаете собственные выводы в отношении многих своих установок и привычек, посмотрите на свою жизнь и свои взаимоотношения с близкими и окружающими под новым углом зрения;
- освоите методы и приемы ТРИЗ-педагогики для дошкольников, попрактикуетесь в их применении как самостоятельно, так и со своими детьми;
- примете осознанное решение о внедрении ТРИЗ-подхода в свою повседневную жизнь.
69
Обучающие мероприятия / Система ТРИЗ-обучения
« Последний ответ от Елена 30 Января 2018, 21:10:05 »
В настоящее время ТРИЗ-педагогика обретает все большую популярность и востребованность. Это закономерно – современные реалии жизни выдвигают новые требования и к процессу обучения детей, и к нам, взрослым.

Как говорит психолингвист и нейробиолог Татьяна Черниговская, - люди со знаниями «как у всех» скоро станут лишними. Все эти люди, которые заканчивают университеты и школы с теми знаниями, которые и так у всех есть, не смогут вписаться в наш стремительно меняющийся мир. «Нужны люди с открытым сознанием, у которых открыты глаза, уши, нос принюхивается. Нужны мозги, не залепленные пластилином. И задача образования — развивать эти мозги дальше, а не придушить их поскорее.»

И ТРИЗ-педагогика – одна из наиболее эффективных технологий педагогики будущего. Основная цель технологии  - формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Образовательное пространство «Конструктионик» - это система обучающих мероприятий, предполагающих постепенное расширение и углубление представлений и навыков управляемого воображения и творческого мышления на основе технологии ТРИЗ-ОТСМ-РТВ.

ВАЖНО! Материалы наших тренингов вам не нужны, если:
- вы самостоятельно прорабатываете и внедряете в свою жизнь доступные материалы по ТРИЗ, вдумчиво, серьезно и ответственно;
- вы просто «собираете» все, что можно: у вас скуплены все существующие книги, пособия, тренинги, скачано огромное количество бесплатных материалов, но приступить к их практическому освоению вы не готовы.

Основная цель наших мероприятий – практическая ПРОРАБОТКА материала по ТРИЗ-образованию в сопровождении специалиста.

По всем вопросам обращайтесь на почту: elena_riabinina@triz-plus.ru
70
Речевое творчество ребенка и ТРИЗ
Статья Виктории Ильиной на сайте "Вытворяндия"

Все наверняка слышали о книге Корнея Чуковского – «От двух до пяти». Автор раскрывает в ней тайны детского языка (читай – души) с ее «лепыми нелепицами» и говорит о том, что ребенок – неутомимый исследователь мира. Родная речь выступает для него в двоякой роли: ее изучают и одновременно при ее помощи познают мир.

А еще книга рассказывает о совершенно невероятном (незамутненном) языковом чутье ребенка. Сложные процессы, которые дети угадывают или, наоборот, переиначивают, показаны здесь очень наглядно.
Сам Чуковский пишет: «Конечно, я привожу эти факты не затем, чтобы глумиться над детским невежеством. Напротив, они-то и внушают мне уважение к ребенку, так как свидетельствуют, сколько гигантской работы приходится проделывать детскому мозгу, чтобы уже к семилетнему возрасту преодолеть этот умственный хаос. Нельзя не удивляться тому, за какой маленький срок ребенок овладевает таким несметным богатством разнообразных познаний».

Я работаю воспитателем в детском саду с маленькими детками. Казалось бы, ну какой ТРИЗ в три года?
А ведь именно в этом возрасте, от двух до пяти, как говорит Корней Чуковский, и происходит разнообразное познание и овладение языком как системой. Получается, самое время начинать!

Государственный образовательный стандарт (ФГОС) также предполагает речевое и познавательное развитие помимо социально-коммуникативного , художественно-эстетического и физического развития ребенка-дошкольника.

И воспитателю становится очевидным, что для развития ребенка и его речевого творчества даже в три года замечательным образом подходят приемы ТРИЗ.

Мы начинали с игр из сборника Елены Рябининой «Калейдоскоп мышления». Первый раздел подборки нацелен на обучение ребенка выделению признаков и действий предмета. Задача сложная для трехлетки, но вполне выполнимая. Так закладывается основа умения классифицировать объекты, соотносить их по признакам и группировать по одному из них.

Игра «Гирлянда»

Садимся в кружок, мяч находится у ведущего, роль которого я взяла на себя. Называю стартовое слово и задаю вопрос: «Котенок какой?» Ребенок отвечает: «Пушистый.» Ведущий катит ему мяч и от слова, которое назвал малыш, вновь ставит вопрос. К примеру, он может звучать так:» Кто еще бывает пушистым?» Другой ребенок отвечает: «Цыпленок.» После этого он получает мячик. Далее игра продолжается в том же духе.

— Цыпленок какой?
— Желтый.
— Что еще бывает желтым?
— Солнце.
— А что солнце делает?
— Светит, греет.
И т.д.

Рекомендации: не употребляйте переносных значений слов (круглый год, время бежит, платье идет), так как малыши еще не готовы к этому, они мыслят предметно.

Если мы говорим о признаках-прилагательных, будьте готовы, что ребенок вернет вам в ответе предыдущий объект:» Котенок пушистый – кто пушистый?» Он ответит: «Котенок…» Спросите доброжелательно: «Да, это так. А кто еще?» Или чередуйте в вопросе признак и действие объекта, тогда малыш, скорее всего, не вернется по гирлянде слов назад.

Игра- драматизация по сказке «Теремок»

Детям предлагается подобрать себе из лотка предметы, образы которых они будут представлять. При помощи наводящих вопросов взрослый помогает малышам вспомнить сюжет русской народной сказки. Каждый ребенок сначала выбирает предмет, ощупывает, рассматривает его, затем проговаривает реплики согласно содержанию. При этом каждая вещь выступает в качестве персонажа классической сказки. Ребенок сам или по наводящему вопросу воспитателя определяет и называет признак сходства своего предмета и вещи-предшественника.
«Стоит в поле Теремок, он не низок, не высок. Кто же в нашем теремочке живет? Кубик!»
—Тук-тук.
— Кто там?
— Я – мячик, пусти меня в Теремок.
— Пущу, если ты на меня похож.
— Я – такой же синий, как один твой бок.
— Заходи!

Рекомендации
Возможно, дети во время игры будут теряться, испытывать затруднения. Помогайте малышам исследовать предметы и выделять их признаки. Хвалите детей за то, что они подмечают. И заканчивайте занятие до того, как они устанут. Лучше вернуться к нему снова через какое-то время, чем переиграть.

«Все новое – хорошо забытое старое». Вы знакомы с этой фразой? В контексте этой статьи не могу не согласиться, что развитие происходит как бы «по спирали», и старые идеи появляются на другом уровне, приобретая новое качество. Так и с технологией ТРИЗ. Когда я начинала писать о ней, получила отзыв от Сергея Ивановича: «Напоминает давно забытое детство советских времен, тоже играли в эти игры!» Тогда я вспомнила Корнея Чуковского «От двух до пяти» и решила написать вам об этом!
Страницы: 1 ... 5 6 [7] 8 9 10