Последние сообщения

Страницы: 1 ... 6 7 [8] 9 10
71
Речевое творчество ребенка и ТРИЗ
Статья Виктории Ильиной на сайте "Вытворяндия"

Все наверняка слышали о книге Корнея Чуковского – «От двух до пяти». Автор раскрывает в ней тайны детского языка (читай – души) с ее «лепыми нелепицами» и говорит о том, что ребенок – неутомимый исследователь мира. Родная речь выступает для него в двоякой роли: ее изучают и одновременно при ее помощи познают мир.

А еще книга рассказывает о совершенно невероятном (незамутненном) языковом чутье ребенка. Сложные процессы, которые дети угадывают или, наоборот, переиначивают, показаны здесь очень наглядно.
Сам Чуковский пишет: «Конечно, я привожу эти факты не затем, чтобы глумиться над детским невежеством. Напротив, они-то и внушают мне уважение к ребенку, так как свидетельствуют, сколько гигантской работы приходится проделывать детскому мозгу, чтобы уже к семилетнему возрасту преодолеть этот умственный хаос. Нельзя не удивляться тому, за какой маленький срок ребенок овладевает таким несметным богатством разнообразных познаний».

Я работаю воспитателем в детском саду с маленькими детками. Казалось бы, ну какой ТРИЗ в три года?
А ведь именно в этом возрасте, от двух до пяти, как говорит Корней Чуковский, и происходит разнообразное познание и овладение языком как системой. Получается, самое время начинать!

Государственный образовательный стандарт (ФГОС) также предполагает речевое и познавательное развитие помимо социально-коммуникативного , художественно-эстетического и физического развития ребенка-дошкольника.

И воспитателю становится очевидным, что для развития ребенка и его речевого творчества даже в три года замечательным образом подходят приемы ТРИЗ.

Мы начинали с игр из сборника Елены Рябининой «Калейдоскоп мышления». Первый раздел подборки нацелен на обучение ребенка выделению признаков и действий предмета. Задача сложная для трехлетки, но вполне выполнимая. Так закладывается основа умения классифицировать объекты, соотносить их по признакам и группировать по одному из них.

Игра «Гирлянда»

Садимся в кружок, мяч находится у ведущего, роль которого я взяла на себя. Называю стартовое слово и задаю вопрос: «Котенок какой?» Ребенок отвечает: «Пушистый.» Ведущий катит ему мяч и от слова, которое назвал малыш, вновь ставит вопрос. К примеру, он может звучать так:» Кто еще бывает пушистым?» Другой ребенок отвечает: «Цыпленок.» После этого он получает мячик. Далее игра продолжается в том же духе.

— Цыпленок какой?
— Желтый.
— Что еще бывает желтым?
— Солнце.
— А что солнце делает?
— Светит, греет.
И т.д.

Рекомендации: не употребляйте переносных значений слов (круглый год, время бежит, платье идет), так как малыши еще не готовы к этому, они мыслят предметно.

Если мы говорим о признаках-прилагательных, будьте готовы, что ребенок вернет вам в ответе предыдущий объект:» Котенок пушистый – кто пушистый?» Он ответит: «Котенок…» Спросите доброжелательно: «Да, это так. А кто еще?» Или чередуйте в вопросе признак и действие объекта, тогда малыш, скорее всего, не вернется по гирлянде слов назад.

Игра- драматизация по сказке «Теремок»

Детям предлагается подобрать себе из лотка предметы, образы которых они будут представлять. При помощи наводящих вопросов взрослый помогает малышам вспомнить сюжет русской народной сказки. Каждый ребенок сначала выбирает предмет, ощупывает, рассматривает его, затем проговаривает реплики согласно содержанию. При этом каждая вещь выступает в качестве персонажа классической сказки. Ребенок сам или по наводящему вопросу воспитателя определяет и называет признак сходства своего предмета и вещи-предшественника.
«Стоит в поле Теремок, он не низок, не высок. Кто же в нашем теремочке живет? Кубик!»
—Тук-тук.
— Кто там?
— Я – мячик, пусти меня в Теремок.
— Пущу, если ты на меня похож.
— Я – такой же синий, как один твой бок.
— Заходи!

Рекомендации
Возможно, дети во время игры будут теряться, испытывать затруднения. Помогайте малышам исследовать предметы и выделять их признаки. Хвалите детей за то, что они подмечают. И заканчивайте занятие до того, как они устанут. Лучше вернуться к нему снова через какое-то время, чем переиграть.

«Все новое – хорошо забытое старое». Вы знакомы с этой фразой? В контексте этой статьи не могу не согласиться, что развитие происходит как бы «по спирали», и старые идеи появляются на другом уровне, приобретая новое качество. Так и с технологией ТРИЗ. Когда я начинала писать о ней, получила отзыв от Сергея Ивановича: «Напоминает давно забытое детство советских времен, тоже играли в эти игры!» Тогда я вспомнила Корнея Чуковского «От двух до пяти» и решила написать вам об этом!
72
Актуальные темы / Синдром выученной беспомощности
« Последний ответ от Елена 13 Декабря 2017, 12:13:03 »
Синдром выученной беспомощности
Статья педагога-психолога Татьяны Егоровой, проект "Ваш детский психолог"

Была у меня девочка 5 лет на приеме. Назовем ее Катя.
Миловидное личико, курносый носик, рыженькие волосы. Просто маленький ангел!
Но этот ангел не умел говорить четко и понятно.
В карточке стоит ЗРР (задержка речевого развития)...

Мы играли в развивающие игры, направленные на тренировку внимания, памяти и речи.
И я заметила одну особенность.

Она ждала, когда я сама сделаю за нее то или иное действие. Брала мою руку и тянула: мол, давай показывай. А я посмотрю.

На мое прямое предложение сделать самой она мотала головой и прятала ручки.

После беседы с мамой и бабушкой стало понятно, в чем причина.
Знаете, есть такой термин: «синдром выученной беспомощности».

Это когда человек способен на определенное действие или поведение, но не в состоянии его выполнить самостоятельно. Он постоянно ждет помощи, подсказки, руководства,
подталкивания вперед.

А когда предоставляешь ему свободу действий — он теряется и замыкается в себе.


Я наблюдала, как мама взаимодействует со своей дочкой. Мама искренне считала,  что дочка еще маленькая и ей во всем нужно опекать, помогать...
А уж тем более, когда в карточке значится гордое ЗРР.

Тогда я решила взять недельку на наблюдение. Перестала ей идти на поводу с подсказками действий.
Просто показывала. Объясняла, оживляла картинки рассказами, и...подталкивала ее руку к действию.

Первые 2-3 занятия она сидела молча. Смотрела.
на 4 занятии оживилась. Стала брать игровые элементы.
на 5 занятии начала медленно складывать картинки.
на 6, видимо, был откат. Капризничала и ныла: «Мама, сделай...»
Мама, предупрежденная мной, не кидалась на помощь, а ласково кивала головой: «Попробуй сама.  Еще раз! У тебя получится»!

К концу цикла занятий я с улыбкой наблюдала, как Катя уверенно справляется с игровыми сюжетами. Да, над речью еще нужно работать (у логопеда). НО! Появилась инициатива у самой  девочки. Характерный блеск в глазах, когда что-то удается после нескольких неудачных попыток!
А не амебообразное сидение на занятии, как было раньше.

К сожалению, я знаю и другую девочку. Она учится в 8 классе.
Тоже синдром выученной беспомощности.
Та же причина — излишняя опека родителями и непонимание ими закономерностей развития детской психики.

Есть в развитии ребенка хорошие и нужные периоды, когда он, как губка, впитывает всю информацию об окружающем мире. С интересом наблюдает за объектами и учится находить между ними взаимосвязи. Проявляет инициативу, самостоятельность.

Это — сенситивные периоды. У каждой психической функции есть свое время.

Если у Вас ребенок еще дошкольник — это замечательный период, когда еще можно что-то скорректировать в своем воспитании и обучении. Вовремя отпустить, дать возможность сделать самому (пусть и неуклюже, не идеально), но без родительской помощи.
Бывает сложно, но это важно переосмыслить. Чтобы потом не расхлебывать в старших классах  «кошмар-ужас» на примере школьных домашек.
73
Николай Сладков: как ТРИЗ-задачи прячутся в книгах
Статья Страховой Татьяны на сайте "Вытворяндия"

В предыдущей своей статье по данной теме я вела разговор о том, что дети бывают не готовы к восприятию классических ТРИЗ-задач, и «знакомить» малышей с ними лучше через сказки. Но, послушав парочку старых записей о методике, поняла, что не только ребенок может испытывать растерянность при освоении методики. Подчас и сами мамы недоумевают, откуда брать открытые задачи, как задавать вопросы и т.д.
Если этими понятиями не живешь сам, то надо учиться видеть возможности ТРИЗ в детских книгах. Это тоже не просто, но все-таки немного легче, чем неподготовленному человеку выдумывать что-то из головы. А еще это занятие может быть очень увлекательным. Лично для меня новое прочтение старых рассказов стало своего рода открытием. Поэтому захотелось поделиться своими находками с читателями.

Ответы – правильные и «не очень»

Например, давайте коснемся такой простой темы, как «Вопросы и ответы». Начнем с последнего. Правильный ответ – он какой? Однозначный и единственно верный? Или может быть несколько ответов? А если их вообще огромное количество?

Есть у писателя натуралиста Н. Сладкова замечательный рассказ – «Загадочный зверь». Настоятельно рекомендую всем его прочитать. К тому же он небольшой, размером всего в полторы страницы. Но этот литературный «диалог» писателя и «животного» – наглядное пособие по развенчиванию мифов об одном правильном ответе. И весьма актуален, учитывая наличие стандартных, привычных образов практически во всех детских развивающих пособиях, рассчитанных на возраст трех-пяти лет. В теме «Кто что ест» в этих книгах белку всегда рисуют с шишкой (орехом), или, максимум, с грибом, медведя – с бочонком меда, мышку – с сыром. Вот и автор начинал свой рассказ именно с однозначного заявления: «Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты». Постарайтесь найти время, чтобы прочитать этот удивительный диалог и узнать, остался ли писатель со своим мнением по части гастрономических пристрастий лесных жителей или поменял его.

К этой же теме вопросов и ответов можно отнести и небольшую серию рассказов: «Три яичка», «Яичко на песке», «Яичко в листьях», «Яичко на земле». Читать их следует один за другим.
Говорят: «Из яичка вылупится птичка». «Так-то оно так, вот только какая?» – думала я. О том, кто же все-таки появился из яиц ( забегая вперед, скажу, что вовсе не птички), вы узнаете из книги. А сейчас предлагаю вам поисследовать другую тему.

Общий признак для системы

Звучит мудрено, с претензией на научность, но речь опять пойдет о животных. И если чуть выше мы говорили о множественных вариантах ответов, то сейчас затронем другую сторону вопроса. Но для того, чтобы понять то, что написано ниже, рекомендую сначала прочитать рассказ Н. Сладкова – «Плясунья».
Как-то раз, гуляя с сыном по нашему любимому парку, мы увидели большую рыжую собаку, которая странно себя вела. Она бегала по лужайкам, а не по тропикам, подпрыгивала, припадала на передние лапы, а потом что-то жевала (издалека разглядеть было трудно). По мере того, как мы подходили к выходу из парка, животное оказывалось ближе к нам. И вот уже странный «танец» собаки наблюдался совсем рядом. Вдруг прямо на нас выскочили лесные мыши. На мгновенье остановились, и, оценив ситуацию, стремглав бросились бежать по траве вдоль тропы. Видимо, мы помешали им перебраться на другую поляну, а назад они возвратиться не могли – там охотилась собака.

И тут вспомнился рассказ Н. Сладкова – «Плясунья», где мыши были как бы недостающим звеном в непонятном поведении рыжей собаки. И как-то сразу в голове родилось объяснение происходящему. И думаю, я не далека от истины.

Несмотря на внешние и другие различия, лисы и собаки относятся к одному семейству – псовых. Если взять его за систему, можно выделить у двух этих видов животных общий признак – в данном случае – способ охоты.

Например, при просмотре фильмов ВВС о животных с других континентов ловила себя на мысли, насколько наши домашние кошки похожи на диких львов и других больших кошек. Неудивительно, что обычная городская дворняжка использовала абсолютно идентичные методы охоты, присущие ее диким родственникам.

Из этого рассказа можно выделить мысль, что все описания природы – не просто набор информации, а практическое руководство. Именно так ученные классифицируют виды, распределяя их по семействам – с помощью каких-то общих признаков, свойственных отдельным объектам системы.

В заключение хочу добавить, что все рассказы Н. Сладкова написаны красивым, простым языком, доступным для малышей. Мой ребенок с удовольствием слушает их не по одному разу. И поверьте, там прячется еще множество ТРИЗ-загадок. В «Тайне скворечника» вы узнаете, кто может селиться в этих деревянных домиках кроме птиц (этот рассказ может послужить иллюстрацией к «непрямому назначению предметов»); «Хитрющий зайчишка» – самый настоящий ТРИЗ-изобретатель. Он нашел творческий подход к решению трудной задачи и поступил совершенно иначе, чем все его племя.

Вот так простая книга о животных может стать помощником в поиске возможностей развития ТРИЗ-мышления у мамы и ее малыша. Читайте и развивайтесь вместе с нами!
74
Актуальные темы / Дед Мороз, страшные сказки и стресс
« Последний ответ от Елена 07 Декабря 2017, 15:55:25 »
Стоит ли ребенка ограждать от Деда Мороза, страшных сказок и стресса?
Ответ на эти вопросы дает психолог Катерина Мурашова

Какая самая главная функция у сказок? Конечно же, учить добру, взаимопомощи, справедливости. Но в этом волшебном мире немало и насилия: колобка проглотили, волку вспороли живот, кто-то сварился в котле, кого-то съел Людоед, а Дед Мороз и вовсе странный персонаж с бородой. Для современных родителей, которые обеспокоены душевным спокойствием ребенка, это слишком. Может лучше без всего этого хардкора? Психолог Катерина Мурашова развеивает родительские тревоги по поводу детских страхов, а заодно и родительских иллюзий:

Намедни довольно рано утром меня разбудил телефонный звонок. Звонивший представился журналистом и рассказал, что кто-то где-то якобы запрещает Дедов Морозов в детских садах, потому что дети их боятся. Журналиста интересовало, что я, как психолог, об этом думаю — стоит запрещать или нет? Я что-то ответила и отправилась досыпать. Но не тут-то было. Через непродолжительное время мне позвонили из другого издания и задали тот же вопрос. Я сказала приблизительно то же самое, а про себя подумала: какие-то дураки явно перестарались, или просто кто-то что-то не так понял, а теперь журналисты по всей России будут готовить из этой оплошности жирную желтую уточку и подавать ее на столы разнообразных СМИ с соусом из развесистой клюквы.

Однако в тот же день ко мне на прием пришла девочка шести с половиной лет с некоторыми невротическими симптомами. «Очень интеллектуальная, но такая прямо очень чувствительная…» — так ее охарактеризовала мама, рассказав, что девочка всю жизнь отказывается слушать сказки, где есть действенное противостояние доброго и злого героя, и про Красную Шапочку они первый раз прочитали только пару месяцев назад. В основном девочка просит читать ей одни и те же, зачитанные до дыр, книжки, и мама от них уже просто офонарела.

Следующим посетителем был «очень талантливый и интеллектуально развитый выше своего возраста» мальчик — старший дошкольник. Мама сидит с ним на всех кружках, потому что если она пытается уйти, он бежит следом и закатывает истерики.

Обеим мамам я сказала, что читать любые сказки старшим дошкольникам и оставлять их в знакомых и любимых кружках — это нормально, и они уже вполне могут предоставить своим «интеллектуально высокоразвитым» детям выбор: ты ходишь туда, подчиняясь общим правилам, или не ходишь вообще; и — я готова прочитать тебе те сказки, которые сама считаю возможными и интересными, но ты всегда можешь отказаться от моего чтения и лечь спать просто так. Настаивать (на чтении именно этой сказки или посещении кружка) я не буду ни в коем случае.

— А у ребенка не случится от этого стресс? — одинаково отреагировали обе мамы. — Ведь я же всегда к нему прислушивалась и учитывала его чувства и желания.
— Случится, непременно, — честно ответила я.

Мамы заохали и явно решили повременить с экспериментами по взрослению.

В теме «стресса» есть две основных теории.
Одна — Ганса Селье, ученого-биолога, человека, который, собственно, и ввел само это понятие. По Селье «стресс» — это одна из основных адаптационных реакций организма, сопровождающаяся вполне конкретными биохимическими и нейрофизиологическими событиями внутри этого организма (подробно говорить обо всех этих гипоталамусах и надпочечниках не буду, поскольку речь не о том). На что реакция? На изменение окружающей среды. Причем изменение может быть как с условным знаком минус, так и с не менее условным знаком плюс. Если вы потеряли миллион рублей, у вас, скорее всего, будет стресс. Если в комнату внезапно войдет ваша давно пропавшая любимая сестра, у вас тоже будет стресс. И реакции в вашем организме в обоих случаях будут очень похожи.

Эта самая реакция организма переводит его на более «высокий» уровень функционирования метаболизма. То есть организм готовится «преодолевать». И как правило, действительно преодолевает и дальше живет спокойно. До следующего стресса, когда среда снова изменится. Спешу заметить, что среда у нас с вами (а значит, и у наших детей) меняется очень быстро, интенсивно и малопредсказуемо.

Есть еще когнитивная теория стресса психолога Ричарда Лазаруса. В его теории в схему «изменения среды — ответная реакция организма» вводится еще два дополнительных фактора: оценка самим человеком степени угрозы, идущей от этих изменений, и одновременно оценка своих ресурсов для преодоления сложившейся ситуации.

То есть одна и та же ситуация — например, сдача экзаменов — для кого-то «туши свет!», а кого-то, может быть, приятно тонизирует. И реагировать на нее разные люди будут по-разному. От чего зависит эта оценка?
С ходу можно выделить несколько факторов:
1) Насколько хорошо я знаю экзаменационные билеты.
2) Насколько успешными были для меня предыдущие сдачи экзаменов.
3) Насколько меня запугали родители и учителя тем, что люди без высшего образования все сплошь неудачники и маргиналы.
 4) Какой у меня темперамент, сила нервной системы, насколько я умею мобилизоваться и т. д. (здесь есть врожденные факторы, но и тренировка тоже важна).

Теперь вернемся к Дедам Морозам.

Есть ли дети, которые действительно их боятся? Безусловно, да. Шумный, большой, с бородой, с мешком… Страшновато, конечно, особенно если мамы рядом нет. А еще дети, бывает, боятся клоунов, собак, страшных фильмов, книжек, ледяных горок, мух — проще, кажется, перечислить, чего никто и никогда не боится.

Надо ли детей от всего этого ограждать? Безусловно, нет. Потому что все это — часть жизни. И вовсе не случайно среди базовых волшебных сказок так много реально страшных. И не случайно дети всех времен и народов любили ходить на кладбища, в темные подвалы и заброшенные здания. Это их тренировка, выработка ресурсов (смогу! преодолел!) по Лазарусу и адаптация по Селье (мобилизовался! преодолел!).

Что всегда должно быть у ребенка, встречающегося с потенциально стрессовой ситуацией? Возможность выхода из нее (или даже невхождения). Не хочешь — я не буду читать сказку. Боишься Деда Мороза? Не пойдем туда, обойдемся без праздника. В темные подвалы моего детства всегда можно было не пойти. Насильно никого не тащили. Собственный опыт победы над собой — вот что важно. Ну и мнение значимых людей.

Однако: «Только хорошо сданные экзамены и только институт! И никаких других вариантов!» — это не стресс, а уже дистресс, истощение. Потому что здесь «выход» вообще не предусмотрен.

Жизнь без стрессов странновата — что за жизнь без опыта осознанного преодоления? — да, пожалуй, она и невозможна. А закладывается все в детстве. Насколько стрессоустойчивым будет ваш ребенок? Вам решать.
75
Воспитание творческой личности / Мотивация для изобретателей
« Последний ответ от Елена 06 Декабря 2017, 12:01:05 »
Мотивация для изобретателей
Статья Страховой Татьяны на сайте "Вытворяндия"

Даже не думала, что поиск ТРИЗ-задачек для малышей в детских сказках – такое увлекательное занятие. Но меня действительно затянуло, и в этой статье хочу поделиться своими размышлениями на тему изобретательства. Сразу оговорюсь, что мои наблюдения не носят научного характера и не основаны на каких-то серьезных исследованиях. И, тем не менее, мои размышления могут послужить толчком для генерации ваших новых идей и занятий, поэтому хочу поделиться ими.

На мой взгляд, изобретателей могут мотивировать три фактора, два из которых внешние (хотя деление весьма условно), а третий – внутренний. Предлагаю начать с последнего.

1. Изобретателем может быть человек с определенным складом ума. Таким индивидуумам нужно постоянно создавать что-то новое, совершенствовать то, что уже есть, иногда без какой-то особой на то причины. Просто сам его мозг работает в этом направлении.

Вот как об этом с юмором, но правдиво писал Николай Носов в своей книге «Приключения Незнайки и его друзей»:
— Хе-хе! Эти изобретатели – все чудаки. Ну, скажите, пожалуйста, к чему все эти откидывающиеся столы, открывающиеся шкафы, опускающиеся гамаки? Мне, например, гораздо приятнее сидеть на обыкновенном удобном стуле, который не подскакивает под вами, как только вы встали, или спать на кровати, которая не ездит подо мной вверх и вниз. К чему это, скажите, пожалуйста? Кто может заставить меня спать на такой кровати? А если я, так сказать, не хочу! Не желаю?
— Да никто ведь и не заставляет вас, — сказал Бублик. — Шурупчик — изобретатель и старается усовершенствовать всё, что под руку попадётся. Это не всегда бывает удачно, но у него много полезных изобретений. Он мастер хороший.
— Я и не говорю, что он плохой, — возразил Смекайло. — Он, если хотите знать, очень хороший мастер. Да, да, нужно сознаться, отличный мастер! Он сделал для меня замечательный бормотограф.
— Это что за штука — бормотограф? — спросил Винтик.
— Говорильная машина. Вот, взгляните.



В главах «В Змеевике» и «В гостях у Смекайлы» описываются изобретения Шурпчика. Но я рекомендую обратить внимание на книгу Носова в целом.

Приключения Незнайки – это клад для тех, кто хочет развивать мышление детей, не ограничивая их творческого полета. Однажды прочла у ТРИЗ-педагогов про прием, когда детям предлагалось пофантазировать о создании каких-либо новых изобретений, машин и прочего. И, воодушевившись, они порой выдавали интересные решения, которые были основаны не на одной лишь фантазии, а с применением научного и практического подхода. Так что описание жизни коротышек, точнее, их быта – это своеобразный концентрат всевозможных изобретений, как фантастических, так и вполне реальных. Вспомните, когда была написана книга, и сравните с нашими технологиями сейчас. В ней можно увидеть устройства, похожие на какие-то сегодняшние новинки. И написана книжка так увлекательно, что, читая малышу по несколько глав в день, с нетерпением, как ребенок, жду продолжения.

2. Путешествия, желание увидеть мир – очень мощный внешний мотиватор. Львиная доля изобретений человечества основана именно на нем, начиная от транспорта до средств связи и других технологий. В книге «Приключения Незнайки» этой теме также отводится немалая роль. Вспомните, как Знайка захотел построить Воздушный шар, и как интересно они его делали.



Для самых маленьких есть и другие замечательные сказки. Например, «Кораблик» В. Сутеева повествует о том, как друзья – Мышка, Цыпленок, Муравей и Мушка, не умеющие плавать, решили эту проблему, построив средство передвижения по воде. В теме путешествий, кстати, есть большой потенциал для дальнейшего развития бесед с ребенком в вопросах изобретательства. Можно обсудить то, что тяга к путешествиям помогла человеку преодолеть его «ограничения». Он не умел плавать на далекие расстояния – придумал корабли, не мог погружаться под воду – изобрел батискафы и подводные лодки; не обладал способностью летать – создал различные виды техники для путешествий по воздуху.

Можно, кстати, провести интересное исследование – разделить изобретательство на две категории:
1) когда на выходе мы имеем конкретное изобретение (прибор, машину или что-то еще, выраженное материально)
2) когда изобретается принципиально новый способ, применяя который, можно достичь иных результатов.

А иллюстрацией к этой мысли может служить сказка «Лягушка-путешественница». Мы не будем сейчас разбирать составляющую поведения главной героини (что она похвалилась, открыла рот и упала в болото). Нам важен именно подход. Лягушка была так воодушевлена идеей, ей так захотелось в путешествие к теплому морю, что она в кратчайшие сроки решила эту проблему новым для нее способом – изобрела новый вид передвижения – на гусях!

3. Третий, тоже достаточно мощный внешний фактор – тяжелый труд. Человек издавна старался облегчить себе быт, создать комфортные условия жизни и работы, высвободить время на творчество и познание мира. Появилось много машин, позволяющих ускорить процесс производства, оптимизировались способы выполнения разных видов труда. Ко многому мы так привыкли, что уже не удивляемся. Но если рассматривать это с учебной точки зрения, как наглядное пособие по развитию мышления у ребенка, можно находить вопросы и темы для занятий из наших бытовых условий.

И снова к нам на помощь приходит Незнайка. В главе «Чудеса механизации» Винтик и Шпунтик помогают оптимизировать процесс сбора яблок в Зеленом городе. Таким же нехитрым приспособлением, облегчающим труд садовода, может служить и палка для съема плодов. Более детально о применении этого «орудия» можно почитать в отдельной статье.

А теперь приведу пример из личного опыта.
Мы в этом году «механизировали» посадку и уборку картошки на огороде у бабушки. «Техникой» послужил большой игрушечный грузовик, к которому бабушка привязала веревку. В кузов машины входило небольшое ведро картошки, и сын запросто мог везти его до нужного места. Как вы понимаете, таскать на себе ведра с картошкой гораздо тяжелее, чем везти на колесах. Тем более, с этой задачей справился даже ребенок.

Это была хорошая идея. Во-первых, она пробуждала в ребенке желание трудиться и помогать; Во-вторых, она наглядно показывала, как можно механизировать трудовой процесс подручными средствами; В-третьих, игрушечный грузовик, несмотря на свой размер, все-таки вносил элементы игры. Причем, мы с бабушкой отнеслись к этой «технике» весьма серьезно. И даже когда сам малыш устал, мы продолжали возить картошку на грузовичке до сарая. И сын это оценил! Он понял, что мы не шутим, а принимаем его помощь, и даже разрешил нам пользоваться его машиной и дальше. Получилось, что мы и поиграли, и научились делать что-по-новому, и картошку убрали.



Думаю, что при желании, набравшись идей в детских книжках, можно даже у себя дома (в саду, на даче, на прогулке) придумать много всего интересного. Главное – не бояться фантазировать.
76
Как использовать палку: разнообразие функций и задач
Статья Татьяны Страховой на сайте "Вытворяндия"

ТРИЗ – интересная теория, только вот мой сынишка еще не дорос до классических задач, и в полной мере она пока не нашла у нас применения. Будучи творческим человеком, и имея привычку решать возникающие проблемы разными путями, я вдруг оказалось в тупике. Видя преимущества ТРИЗ-мышления, также наблюдала неготовность сына к методике. Ребенок просто не понимал, зачем ему придумывать что-то на заданный мною вопрос. При этом с воображением дела у него обстояли совсем не плохо. Он прекрасно сам сочинял сказки или же альтернативное развитие сюжета для какого-либо произведения. И даже спонтанные редкие удачи, внезапно происходящие в игре, ситуацию особо не меняли. Вопрос оставался открытым.

А сделать шаг вперед нам помогли сказки В. Сутеева. Оказалось, с их помощью можно прекрасно подготовить маленького ребенка к восприятию классических задач (когда придет время). В сказочной форме и ненавязчиво малыш впитывает мысль, что не всегда какой-либо предмет служит определенной цели. Иногда с помощью одной и той же вещи можно решить целый ряд разных задач.

Сегодня хочу предложить вашему вниманию небольшое тематическое занятие «Как использовать палку?». И для начала рекомендую прочитать сказку (или посмотреть мультфильм по ней) В. Сутеева «Палочка выручалочка».

А теперь давайте вместе подумаем, в каких ситуациях нам помогает этот деревянный предмет?

С незапамятных времен человек использовал крепкие палки для опоры при ходьбе. Они назывались посохами.
В наш век палки видоизменились, но продолжают служить людям. Ниже вы видите палки для скандинавской ходьбы, а также трости для пожилых людей.

Но люди используют этот предмет не только в качестве опоры. Во многих странах Азии маленькими деревянными палочками едят.

Помните, как Ёжик перемахнул через ручей? Существует такой вид спорта, который называется прыжками с шестом. И Ёжик действительно мог прогнать волка палкой, ведь есть бои, где участники сражаются с помощью этого предмета.

А вот пример, как с помощью палки с приспособлением на конце снять с дерева яблоко. Несмотря на то, что Ёжик в сказке не достает, а подсаживает птенца, – принцип действий схожий. Кстати, если у вас есть сад, дом в деревне или дачный участок, предлагаю сделать похожее устройство для снятия плодов с дерева. Для этого необязательно покупать специальное приспособление – сгодятся обычные пластиковые бутылки и , разумеется, палка.

Где еще используются палки?
    - Древко флага
    - Барабанные палочки
    - Дирижерская палочка
    - Палочка для воздушного шарика
    - Удочка
    - Волшебная палочка
А что вы сможете добавить к этому списку?

Размышления – это, конечно, здорово, но тематическое занятие без игры было бы не полным. Поэтому хочу поделиться с вами тем, как мы обыгрываем сказку В. Сутеева. У нас есть два варианта. Первый – театральный, с игрушками. Реквизит для этой игры не хитрый: голубой кусок ткани для реки и маленькая палочка по размеру игрушек. Диалог ведем по сказке ( по памяти), и каждый отвечает за своего подопечного (зайца и ежика).

Второй вариант – уличный. Сыну он очень нравится, и там он играет исключительно ежика!
Реквизит – палка по размеру ребенка, но достаточной длины, чтобы вас можно было вытягивать из болота. Актеры – вы с ребенком. Место действия – улица, и желательно, чтобы вблизи было хотя бы одно дерево или куст, но годится и столб. И, кстати, это замечательный способ решить проблему известную мамам мальчиков ( может быть, и девочек) – подбирание палок.

Здесь происходит все тоже самое, что и в театральной «постановке». Вы проигрываете абсолютно все действия! «Заяц» откидывает палку – «ежик» подбирает. Первый перепрыгивает «ручей» ( просто на дорожке сделать прыжок), второй делает это с помощью «деревянной помощницы». Вы пытаетесь перейти болото, тонете и зовете на помощь, ежик подает вам палку и вытягивает (я даже упрямлюсь, давая сыну применить силу). Потом около дерева вы приподнимаете ребенка, и он с помощью палки «подсаживает» птенца. «Волком» у нас обычно был старый пень или камень, и сын от души колотил его деревянным орудием. Все действия мы проговаривали, а в конце ребенок дарил мне палку.

В заключении хотелось бы поделиться своими выводами. На мой взгляд, проблема неготовности маленьких детей к классическим ТРИЗ-задачам в их пока малом запасе разных жизненных понятий. Кроме того, не стоит забывать, что детям важен пример. Так вот – в подобных сказках в простом и доступном изложении ребенок познает многофункциональность и варианты возможного использования предмета. Если с ним провести целую серию подобных занятий (с небольшой долей размышлений), но с большим уклоном на обыгрывание сказки, то это должно сработать. По крайней мере, я полна энтузиазма для дальнейшего использования этого метода!
77
Уважаемые посетители сайта «ТРИЗ плюс» и форума «Конструктионик»!

Мы высоко ценим Ваш интерес к нашему проекту. Защита ваших персональных данных для нас очень важна. Пользование сайтом возможно и без передачи личной информации. Указать её потребуется, если вы решите подписаться на наши информационные рассылки, зарегистрироваться на форуме или оставить комментарий под статьей.

1. Основанием для сбора, обработки и хранения персональных данных является статья 24 Конституции РФ; статья 6 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных»; настоящее Согласие на сбор, обработку и хранение персональных данных.
2. Данное согласие дается на сбор, обработку и хранение персональных данных, а так же пользовательскую информацию, не считающейся персональными данными.
3. Персональные данные не являются общедоступными и не передаются третьим лицам.
4. Администрация сайта не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых пользователем, и не проверяет его дееспособность.
5. Согласие дается на сбор, обработку и хранение следующих данных:
- имя (фамилия, отчество), адрес электронной почты, дата рождения, место проживания, фотография (перечисленные персональные данные предоставляются добровольно при заполнении форм подписки на сайте «ТРИЗ плюс»,  регистрационной формы и личного профиля на форуме «Конструктионик»);
- пользовательские данные, не являющиеся персональными данными (логин, аватар, и другие данные, не позволяющие идентифицировать пользователя – источник, откуда пришел посетитель, какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает);
- техническая информация, автоматически собираемая программным обеспечением сайта во время его посещения пользователем (Cookies, IP-адрес)
6. Цель сбора, обработки и хранения персональных данных:
- аналитика действий посетителя для улучшения работы сайта;
- проведение информационных рассылок;
- оказание консультативных услуг и помощи по вопросам тематики сайта;
- организация свободного общения пользователей и обратной связи от администрации сайта;
- включение персональных данных (выборочно) в информационные продукты, вебинары, он-лайн тренинги, электронные книги, производимые администрацией сайта.
7. Сбор, обработка и хранение персональных данных пользователя осуществляется без ограничения срока любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
8. Персональные данные собираются, обрабатываются и хранятся до момента отписки пользователя от информационных рассылок, удаления личного профиля на форуме, прекращения использования ресурса.
9. Данное согласие может быть отозвано на основании письменного заявления в произвольной форме.

Для связи с администрацией сайта «ТРИЗ плюс» по любому вопросу вы можете написать письмо на e-mail: trizplus@rambler.ru
78
Управляемое воображение / Цветок лотоса
« Последний ответ от Елена 03 Декабря 2017, 11:21:05 »
Как найти СВОЮ необычную идею для оригинальной открытки, поделки, подарка?
Придумайте до 64 интересных вариантов на основе метода «Цветок лотоса» (Ясуо Мацумура)!

В наше время можно открыть интернет и поискать чужую оригинальную идею. Но намного интереснее, увлекательнее и, главное, полезнее для нашего мышления, придумать что-то свое собственное.

Существует множество приемов-помощников, помогающих нам разбудить свое творчество, воображение, фантазию. И один из них - прием "Цветок лотоса".

Этот прием разработал Ясуо Мацумура как метод активизации творческого мышления и может быть использован очень широко – начиная от решения сложной проблемы, поставившей вас в тупик, или какой-то творческой задачи, до образного структурирования информации или учебного материала.

Суть приема – в раскручивании основной темы, помещенной в центр условного лотоса путем наращивания (образно говоря), лепестков вокруг сердцевинки. Это удобно делать в квадрате, разделенном на 9 квадратов (3 по вертикали, 3 по горизонтали), каждый из которых нужно также разделить на 9 маленьких (3 на 3).
(Скачать шаблон для взрослых можно ЗДЕСЬ)

Так же этот прием в адаптированном виде можно использовать и в работе с дошкольниками, чтобы создать необычную открытку или поделку. С примером такой работы по созданию новогодней открытки можно посмотреть в ролике

Этот прием требует времени на запуск и активизацию мышления, процесс усвоения задания и размышлений. Не настраивайтесь на то, что вы сделаете все за один день - рассчитывайте не менее чем на 3-5 дней! Но ведь и поиск чужих идей в интернете тоже порой затягивается на несколько дней. Так проведите это время с пользой для себя и ребенка!

Приготовьте:
-  лист бумаги для основы (можно использовать альбомный, но лучше, если лист будет побольше: формата А3 или склеенные между собой листы формата А4),
- белая и/или цветная бумага, лучше если она будет заранее разрезана вами на небольшие кусочки,
- ножницы,
- цветные карандаши/фломастеры/мелки (чем ребенок любит рисовать),
- клей (удобнее клей-карандаш).

На большом листе нарисуйте в центре большой кружок, вокруг которого – 8 кружков поменьше.
Для детей старше 5-6 лет можно вокруг каждого из этих 8 кружков нарисовать еще по 8 маленьких кружков. Это будет стимулировать умственную деятельность – наличие незаполненных лепестков мотивирует на их заполнение.

Предложите ребенку на отдельном листке бумаги нарисовать образ центральной темы - обговорите, как можно ее изобразить. Если бумага разноцветная, предоставьте ребенку возможность самому выбрать фон для рисунка. Затем предложите вырезать рисунок и приклеить его в центр.

Можно, конечно, не вырезать, а рисовать сразу на большом листе, но, во-первых, многим детям очень нравится сам процесс создания такого самодельного коллажа, а во-вторых, дополнительно развивается мелкая моторика пальцев при вырезании.

Теперь предложите подумать – какие ассоциации возникают в связи с этой темой? Спросите – какие картинки, образы, предметы сразу представляются, когда ребенок слышит это слово или фразу? Что с ней связано?
Все ассоциации предложите нарисовать, вырезать и приклеить в кружки среднего размера.

Теперь сосредоточьтесь на каждом рисунке по очереди. Обговаривайте – какие ассоциации: мысли, картинки, связанные уже с этим конкретным образом, у него возникают в голове.

Но не требуйте ответов только от ребенка. Сами тоже активно включайтесь в обсуждение. Понимание смысла ассоциаций у ребенка происходит в процессе наблюдения за вашими примерами, вы выступаете образцом. Показывайте, что ассоциации могут быть разными.

Каждую ассоциацию нужно так же нарисовать, вырезать и приклеить. Обсудите – как можно изобразить запах, цвет, тактильное ощущение, образное выражение.

Не стремитесь заполнить сразу все свободные кружочки. В первый день пройдитесь по всем ассоциациям и заполните самые первые, основные ассоциации. Если видите, что ребенок устал, предложите сделать перерыв до следующего дня. Поместите лист на видном месте в свободном доступе и скажите, что если возникнет новая мысль, то можно подойти и нарисовать или доклеить в нужное место.

На следующий день, на свежую голову, приступайте к генерации идей открытки или поделки. Если остались незаполненные места, то сначала можно еще немного подумать – что туда можно поместить.

Приготовьте лист бумаги, на который вы будете записывать все возникающие мысли по поводу возможных вариантов открытки или поделки.
Например:
Открытка колючая – как это можно сделать? Например, изобразить снег крупной солью и на ощупь открытка будет колючей.
Открытка с хвойным запахом – возможно ли это? Прикрепить веточку живой елки – сразу получим и колючую и ароматную открытку. Или, может быть, купить ароматическое масло? Но оно даст пятна, если мы просто обрызгаем открытку. Может быть поместить какой-то элемент из ткани, который можно будет пропитать маслом и это не повредит открытке?
Как можно связать открытку с шишкой? Может быть, сделать открытку в форме объемной открывающейся шишки?

И так далее пройдитесь по всем ассоциациям, записывая все варианты.

Выбирать лучшую идею в этот день так же не рекомендуется. Отложите еще на денек. За это время мозг, получивший задание, его усвоит и продолжит работу на подсознательном уровне. Вполне возможно, что ребенок еще не раз подойдет к вам с новыми идеями. Но не ожидайте этого от ребенка и, тем более, не подталкивайте ребенка к поиску дополнительных идей и спонтанных решений.

После отдыха еще раз обговорите все варианты, если нужно – дополните, и приступайте к выбору самого лучшего варианта: который больше всего понравился и который доступен вам для выполнения (имеются все необходимые материалы, возможности, навыки). Возможно, вы объедините несколько хороших решений в одной открытке.

Желаю вам творческих озарений и уникальных идей!
79
Управляемое воображение / Re: Визуальная матрица
« Последний ответ от Елена 14 Ноября 2017, 13:19:12 »
Пример визуальной матрицы по теме "Осень", выполненный при помощи бесплатного ресурса фотоколлажей.

80
Управляемое воображение / Визуальная матрица
« Последний ответ от Елена 14 Ноября 2017, 13:14:41 »
КАК НАЙТИ ИДЕИ ДЛЯ ПОДЕЛКИ. Прием «Визуальная матрица».

Иногда, получив задание изготовить поделку на какую-то тему или из определенного материала, мы теряемся: нет ни одной идеи - что и как можно сделать. Например, на одном из занятий нужно было придумать поделку на основе пластиковой ложечки. Что можно сделать из ложки?  scratch_2
И первый порыв – открыть поисковик и посмотреть: а что уже есть такого, что можно повторить или творчески переработать.

Предлагаю вам не торопиться и попробовать придумать что-то свое, задействовать собственное мышление, воображение, ассоциации. Воспользуйтесь приемом «ВИЗУАЛЬНАЯ МАТРИЦА». Это очень интересный, эффективный и полезный прием. С его помощью можно решать самые разнообразные задачи, и даже проблемные ситуации взрослых, когда мозг «упирается в стену» и не может ничего придумать.
 
Варианты использования могут быть разные:
- воспользоваться шаблоном для коллажа из фотографий и вставлять подходящие картинки из интернета (но не поделок, а иллюстраций к ассоциациям);
- приготовить альбомные листы, цветные карандаши или фломастеры, ножницы и клей, и сделать все на бумаге: ребенок самостоятельно рисует иллюстрацию к своей ассоциации, вырезает ее и наклеивает на любое выбранное им самим место.

Для работы с детьми второй вариант предпочтительней, особенно если детей несколько - это позволит одновременно делать рисунки к своим ассоциациям и приклеивать их. Кроме того, параллельно развивается мелкая моторика пальцев, воображение, умение выразить мысль в рисунке и др.


Суть приема:
В центр матрицы помещается заданная тема (в нашем примере - ЛОЖКА). Если делаете на компьютере, то найдите картинку для центральной фотографии. Если на бумаге, то на большом листе в центре нарисуйте круг, предложите ребенку нарисовать картинку на отдельном листе, вырезать и приклеить внутрь нарисованной окружности.

Спросите, какие мысли возникают у ребенка, когда он думает о центральном объекте, какие картинки возникают в воображении.  Если ребенок уже знаком с понятием «ассоциации», то так и спрашивайте - какие возникают ассоциации при названии центральной темы (при слове "ложка").

В зависимости от ответа, предлагайте нарисовать, вырезать и приклеить картинку на любое место вокруг центральной картинки. Если делаете на компьютере – задайте в поисковике озвученный ребенком ответ и предложите выбрать ту картинку, которая наиболее подходит к его представлению.

При затруднениях задавайте дополнительные вопросы (перефразируя в зависимости от темы):
- На что похоже?
- Что делает? Кто/что делает так же?
- Из каких частей состоит?
- Частью чего является?
- Где можно встретить-услышать об этом?
- Особенности объекта. И др.

Не требуйте ответов только от ребенка. Сами тоже активно включайтесь в обсуждение. Понимание смысла ассоциаций у ребенка происходит в процессе наблюдения за вашими примерами, вы выступаете образцом. Показывайте, что ассоциации могут быть разными: например, при слове «ложка» у вас «выскочила» поговорка «Ложка дегтя в бочке меда». Нарисуйте бочку и ложку и приклейте на лист. Иногда ассоциации могут вообще не иметь логического объяснения, расскажите о своей связи: например, при слове «ложка» у меня возникает мысль о деревне, о чердаке в деревенском доме, потому что я вспомнила, как мы в детстве нашли в деревне старинную удивительную ложку на чердаке. Поэтому я нарисую деревенский дом, или чердак.

Когда визуальная матрица будет готова, предложите подумать – какие поделки можно изготовить на основе этих картинок. Рассмотрим на примере нашего задания:
- Ложка вызвала ассоциации с деревянными ложками, народном ансамбле. Может быть, можно изготовить какой-то музыкальный инструмент на основе ложки? Какой? Основой для чего могут стать ложки? Если насыпать в контейнер от Киндер-сюрприза сухой горох, поместить между двумя ложечками, которые скрепить цветным скотчем, то получатся маракасы. Или, может быть, использовать тонкий конец ложки, который будет задевать за картонку/дощечку в качестве трещотки? И т.д.
- Картинка «ложка дегтя в бочке меда» вызвала ассоциации о пчелах. Как можно изготовить из ложки пчелку? Как сделать ее интереснее? Может быть, подвесить на нитку и прикрепить к люстре, чтобы она парила в воздухе? Или будет интереснее, если она сможет «летать»? Как это сделать?

И так далее – просто отдаться потоку ассоциаций и придумывать как можно больше разных вариантов. Варианты можно записывать или схематически зарисовывать, чтобы не забыть.

Рекомендуется не выбирать сразу то, что будете делать, а отложить анализ вариантов и выбор на следующий день. Повесьте или положите лист на видном доступном месте и скажите ребенку, что сейчас головушке нужно дать отдохнуть, но если внезапно у него появятся еще какие-то мысли о ложке или даже идеи поделки из пластиковой ложечки, то он в любой момент может подойти и нарисовать прямо на листе или так же приклеить нужный рисунок.
За это время мозг, получивший задание, его усвоит и продолжит работу на подсознательном уровне. Но не ожидайте от ребенка каких-то дополнительных ассоциаций или спонтанных решений и, тем более, не подталкивайте ребенка к их поиску.

После отдыха еще раз обговорите все варианты, если нужно – дополните, и приступайте к выбору самого лучшего варианта: который больше всего понравился и который доступен вам для выполнения (имеются все необходимые материалы, возможности, навыки).

Страницы: 1 ... 6 7 [8] 9 10