Интересные игры любят не только дети, но и взрослые. Особенно, если для их проведения не приходится рыться в шкафах в поисках нужной детали, покупать дорогостоящих пластиковых героев и создавать иллюзию заинтересованности. За это я люблю ТРИЗ: за простоту, доступность, вариативность и особенно за себя в этих играх – воодушевленную, любознательную, всезнающую, местами хитрую, изобретательную и живую.
Игры по теории решения изобретательских задач помогают мне достичь главной цели – жить в радости всегда и везде. А маме трех маленьких мальчиков удается это, к сожалению, далеко не всегда. Например, ездили мы лечиться в санаторий, причем надолго, но взяли с собой только один чемодан. И, конечно же, туда не влезла и половина «самого-самого необходимого для игр». Зато несколько задачек сохранилось в моей памяти. Они-то и спасли санаторий от разгрома!
На этот раз мы осваивали системные игры – те, что помогают представить наш огромный мир как целую сложную систему составляющих частей, частиц и частичек.
«Что в чем?»Игра с таким названием может быть проиллюстрирована с помощью нашей семьи. У нас есть десятимесячный братишка, который постоянно находится под веселым и задорным прессингом шестилетки и четырехлетки. Он – часть семейной системы, в которую входят мама, папа, Илья, Слава и, собственно, малыш. Наша система является частью двух других – семей бабушек и дедушек. «Ого! Как интересно», – сказал сын, и мы начали переносить это на все предметы и явления вокруг нас.
«Вот кнопочка. Она – часть выключателя. А он – один из элементов электрической цепи санатория, а также является частичкой комнаты. А где еще может быть кнопка?» – «В пульте от телевизора, в магнитофоне, на чайнике и кулере с водой. На всех приборах, которыми нас лечат в процедурном кабинете, есть такие кнопки!» – подытожили Илья и Слава.
В это время мимо полз малыш, в кулачке держал ленточку от маминой косметички. «Частью чего может быть лента? Правильно, косметички! А еще?» – поинтересовалась я. Сыновья быстро придумали разные идеи: «Частью прически у девочек в садике, частью одежды, частью украшения на празднике. – И добавили, – А помнишь, мама, деревья в горах иногда стоят все в ленточках?»
Эта игра очень простая – она подойдет деткам с трех лет, в то же время ее можно легко превратить в сложную.
«Чем был – чем стал»Это название еще одной игры, которая занимает наши умы уже больше двух месяцев. Ка-то мы сидели у окна в темноте, шел снег.
– Чем он станет?
– Сугробами.
– А сугробы?
– Лабиринтами.
– А потом?
– Придет весна, и сугробы-лабиринты растают, превратятся в ручьи, которые высохнут и станут облаками.
– Или?
– Или лабиринты засыплет новым снегом, и они станут огромными сугробами.
Начинать играть можно с самого простого: был щенок – будет собака; был жеребенок – станет лошадка. Мы составляли цепочку и про человека: мальчик – юноша – мужчина – дедушка.
«Чем был – чем стал» – для меня это очень глубокая игра. Она показывает не только разные свойства предметов, его перемены во времени, но и изменение всего в мире относительно какого-то объекта. Нередко, начиная играть в эту игру, мы со старшим сыном уходили в глубокие рассуждения о природе, человеке, величии мира и, вообще, о смысле нашего существования. Четырехлетний Слава частенько останавливал нас новой задачкой.
«Что сначала – что потом»Эта игра хорошо дополняет предыдущую «Чем был – чем стал». Она направлена на закрепление знаний о временах года, частей суток и дней недели. Например, мы начали с простого вопроса «Сегодня понедельник, а потом?», и постепенно усложняли их. Мой средний ребенок до сих пор может иногда сказать «мы завтра ездили на дачу», хоть это и было пару месяцев назад. Поэтому для нас такое развлечение стало частью «обязательной программы». У старшего ребенка первым открытием в этом направлении было зернышко: оно станет росточком, потом молодой яблонькой, цветущим, а затем и плодоносящим деревом с наливными яблочками. А когда-нибудь оно засохнет, хозяин срубит его и наколет дров, разожжет костер и будет печь картошку.
«Раньше – позже»Эта игра может вырасти из двух предыдущих. В ней мы тренируем не только знание времени и свойств какого-то объекта, но и фантазию, мышление, память. И, прежде всего, это замечательная игра! Я прочитала про нее и пару дней изобретала какую-нибудь особенно интересную стартовую ситуацию или объект. Пока не поняла, что брать в пример можно все, что лежит, стоит, растет, находится вокруг нас.
К примеру, мы ехали вдоль замерзшей горной реки, на которой сидел мужчина с удочкой.
– Лунка! Видите, лунка! Что было до этого?
Мальчишки сразу встрепенулись.
– До этого там был просто лед, потом пришел рыбак, расчистил снег, пробурил лунку.
– А что было еще раньше?
– Еще раньше, осенью, текла река.
– А что будет потом?
– Потом постепенно вода в лунке снова замерзнет, и на этом месте будет ледяная корочка, ее заметет снегом до весны.
Или другая ситуация – стройка. Раньше здесь ничего не было. Папа добавил, что был старый деревянный дом, но его снесли. Сейчас уже выросла половина кирпичного дома. Скоро его достроят, вставят окна и двери, рядом установят детскую площадку, дом начнут заселять. Люди будут делать ремонт в квартирах и высаживать клумбы у подъездов.
«Где живет?»Среди ТРИЗ-игр мне особенно нравятся те, которые предполагают наличие множества разных ответов. Это оживляет моих «садовских» детей, которых обучают по принципу «правильно-неправильно». Прекрасным примером многовариантности служат размышления на вопрос «Где живет?».
Спросите у логопеда или психолога, который тестирует детей при приеме в первый класс, где живет медведь. Вам скажут – «в берлоге». Точно, в берлоге. И без вариантов. А наш медведь может жить в горах, в сказке, в мультфильме и даже на пироге.
Или, например, стакан. Где он может находиться? На столе, в шкафчике для посуды, в посудомоечной машине, на окне, если в нем стоит одуванчик. Он может стоять на письменном столе и быть «квартирой» для ручек и карандашей. В нем может жить маленькая рыбка, а может охлаждаться желе в холодильнике. Масса вариантов!
Для моих мальчишек игры по теории изобретательских задач – отличный способ успокоиться после бурной физической активности, отвлечься от скучного занятия, узнать много нового и интересного, привлечь к себе внимание родителей, не создавая конфликтных ситуаций. Мы можем играть в процессе приготовления еды, когда я укладываю малыша спать, когда мы идем, едем, стоим и ждем. И для меня это ценная находка!
Екатерина Федотова, сказочница, мама трех озорных мальчишек
(Представлены игры из сборника
"Калейдоскоп мышления" )