Автор Тема: В помощь маме: ТРИЗ-игры для скучающих детей  (Прочитано 3807 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 269
  • Пол: Женский
Ритм жизни нашей семьи таков, что мы часто находимся в пути, в очереди или в каком-то “переходном состоянии”, в котором детей нечем занять. Через десять минут в пробке они начинают жаловаться, а один только вид поликлиники вызывает стойкое неугомонное нытье. Решением проблемы «мама, мне скучно» у нас стали ТРИЗ-игры из замечательной электронной книги “Калейдоскоп мышления”, в которой можно найти множество идей для развивающего и увлекательного времяпрепровождения с детьми.  В этой статье я хочу поделиться нашим опытом, рассказать, как и где мы в них играем.

Игра «Опиши предмет»
Пожалуй, это самая простая палочка-выручалочка. Вы берете первый попавшийся на глаза предмет и начинаете описывать его свойства. Это могут быть прилагательные: мягкий, твердый, пушистый, ароматный и т.д. А также — назначение предмета: им можно гладить, забивать гвозди и т.д. Главное правило — описываемый объект должен находиться в руках, чтобы ребенок чувствовал его, слышал запах, ощущал тяжесть и мог раскрыть наиболее полный спектр  свойств.

Первый раз мы играли в эту игру в поликлинике, стоя в очереди за справкой. Дети уже ощупали все скамейки, чужие игрушки, дело дошло до пинетки младшего брата. Средний стащил ее с ноги младенца и крутил в руках, когда я вспомнила про ТРИЗ-игру — «Опиши предмет». Я спросила его как бы невзначай: «Какая пинетка?» — «Мохнатая?» — «А еще?» — «Теплая». — «А еще?»— « Маленькая». В этот момент к игре присоединился старший. Мы перебрали множество свойств: рассмотрели цвета и оттенки, попытались отгадать состав пряжи. Один мальчик даже предложил вариант, что ей можно гладить по щечкам, и будет приятно. Одной маленькой пинеткой я собрала вокруг нас еще четверых детей. Когда моя фантазия иссякла, настала очередь «карточки». В представлении ребят она была блестящей, шуршащей, важной, страшной (так как была связана с манипуляциями лор-врача). Когда подошла наша очередь заходить в кабинет, дети даже немного расстроились.

С тех пор «Опиши предмет» часто нас выручает. Мне нравится, что дети очень легко увлекаются исследованием, казалось бы, знакомых вещей. Они часто не довольствуются тем, что лежит на поверхности, а ищут интересные свойства. Замечу, что в поликлинике в этой игре принимали участие дети от трех до восьми лет.

Тренинг по наблюдательности
Это качество вырабатывает вторая полюбившаяся нам игра. Я считаю наблюдательность очень полезным качеством и стараюсь его всячески развивать и у себя, и у детей.

Для этой игры нужно выбрать три похожих, так сказать, однородных предмета.

Мы брали три бутылочки с эфирными маслами, такое же количество морковки и кусочков хлеба. Задача детей — назвать отличительные черты каждого из предметов. Затем нужно выбрать один и описать его так, чтобы остальные участники игры отгадали.

Эта игра оказалась очень увлекательной. Казалось бы, три бутылочки с разными этикетками — что интересного можно с ними придумать? Но мы с сыном (шести лет) нашли много особенностей: где-то крышечка была с подтеком, а этикетка оказалась жирной от масла, в бутыльках было неодинаковое количество жидкости, по-разному были отпечатаны даты срока годности, и даже само стекло на одном из сосудов оказалось немного светлее. Правда, когда пришло время рисовать, Илья не стал утруждать себя и схематично изобразил уровень жидкости. Я сразу угадала. Средний сын с нами пока не играет в эту игру, наблюдает со стороны. Ему сложно объяснять детали, он часто говорит «я не знаю», даже когда видит и понимает. Поэтому я буду стараться подобраться к нему через другие ТРИЗ-игры.

Ищем «лишний» предмет
Не знаю, как в других семьях с двумя и более детьми, а у нас нередко случаются стычки по поводу того, что кто-то ㅡ лишний. Теперь в моем арсенале есть замечательная и до безобразия простая игра по данной тематике.

Я предлагаю четыре предмета, один из них нужно исключить. Особенность в том, что нужно «убирать» каждый объект по очереди, то есть найти его характеристику, которой нет у других.

Эта игра интересна и для меня (развивает способности обобщения), и для детей. Каждый раз мы доходим до нашего большого семейства и с особым энтузиазмом всех по очереди исключаем, грамотно это обосновывая.

Простой пример: ваза, кружка, тарелка, кастрюля. Первый предмет интерьера лишний, потому что предназначен для цветов. Кастрюлю исключаем, так как ее единственную ставят на плиту. Ну а кружка является лишней, потому что из нее пьют, а из других — нет. Тарелка — единственный плоский предмет. Эти объяснения придумала я. Но дети часто приводят свои доводы.

Игра «Цепочка»
Идем ли мы в детский сад, стоим в пробке или страдаем бессонницей — игра под названием «цепочка» помогает нам весело и с пользой провести время. Я называю предмет, а ребенок находит у него свойство и придумывает другой объект или явление с подобной характеристикой.

Иногда у нас получаются получасовые цепочки! К этой игре часто присоединяется средний четырехлетка и даже наш папа. Получается примерно так: асфальт – мокрый – полотенце – мягкое – подушка – с перьями – голубь – клюет – рыба – скользкая – горка – деревянная – игрушка – яркая – сарафан и т.д.

Все эти игры очень любимы мною за простоту и отсутствие специальной подготовки и последующей уборки.  Они приходят на помощь, когда кажется, что капризы неизбежны, зажигают глаза и заставляют шевелиться извилины.

Если наши ТРИЗ-изобретения показались вам интересными и увлекли ваших детей,  не стоит ограничиваться вышеперечисленными. В книге “Калейдоскоп мышления” вы найдете еще 73 варианта развивающих и творческих игр для ваших детей.

Екатерина Федотова, сказочница, мама трех озорных мальчишек