Автор Тема: Речевое творчество трехлеток на базе ОТСМ-РТВ-ТРИЗ  (Прочитано 4343 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 269
  • Пол: Женский
Речевое творчество ребенка и ТРИЗ
Статья Виктории Ильиной на сайте "Вытворяндия"

Все наверняка слышали о книге Корнея Чуковского – «От двух до пяти». Автор раскрывает в ней тайны детского языка (читай – души) с ее «лепыми нелепицами» и говорит о том, что ребенок – неутомимый исследователь мира. Родная речь выступает для него в двоякой роли: ее изучают и одновременно при ее помощи познают мир.

А еще книга рассказывает о совершенно невероятном (незамутненном) языковом чутье ребенка. Сложные процессы, которые дети угадывают или, наоборот, переиначивают, показаны здесь очень наглядно.
Сам Чуковский пишет: «Конечно, я привожу эти факты не затем, чтобы глумиться над детским невежеством. Напротив, они-то и внушают мне уважение к ребенку, так как свидетельствуют, сколько гигантской работы приходится проделывать детскому мозгу, чтобы уже к семилетнему возрасту преодолеть этот умственный хаос. Нельзя не удивляться тому, за какой маленький срок ребенок овладевает таким несметным богатством разнообразных познаний».

Я работаю воспитателем в детском саду с маленькими детками. Казалось бы, ну какой ТРИЗ в три года?
А ведь именно в этом возрасте, от двух до пяти, как говорит Корней Чуковский, и происходит разнообразное познание и овладение языком как системой. Получается, самое время начинать!

Государственный образовательный стандарт (ФГОС) также предполагает речевое и познавательное развитие помимо социально-коммуникативного , художественно-эстетического и физического развития ребенка-дошкольника.

И воспитателю становится очевидным, что для развития ребенка и его речевого творчества даже в три года замечательным образом подходят приемы ТРИЗ.

Мы начинали с игр из сборника Елены Рябининой «Калейдоскоп мышления». Первый раздел подборки нацелен на обучение ребенка выделению признаков и действий предмета. Задача сложная для трехлетки, но вполне выполнимая. Так закладывается основа умения классифицировать объекты, соотносить их по признакам и группировать по одному из них.

Игра «Гирлянда»

Садимся в кружок, мяч находится у ведущего, роль которого я взяла на себя. Называю стартовое слово и задаю вопрос: «Котенок какой?» Ребенок отвечает: «Пушистый.» Ведущий катит ему мяч и от слова, которое назвал малыш, вновь ставит вопрос. К примеру, он может звучать так:» Кто еще бывает пушистым?» Другой ребенок отвечает: «Цыпленок.» После этого он получает мячик. Далее игра продолжается в том же духе.

— Цыпленок какой?
— Желтый.
— Что еще бывает желтым?
— Солнце.
— А что солнце делает?
— Светит, греет.
И т.д.

Рекомендации: не употребляйте переносных значений слов (круглый год, время бежит, платье идет), так как малыши еще не готовы к этому, они мыслят предметно.

Если мы говорим о признаках-прилагательных, будьте готовы, что ребенок вернет вам в ответе предыдущий объект:» Котенок пушистый – кто пушистый?» Он ответит: «Котенок…» Спросите доброжелательно: «Да, это так. А кто еще?» Или чередуйте в вопросе признак и действие объекта, тогда малыш, скорее всего, не вернется по гирлянде слов назад.

Игра- драматизация по сказке «Теремок»

Детям предлагается подобрать себе из лотка предметы, образы которых они будут представлять. При помощи наводящих вопросов взрослый помогает малышам вспомнить сюжет русской народной сказки. Каждый ребенок сначала выбирает предмет, ощупывает, рассматривает его, затем проговаривает реплики согласно содержанию. При этом каждая вещь выступает в качестве персонажа классической сказки. Ребенок сам или по наводящему вопросу воспитателя определяет и называет признак сходства своего предмета и вещи-предшественника.
«Стоит в поле Теремок, он не низок, не высок. Кто же в нашем теремочке живет? Кубик!»
—Тук-тук.
— Кто там?
— Я – мячик, пусти меня в Теремок.
— Пущу, если ты на меня похож.
— Я – такой же синий, как один твой бок.
— Заходи!

Рекомендации
Возможно, дети во время игры будут теряться, испытывать затруднения. Помогайте малышам исследовать предметы и выделять их признаки. Хвалите детей за то, что они подмечают. И заканчивайте занятие до того, как они устанут. Лучше вернуться к нему снова через какое-то время, чем переиграть.

«Все новое – хорошо забытое старое». Вы знакомы с этой фразой? В контексте этой статьи не могу не согласиться, что развитие происходит как бы «по спирали», и старые идеи появляются на другом уровне, приобретая новое качество. Так и с технологией ТРИЗ. Когда я начинала писать о ней, получила отзыв от Сергея Ивановича: «Напоминает давно забытое детство советских времен, тоже играли в эти игры!» Тогда я вспомнила Корнея Чуковского «От двух до пяти» и решила написать вам об этом!