Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 

Хочу знать больше

Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована

email рассылки
ВНИМАНИЕ! Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Популярные статьи

Партнеры

200x300  

Рекомендуем

29189590-anatoliy-gin-triz-pedagogika-uchim-kreativno-myslit

 

Страна загадок

 

Занятия по ТРИЗ С.Гин

 

Денис-изобретатель

 

Большие открытия маленького львенка

 

Приключения Колобка-1

 

Игры на нахождение противоречий

Игры на нахождение противоречий развивают способность видеть противоречия в обычной жизни, подводят к пониманию дуальности мира – нет ничего однозначно «хорошего» или однозначно «плохого» — любой предмет, событие, явление имеет «две стороны».

 

«Хорошо-плохо»

Эта игра учит детей самостоятельно находить противоречивые свойства. Выбирайте любой объект, который нейтрален для ребенка (не связан с жестко положительными или отрицательными эмоциями) и предложите малышу придумать плюсы и минусы для такого явления.

Например:

- Чайник:  +  в нем можно нагреть воду для чая, — можно обжечься;

- Дождь: + «напоит» растения и животных, — люди промокнут, может залить норки;

- Машина: + можно быстро добраться до далекого места, — загрязняет природу; и т.д.

 

«Наоборот»

Предложите ребенку назвать обратные признаки:  «холодный — ? (горячий)», «высокий — ? (низкий)» и т.д.

А теперь придумай, что совмещает в себе эти свойства? Например: что у нас острое и тупое одновременно? (Нож: лезвие острое, а ручка тупая); а что длинное и короткое? (Антенна у приемника: сложенная короткая, а расправленная – длинная) и т.д.

 

Назови теперь обратные действия: «разрезать — ?» (склеивать, зашивать) Что у нас разрезанное и склеенное? (книга: сначала нарезали листы, а потом из склеили в книжку) А что разрезанное и сшитое? (одежда – сначала разрезали ткань, а потом сшили одежду) и т.д.

 

«Где прячутся противоположности?»

Ребенок учится находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие.

В зависимости от возраста возможно несколько вариантов игры:

- взрослый показывает объект, называет два обратных свойства и предлагает ребенку найти их в объекте. (например: объект – кошка; что у кошки мягкое и твердое одновременно? Мягкая шерсть и твердые коготки);

- взрослый показывает или называет объект, а ребенок должен сам найти обратные свойства и объяснить их. (например: утюг – «горячий и холодный»: включенный горячий, а выключенный холодный);

- взрослый предлагает обсудить какой-либо признак и найти противоположные значения этого признака; затем надо назвать объекты, в которых эти противоположности присутствуют. (например: называется признак «цвет», ребенок называет противоположности: бесцветный — цветной, черный — белый, блестящий — тусклый и т.д., затем называет объекты: плащ бывает бесцветным (прозрачным) и цветным; зебра и черная и белая; нож может быть и блестящим (лезвие) и тусклым (ручка).

Во всех вариантах усложнение может быть в нахождении + и – каждого признака или свойства.

 

Для детей более старшего возраста возможны следующие варианты игры:

- найти как можно больше обратных свойств и признаков в одном предмете (например, «книга» — «мягкая и твердая по материалу», «светлая и темная по цвету», «полезная и бесполезная: пользу приносит тому, кто читает и бесполезна для того, кто не умеет читать» и т.д.); если играет несколько детей, то объект может передаваться по кругу и каждый ребенок называет по одному противоречию;

- называется герой сказки, а ребенок объясняет его противоречивые свойства; обязательное условие — ребенок должен вспомнить эпизоды сказки, где эти свойства проявляются. (например: Красная Шапочка — серьезная и легкомысленная. Серьезная потому, что решила помочь маме, порадовать бабушку. Легкомысленная из — за того, что не подумала и рассказала волку о своих планах).

 

«Объяснялки»

Игра учит ребенка объяснять наличие противоположных значений одного признака у объекта с точки зрения двух разных требований.

Ребенок находит у объекта два противоположных признака и объясняет, для чего и когда они нужны. (например: «зонтик» — маленький и большой, маленький – что бы его можно было убрать в сумку, когда дождя нет, а большой – чтобы защитить от дождя). Для младших детей подбираются объекты с ярковыраженными противоположными характеристиками (раскладушка – короткая и длинная; чайник –  горячий и холодный), а для более старшего возраста можно использовать объекты природы, персонажей сказок, фильмов (Баба-Яга злая, когда ее не любят, боятся, и добрая, когда Иван-царевич к ней по-хорошему обратился).

 

Из личного опыта: в подготовительной группе при рассматривании особенностей Севера мы выделяли + и – каждого явления. Наибольшее затруднение вызвало «Северное сияние». В плюсах была отмечена красота этого явления, а вот с минусом пришлось поразмышлять. А вы сможете найти + и – северного сияния? Поделитесь своими находками в комментариях.

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

2 комментариев к записи Игры на нахождение противоречий

  • Галина сказал:

    Кроме того, что эти игры развивают мышление ребенка, его внимание и речь, они не требуют особой подготовки и дополнительного времени, т.е. просты в применении. Предложите малышу один такой вопрос по дороге из сада домой, и увлекательное общение вам обеспечено! Спасибо за практическую помощь родителям! Поздравляю с открытием сайта! Желаю успехов!

  • Елена сказал:

    Спасибо, Галина, за комментарий и пожелания! Действительно, игровые приемы ТРИЗ не требуют большой подготовки, сложных пособий или специально выделенного времени. Это большой плюс, отражающий концепцию технологии ТРИЗ — максимальный эффект при минимуме затрат!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>