Книга в подарок

"Удивительные превращения КЛЯКСЫ"
ОБЛОЖКА готовая

 

Популярные статьи

Партнеры

200x300  

Рекомендуем

Приключения Колобка-1

 

35232254-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-1-klassa-v-2-h-chast-35232254

 

35479928-anatoliy-gin-okruzhauschiy-mir-uchebnik-dlya-2-klassa-v-2-h-chast-35479928

 

Денис-изобретатель

 

Большие открытия маленького львенка

 

57151095-aleksandr-kislov-242-tretiy-glaz-ili-kak-razvit-sistemno-funkcion-57151095

 

Страна загадок

 

57145785-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-dlya-izuchauschih-triz

 

57153148-aleksandr-kislov-24203758-novye-zadachi-dlya-izuchauschih-triz-57153148

 

57145780-aleksandr-kislov-24203758-zadachi-v-stihah-dlya-izuchauschih-triz

 

Обложка ДАРИЗ

 

Играя, учимся мыслить системно (генетический подход)

В предыдущих статьях мы выяснили, что системное видение окружающего мира, умение мыслить системно, очень важны для более точного, более достоверного, более полного и детального восприятия любого объекта (предмета, явления, процесса). Такое восприятие позволяет найти самое лучшее и правильное решение возникающих противоречий.

Но работа с «Волшебным экраном» довольно затруднительна для дошкольников. Поэтому с помощью специальных игр и упражнений нужно подготовить малыша к умению мыслить в системе, показать, что любой объект является частью чего-то большего и в то же время сам состоит из чего-то, изменяется в процессе продвижения из прошлого в будущее.

Играя, учим понимать генетический подход (прошлое-настоящее-будущее)

«Паровозик» (технологическая цепочка)

Формируем у ребенка представление об изменениях объекта во времени. В зависимости от возраста увеличивает длину цепочки – в 2-3 года достаточно двух-трех вариантов, чем старше ребенок, тем более длинной и полной должна быть цепочка. Для демонстрации можно использовать, например, паровозик в вагонами. В окошко вагонов вставляем картинки или схематично рисуем постепенное изменение объекта во времени.

Паровозик

Икра → головастик → лягушка

Яйцо → гусеница → куколка → бабочка

Семя → росток → саженец → маленькое деревце → большое дерево

Если игра проводится в детском саду, или участников – несколько человек, игру можно сделать подвижной. Взрослый заранее готовит карточки или картинки, которые раздаются играющим. Это могут быть картинки изображающие времена года (например: зеленый листик, желтый листик, ветка без листьев, ветка с почками), разные этапы жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, взрослый человек, старый человек), история предметов (повозка, карета, старинный автомобиль, современный автомобиль, автомобиль будущего – например, летающий)

Выстраивается «Поезд времени» — первым встает «Паровозик», которого в зависимости от возраста и понимания происходящих процессов или назначает взрослый, или дети выбирают сами. За «Паровозиком»  выстраиваются «Вагоны» в соответствии с последовательностью процесса.

«Что сначала, что потом»

Это упражнение может использоваться с детьми 2-3 лет, постепенно усложняясь, и помогает закрепить последовательность времен года, частей суток, дней недели и т.п.

- Сначала осень, а потом? – Зима. – А потом? – Весна. – А потом? – Лето.         

– Сначала вторник, а потом? – Среда.

- Сначала вечер, а потом? – Ночь.        

 – Сначала завтрак, а потом? – Обед.

 

С детьми 5-6 лет можно использовать многовариативный подход:

- Сначала глина, потом… — ваза, кирпич, скульптура, свистулька, и др.

- Сначала бревно, потом… — дом, шкатулка, бумага, доска, шкаф и др.

- Сначала яйцо, потом… — птенец, черепашка, крокодиленок, гусеница, змея и др.

Если игра проводится в группе детского сада или с несколькими детьми, и принцип упражнения уже освоен, то можно ввести новое правило – кто называет последнее слово из вариантов ответа, тот становится ведущим и предлагает свое первое слово.

 

«Парные слова»

Этим упражнением можно закреплять названия животных и их детенышей, процессы взросления человека, изменения в живой и неживой природе.  Упражнение проводится в прямом (сейчас-потом) и обратном (сейчас-раньше) вариантах парными словами. Игра будет интереснее, если перекидывать друг-другу мячик. В этом случае помимо закрепления знаний, ребенок упражняется в ловле и броске мяча, совершенствуется координация движений, активизируются оба полушария мозга за счет одновременной умственной и двигательной деятельности.

С более маленькими детьми называется тема: например «Как называют детеныша?»

Взрослый называет слово: «Лошади» и кидает ребенку мячик. Ребенок ловит его, отвечает: «Жеребенок» и бросает мяч обратно взрослому. Взрослый: «Кошки»… «Котенок»; «Свиньи»… «Поросенок»; «Собаки»… «Щенок» и т.д.

С более старшими детьми (от 6-7 лет) конкретную тему можно не обозначать, сообщить только направление «Что было раньше?» или «Что будет?». Слова берутся из разных тем: например – «Что было раньше?»

«День … утро»; «Овца … ягненок»; «Цветок … семечко»; «Дяденька … мальчик»; «Дождь … туча»; «Окно … стекло» и т.д.

 

Для старших дошкольников — «Лента времени»

.

Настольно-печатные игры для малышей

В магазинах можно приобрести готовые игры, например «Что сначала, что потом», «Логические цепочки» и т.п.

Две предложенные игры Вы можете скачать, распечатать на цветном принтере, разрезать на карточки (можно предварительно наклеить на картон) и уже играть с ребенком.

 «Что сначала, что потом»

Что сначала что потомВыполняя задания, ребенок учится обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, разовьют внимание, наблюдательность, связную речь.

1 вариант: Ребенку предлагается разложить картинки по порядку в определенной последовательности. Сначала Нужно разложить сюжеты, состоящие из 4-х картинок, затем – из 6-ти, после этого – из 8-ми. Затем составить развернутые рассказы по картинкам. Если ребенок затрудняется в составлении рассказа, можно ему помочь, начав повествование.

2 вариант: Детям предлагается посмотреть на любую картинку из какой-либо серии и придумать начало и конец своего рассказа по этой картинке.

3 вариант: Детям предлагается посмотреть на любую картинку из какой-либо серии и составить по ней предложение из 2-х, 3-х, 4-х, и т.д. слов. Затем составить рассказ, состоящий из одного, двух, трех предложений. Следует обратить внимание на связность речи, её выразительность, эмоциональность.

Скачать игру «Что сначала, что потом»

 

«ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ»

Логические цепочки

Это развивающая игра для детей дошкольного возраста, при помощи которой малыш научится находить взаимосвязь между предметами и явлениями, разовьет логическое мышление и связную речь.

Скачать игру «Логические цепочки»

 

 

Есть и другие очень интересные и полезные игры и книги, помогающие формированию у ребенка представлений об изменчивости объектов во времени.

РодинаН.Что сначала Например, книга Натальи Родиной «Что сначала, что потом»

Цель этой книжки в том, чтобы дать возможность детям почувствовать себя в какой-то мере исследователями. Обычный рассказ о тех или иных вещах сопровождается цепочкой картинок, которые ребенок сам должен выстроить в логической последовательности, чтобы воспроизвести процесс получения того или иного продукта. Благодаря такой работе ребенок учится сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и др., что составляет основу логического мышления.

Игра-2 Что сначала, что потом Еще одна игра «Что сначала, что потом»

- одна из помощниц в подготовке ребенка к школе. В процессе игры он учится связно выражать свои мысли, составлять длинные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.

 

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>