«Колобок знакомится с осенью»
Игра-занятие для детей 4-6 лет из серии «Колобок, Колобок, вкусненький, румяненький»
Содержание занятия можно усложнить или облегчить в зависимости от уровня имеющихся знаний, представлений, навыков и умений детей. В занятии использованы метод Морфологического анализа и Круги Луллия.
Задачи:
1. Формировать умение чувствовать и находить противоречия, использовать в речи слова-антонимы.
2. Закреплять знания детей об осени, умение распознавать и пользоваться схемами-моделями.
3. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между объектами и событиями.
4. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, умение рассуждать.
5. Воспитывать в детях нравственные качества личности – умение выслушивать товарищей, желание помочь, доброе отношение к ближнему, отзывчивость, чуткость.
Оборудование:
Демонстрационный материал: игрушка колобок; магнитная доска с прикрепленной морфологической дорожкой; иллюстрации: Колобок на дорожке летом, осенний пейзаж, северный и африканский пейзаж; схема «Приметы осени»; Круги Луллия «Приметы осени»; корзинка с овощами.
Раздаточный материал: листы формата А4 с силуэтами различных овощей; клей-карандаш на каждого ребенка и клееночки для клея; небольшие листочки разноцветной бумаги.
1. Организационный момент.
На доске иллюстрация Колобка на дорожке, летний пейзаж.
- Ребята, сегодня на занятие к нам опять пришел Колобок. Посмотрите, как он гулял по дорожке в лесу, в сказке. А сейчас, пока катился к нам, ничего понять не может – листья не такие и почему-то падают, очень много луж. Расскажите Колобку, что сейчас происходит. (наступила осень).
Колобок спрашивает: везде ли так происходит – и на Северном полюсе, и в Африке?
Предлагает детям попутешествовать. На доске прикрепляется морфотабличка из 4 окошек: в первом прикреплен Колобок (магнит), во втором нарисован осенний лист дерева, в третьем льдина (айсберг), в четвертом – пальма. При перемещении колобка вывешиваются иллюстрации и обговариваются условия: у нас происходят заметные изменения в природе (дети называют знакомые приметы с опорой на схему Примет осени); на Северном полюсе всегда, в любое время года холодно, лед не тает, поэтому наши приметы там не проявляются; в Африке тоже таких заметных изменений не происходит – там всегда тепло или даже жарко, поэтому некоторые птицы улетают туда зимовать.
2. Работа с кругами Луллия.
Колобку очень понравились наши осенние изменения в природе, и он спрашивает – осень можно увидеть только в лесу? Дети выдвигают свои варианты. Педагог показывает пособие – круги Луллия, на большом круге которого расположены схемы-модели примет осени, а на маленьком – лес, город, дом, и предлагает рассмотреть. Для удобства все дети вместе с Колобком переходят на ковер и садятся по кругу. От имени Колобка под стрелочкой в произвольном порядке соединяются приметы и место, дети находят соответствующее проявление примет (Например: совместились Урожай овощей и Дом – как этот признак проявляется в доме? Едим свежие салаты, мама консервирует огурчики, купили мешок картошки на зиму, отложили семена для посадок весной и т.п. Или Частые дожди и Город: много луж, люди ходят с зонтами и в плащах, резиновых сапогах; и т.д.)
3. Физкультминутка.
Дети встают по кругу, педагог с Колобком в центр. Колобок хочет поиграть с детьми. Оказывается, он принес корзинку с овощами (тщательно вымытыми). Что с ними делать? (Из них готовят разные блюда). А что еще можно сделать из овощей? (поделки, покормить животных, сделать картину и др.) А можно с ними поиграть? Как? (варианты детей) Воспитатель предлагает (или выбирает, если кто-то назвал) игру, в которой вместо мячика используется картошка или морковь, свекла: начинает фразу и кидает овощ ребенку, который его ловит и заканчивает фразу. Например:
Осенью птицы улетают на юг, а весной — … прилетают.
Весной листья распускаются, а осенью — … опадают.
Летом день длинный, а зимой — … короткий.
Летом ветер теплый, а осенью — … холодный.
Овощи весной сажают, а осенью — … собирают.
Зимой природа засыпает, а весной — … просыпается. И т.п.
4. Аппликация «Овощи»
Колобок просит детей наклеить для него разные овощи. Дети проходят к столам, на которых лежат листы с силуэтами различных овощей, клей-карандаш с клееночкой и небольшие листочки разноцветной бумаги. Ножниц нет, да и листочки слишком маленькие… Неужели Колобок останется без подарков от детей? Что можно сделать? (Нарвать руками на мелкие кусочки и наклеить внутри силуэтов) Колобок помогает подобрать цвет, подбадривает и хвалит детей. По окончании делается выставка работ.
5. Итог занятия.
Колобок благодарит детей за интересное занятие и подарки. Вспоминает, намерено ошибаясь – «Значит, птицы из Африки прилетают к нам зимовать… Осенью с потолка идет дождь, и люди дома одеваются в плащи и резиновые сапоги… и др.» Дети поправляют его и приглашают приходить почаще. В конце Колобок собирает работы детей, с удивлением отмечая, какие они сообразительные – если что-то нельзя сделать целиком, то можно сделать по частям (прием «дробление»).
Материалы к занятию можно скачать ЗДЕСЬ
Спасибо занятие очень понравилось! Всё четко, ясно.
Анна, и вам большое спасибо за отзыв!