Основные положения системного подхода.
Мир представляет собой гигантскую систему сложнейших систем. Однако у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до начала исследования конкретной системы уже очень много знаем о ней. В этом и заключается одна из прелестей науки.
Мир настолько сложен, что изучить его "в целом, во всех подробностях и сразу" - невозможно, хотя к этому и надо стремиться. Поэтому мир изучают по частям, называя такое изучение анализом (от греч. - расчленение). Анализ системы - это изучение ее частей и связей между ними (внутренних) и между системой и внешним миром (внешних). Любое изучение следует начинать с анализа. Надо хорошо знать, с чем имеешь дело. Без анализа нет синтеза (соединение частей в единое целое на основе знаний, полученных при анализе).
Творчество - это создание нового, синтез на основе анализа.
Если система может вырабатывать решения, она называется сложной. Если в составе сложной системы есть человек, то систему называют большой. Примером сложной большой системы является человек, класс, фирма…
Для большей четкости и краткости изложим системный подход в форме операционных правил.
Набор характеристик систем.
У всех систем единый набор характеристик, хотя значения самих характеристик разные. Это:
1. Цели создания системы.
2. Состав и характеристики частей (структура).
3. Связи внутренние (между частями) и внешние (с другими системами).
4. Ресурсы, потребляемые системой (информационные, материальные, энергетические).
5. Функционирование системы (поведение).
6. Продукты, вырабатываемые системой (полезные и вредные человеку).
Свойства систем.
1. Главным свойством системы является ее целостность, то есть появление таких новых свойств, которых нет у каждой ее части в отдельности. Это явление называют несводимостью свойств.
2. Основное свойство сложных систем - это наличие цели. Любая система создается для достижения каких-то целей. Большие системы, как правило, многоцелевые. Под влиянием внешних условий и с течением времени цели могут меняться.
3. Каждая система создается в интересах системы более высокого уровня. Так, дети объединяются в класс в целях экономии затрат на их обучение, то есть в интересах всего общества.
4. Важнейшим свойством сложных систем является их способность к управлению и самоуправлению. Управление нужно для более эффективного выполнения целей.
Если системой хорошо управляют, она работает эффективно, и наоборот. Если части системы хорошо согласованы, то система работает хорошо. Системы, рассматриваемые в баснях "Лиса и журавель", "Лебедь, рак и щука", работали плохо, так как части не были согласованы и не взаимодействовали, хотя цели и совпадали.
5. Наука говорит, что сложность больших систем имеет тенденцию увеличиваться. Отсюда следует, что ждать простой жизни не приходится.
6. Системы могут обмениваться материей, энергией и информацией.
7. Для сложных систем характерна неоднородность частей, например, по составу и функциям.
8. В процессе своей жизни системы проходят четыре значимых этапа: зарождение, развитие, старение, гибель. Как, впрочем, и у людей.
Системность и иерархичность мира.
Нас окружают системы. Все они состоят из частей, которые называют подсистемами (ПС), более мелкие системы называют подподсистемами (ППС) и т.д. В свою очередь, сами системы являются частью систем более высокого уровня, называемых надсистемами (НС), которые, в свою очередь, входят как часть в надсистемы еще более высокого уровня, называемых наднадсистемы (ННС) и т. д.
Считать ли рассматриваемый объект системой, подсистемой или надсистемой - зависит только от человека, от целей анализа этого объекта. Обычно тот объект, который мы рассматриваем, тот и считают системой. В приведенной таблице - это дерево. Портфель с книгами - это система? Да. В этой системе и книги, и сам портфель - подсистемы. А пустой портфель? Если мы начали изучать портфель, то портфель стал системой, состоящей из ПС: боковины, дна, крышки, ручки, застежки.
В бане жара. Баня - это система? А жара - это система? А пар? Мочалка? Мыло? Все это системы, кроме жары. Жара - это свойство или качество системы.
Введем новое понятие "иерархия".
Иерархия - это определенный порядок расположения элементов в системе, например, от высшего к низшему или в порядке подчинения. Например, директор школы, заведующий учебной частью школы, учителя, ученики, рыбки в аквариуме…
Иерархическая структура необходима для эффективного управления. Человек не может эффективно управлять людьми, если они выполняют независимые операции, но может эффективно управлять страной, если правильно построена иерархическая система власти и подчинения.
Зачем знать, что системы состоят из частей?
- Чтобы знать, что мир не однороден.
- Чтобы познать систему, проведя ее анализ по частям.
- Чтобы понять, чем отличается одна система от другой.
- Чтобы построить правильную модель системы.
Делить систему на подсистемы можно различными способами, по разным критериям. Число выделяемых подсистем в системе может быть любым, так же как и число надсистем, в которые эта система входит как часть.
Например, окно состоит из рамы, переплета, стекол, форточки, задвижек, петель. Это подсистемы. С другой стороны, надсистемами окна могут быть: дом, автобус, вагон, автомобиль… - те системы, в которые окно входит как их часть.
Мы даже не можем представить себе мир несистемным. Например, трудно себе представить человека, у которого нет четко выраженных органов (глаза, руки, сердце, почки…), а все функции выполняет некий "бесструктурный бульон".
Ю.Г. Тамберг