Автор Тема: Защитник-обвинитель-изобретатель  (Прочитано 52 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 267
  • Пол: Женский
Игра «хорошо-плохо» - одна из основных игр из арсенала ТРИЗ-педагогов. Нас не устраивает деление мира на «что такое хорошо и что такое плохо», ведь мир многогранен. Кому хорошо или плохо, в каких ситуациях, в каком количестве, что хорошего есть в плохом, и т.д.? Чтобы разнообразить игры и выделить суть, не привязываясь к определенным образам, мы применяем различные модели и вводим персонажей: светлый и темный домики, солнышко и тучка, веселый и грустный смайлики, Баба Яга и добрая Фея, защитник (адвокат) и обвинитель (прокурор).

Когда дети уже с легкостью находят положительные и нежелательные стороны в объектах окружающего мира, можно ввести третий персонаж – ИЗОБРЕТАТЕЛЯ, который будет устранять отрицательные проявления объекта.



Эта упражнение замечательно проходит, если есть 3 игрока, каждый из которых поочередно выполняет свою роль. Если играющих двое, то один становится защитником, другой – обвинителем, а изобретения придумывают вместе. В группе можно разделиться на команды.

По каждому объекту мы проходим не менее 3 кругов: один плюс, один минус, и изобретение, устраняющее минус. Затем снова по этому объекту: плюс, минус, изобретение. Первые один-два круга обычно проходят легко, а вот потом уже приходится подумать. Пока рассматривается один объект, дети остаются в своей роли, смена ролей происходит, когда предлагается новый объект.

Игра должна проходить легко, непринужденно и достаточно динамично. Если изобретение, устраняющее минус, уже существует – отлично! Мы принимаем этот ответ и начинаем новый круг. У детей формируется понимание, что люди не смиряются с недостатками, а стараются их устранить. Если же такого изобретения нет (или дети о нем не знают), то обсуждение возможного варианта происходит более глубоко, с привлечением защитника и обвинителя, которые обычно с радостью подключаются. 

Например, АВТОМОБИЛЬ (примеры - реальные ответы детей). Плюс: на нем можно быстро доехать туда, куда нужно. Минус: но выхлопные газы загрязняют воздух. Изобретатель – О, знаю! Уже есть электромобили! Отлично, пошли на второй круг: плюс – в автомобиле мягкие удобные сиденья, минус – не все могут водить машину, этому нужно учиться, изобретение – машины с автопилотом уже разрабатываются и скоро появятся на наших дорогах. Третий круг: плюс – есть подушки безопасности, которые защищают людей при аварии, минус – автомобиль большой, иногда трудно поставить его куда-то, припарковаться. Это уже настоящая изобретательская задача! Изобретатель предлагает изменить форму автомобиля, чтобы он мог складываться, даже схематично рисует! Защитник тоже делится появившейся идеей – нужно сделать выдвигающиеся колеса, чтобы машины могли вставать одна над другой! Я, как ведущая, поддерживаю – может быть в этой ситуации удобнее не машину рассмотреть, а парковку? Ребята сами вышли на идею многоярусной парковки, различные варианты которой уже есть.

Более сложный вариант – выйти на противоречие и решить его. Защитник называет плюс, а обвинитель находит минус в этом плюсе. Например: ПЛАСТИКОВЫЙ СТАКАНЧИК легкий, его можно взять с собой на пикник. Но из-за того, что он легкий, его может унести ветром. Изобретатель придумывает способ, при котором стаканчик, оставаясь легким, не будет уноситься ветром.

Предлагаю вам поиграть со СТУЛОМ. Можете сами проиграть все три роли, или подключить своих детей.
Первый круг начинают мои ученики (8-9 лет):
- плюс: у стула есть спинка, на которую можно опереться и удобно сидеть,
- минус: но, когда опираешься на спинку, хочется покачаться на стуле и можно упасть,
- изобретение: добавить к спинке 5 ножку, она будет упираться в пол, и стул не будет качаться  ulybka5