Автор Тема: Скайп-занятия с детьми 6-8 лет по ДАРИЗ  (Прочитано 941 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 262
  • Пол: Женский
Основная цель этой серии скайп-занятий - формирование основ интеллектуально-творческого мышления дошкольников 6-8 лет на базе инструментария ТРИЗ и практическое освоение ДАРИЗ.
ДАРИЗ - это Детский Алгоритм Решения Изобретательских Задач. Автор- Екатерина Львовна Пчелкина.  Методика построена на базе АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) Г. С. Альтшуллера и адаптирована для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В процессе занятий:
- дети знакомятся с основами РТВ-ТРИЗ, осваивают ДАРИЗ;
- развивается системно-диалектический стиль мышления, креативность и воображение;
- формируется интерес и готовность к творческому решению задач;
- возникает потребность в развитии личных творческих способностей;
- появляется представление о том, что компьютерная техника может быть использована не только для игр и мультфильмов, но и быть средством обучения, онлайн связи с преподавателем (в настоящее время форма дистанционного образования становится все более популярной и востребованной – можно учиться у лучших преподавателей и в лучших высших учебных заведениях всего мира вне зависимости от места проживания)

Курс предназначен для детей, хотя бы немного знакомыми с ТРИЗ-подходом, - родители проходили онлайн-мероприятия или самостоятельно изучали эту тему вместе с ребенком. (Для детей-совсем новичков рекомендуется сначала пройти курс РТВ, чтобы подготовить мышление к освоению нового, нестандартного подхода).

Это длительный курс, разработанный на основе программы "По ступенькам ТРИЗ" Е.Л.Пчелкиной.
Для удобства курс разделен на 4 логических блока по 8 занятий (всего 32 занятия).
Блоки являются последовательным продолжением друг друга: каждый последующий опирается на знания и навыки ребенка, освоенные в предыдущем блоке, поэтому подключение к групповым занятиям посреди учебного года невозможно.
В индивидуальном порядке можно начинать занятия в любое время.

Для новичков - обязательная предварительная связь с ребенком и родителями для знакомства, небольшой творческой разминки и проверки технических моментов (бесплатное пробное занятие длительностью 40-50 минут).

В течение всего учебного года дети осваивают ДАРИЗ, ресурсно-функциональный и функционально-системный подходы, развивают управляемое воображение, творческое и причинно-следственное мышление. Но каждый блок имеет свою основную цель, на которую направлено обучение.

Каждый блок состоит из 8 последовательных занятий длительностью по 60 минут:
1 блок: ДАРИЗ
Результаты:
- ознакомление с элементами и шагами алгоритма: КП (Конфликтующая Пара - Кислая Парочка), ИКР (Идеальный Конечный Результат - Мастер САМ), ресурсы (Мастер Ресурс), анализ идей
- подготовка к освоению функционального и системного подхода
- знакомство с некоторыми приемами РТВ

2 блок: Функции
Результаты:
- ознакомление с функциями по модели "инструмент-действие-изделие"
- закрепление умений решать задачи по ДАРИЗ
- продолжение знакомства с приемами РТВ

3 блок: Системный оператор
Результаты:
- ознакомление с системным оператором и закрепление понятия функций
- освоение ДАРИЗ
- закрепление знакомых приемов РТВ

4 блок: Методы фантазирования
Результаты:
- ознакомление с некоторыми методами фантазирования
- освоение ДАРИЗ
- освоение функционально-системного подхода

По окончании каждого блока занятий – индивидуальная беседа с родителями по желанию (ответы на вопросы, рекомендации, советы, обсуждение заданий)





Примерная структура занятия (60 мин):
- Игры на снятие психологической инерции и РТВ (10-15 мин)
- Нейрогимнастика* (2-3 мин)
- Основная часть: освоение задач по основной цели блока (20-25 минут)
- Двигательная активность* (3-5 мин)
- Приемы ТРИЗ, творческая часть (10-15 мин)
- Итог занятия (2-3 мин)
Домашнее задание: продуктивная деятельность**, РТВ, игры и упражнения на закрепление материала.
_______________________________________________________________________________
* Чтобы дети не находились целый час неподвижно перед монитором, предусмотрена двигательная активность, в том числе с отходом от компьютера, через каждые 15-20 минут.
** Продуктивная деятельность - поделки из бросового материала. Поделки выполнять сложнее, чем рисунок: нарисовать можно все, что угодно - это легче и гораздо больше возможных вариантов; при изготовлении поделки - необходимо представить будущую поделку объемно, найти нужный материал, при помощи которого можно воплотить замысел, придумать способы соединения элементов и т.п.




Опыт показал, что наиболее эффективно занятия проходят с 2-3 участниками в группе: дети более активны, отталкиваются от идей других участников, слушают друг-друга, общаются, уточняют и оспаривают идеи, учатся аргументировать и отстаивать свой вариант ответа.

Что понадобится к занятиям:
- Коробка из-под обуви или пластиковый контейнер для изготовления «Коробки юного изобретателя»
- Наполнение коробки:
•   бросовый материал (флаконы и баночки от шампуня, крема, йогурта, витаминов и т.п.; втулки от туалетной бумаги; контейнер от Киндер-сюрприза, вкладыши из коробки конфет и др.);
•   кусочки проволоки, крупные пуговицы, отрезки лент/ тесьмы/тонкой веревки
•   сломанные игрушки или их части, сломанные ненужные механизмы (часы, калькулятор, интересные части магнитофона/телефона/и др.)
•   природный материал (шишки, ракушки, желуди, веточки и др.)
- Дополнительно для творческих поделок: все, что может пригодиться для скрепления деталей или дополнения (пластилин, скотч, канцелярские резинки («для денег»), готовые глазки, клей-карандаш, цветная бумага (можно на липком слое), и др.)
- Ножницы, шило – по необходимости, в коробку не вкладывать.

Требования:
1. Для группового обучения: посещать строго все занятия, пропуск – только в самом крайнем случае. Все занятия взаимосвязаны, пропуск одного повлечет непонимание последующего материала. В случае отсутствия придется в обязательном порядке самостоятельно проработать пройденный без ребенка материал по письменному конспекту или видеозаписи.
При индивидуальном обучении занятие переносится до договоренности на другой день/время.
2. Желательно присутствовать кому-то из взрослых, чтобы «быть в теме» и помочь ребенку в выполнении домашнего задания, но на самом занятии не вмешиваться, помогать только в самом крайнем случае или по  просьбе педагога.
3. Допускается присутствие детей других возрастов (братьев, сестер). Задача взрослого – обеспечить условия, чтобы более младший ребенок не мешал работе группы. С более старшими провести беседу о том, что задания легкие, рассчитаны на дошколят, поэтому сначала дать возможность высказаться младшим. После я обращусь к старшим детям и выслушаю их. Или можно записывать свой ответ на листочке и показывать мне в камеру, пока младшие думают.
4. Запрет на интернет! Все задания нужно выполнять самостоятельно, без привлечения интернета, даже если вам кажется, что ваше изобретение недостаточно креативное. Радость от собственных открытий и придумок – дополнительная очень мощная мотивация.

Стоимость 1 блока групповых занятий: 4800 руб. (8 занятий)

Стоимость 1 блока индивидуальных занятий: 6400 руб. (8 занятий)


Для заявки на обучение и по всем вопросам обращайтесь на почту: elena_riabinina@triz-plus.ru
« Последнее редактирование: 07 Июль 2019, 11:51:54 от Елена »

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 262
  • Пол: Женский
Re: Скайп-занятия с детьми 6-8 лет по ДАРИЗ
« Ответ #1 : 27 Октябрь 2018, 13:53:30 »
В сборник по итогам 18-ой научно-практической конференции «Три поколения ТРИЗ» вошла статья по опыту работы наших занятий: "Поделки из бросового материала как средство формирования основ ресурсного подхода у старших дошкольников"

При решении любых открытых задач одним из наиболее значимых компонентов является умение видеть и находить наиболее оптимальные ресурсы – даровые или дешевые, уже имеющиеся в самой Конфликтующей Паре и в ближайшем окружении. Чтобы использовать разнообразные ресурсы в качестве идей решения, из которых будет выбрана самая оптимальная, наиболее приближенная к ИКР, необходимо владеть умением распознавать скрытые свойства объектов, возможности их нестандартного использования, фокусироваться на взаимодействии и функциях элементов проблемной ситуации.

Для формирования необходимых умений в дошкольной ТРИЗ-педагогике имеется арсенал разнообразных игровых упражнений, раскрывающих на практическом уровне основные положения функционально-ресурсного подхода:
1. Любой предмет, кроме главной функции, может выполнять большое количество других функций;
2. Любая функция может быть выполнена большим количеством различных способов.
Так же навыки использования разнообразных ресурсов при решении открытой задачи отрабатываются при освоении ДАРИЗ (Детского Алгоритма Решения Изобретательских Задач).

Вместе с тем, практика показала, что многие дети 5-7 лет затрудняются или используют только шаблонные, стереотипные варианты использования ресурсов, не видят возможности применения имеющихся объектов для решения открытой задачи. Так, например, на предложение сделать цветок из имеющихся подручных материалов, многие дети идут по наиболее легкому пути – выкладывают его на плоскости из карандашей или фломастеров, по типу составления рисунка из счетных палочек. А при решении задач по ДАРИЗ, порой даже выдвинув хорошую сильную идею, не находят ресурсов для ее реализации, не смотря на то, что процесс решения всегда сопровождается иллюстрациями, имеющими довольно явные «подсказки».

Таким образом, встала задача найти средство для практической отработки умений и навыков ресурсного подхода, интересного для детей, активно развивающего, и, желательно, с минимальным использованием  ресурсов и без дополнительных затрат времени занятия. Замечательным  вариантом оказалось дополнение занятий домашним заданием – изготовлением поделки из бросового материала. Задание всегда «вытекает» из темы и содержания занятия, поэтому сохраняется интерес детей. Есть возможность использовать более разнообразные материалы, имеющиеся в каждой конкретной семье. Родителям не требуется дополнительных материальных вложений, так как материал – бросовый (пустые стаканчики и коробочки, обрезки бумаги, втулки от туалетной бумаги, части сломанных игрушек и т.п.). Чтобы у детей под руками находилось небольшое количество «стартового» материала для работы (а в процессе изготовления поделки дети начинают находить и другие, нужные им для реализации замысла, элементы в окружающем пространстве), родителям было рекомендовано завести небольшую коробку, в которую складывать небольшие предметы, предназначенные на выброс. Обязательным условием был запрет на использование интернета, на простое копирование чужой идеи, если родители хотели оказать помощь ребенку в выполнении задания. Даже если поделка кажется родителям слишком простой и недостаточно креативной. Наша основная цель – научить ребенка САМОСТОЯТЕЛЬНО думать, выдвигать идеи, находить ресурсы и способы реализации своего замысла.

В течение учебного года детям предлагались различные типы поделок
– на основе определенного бросового материала;
- по нарисованному ребенком на занятии проекту (с использованием методов РТВ);
- свободное конструирование по принципу изученного приема ТРИЗ;
- творческая поделка, раскрывающая один из компонентов содержания занятия (например, после ознакомление с ИКР – Мастером САМом, было предложено изготовить поделку, которая что-то делает «сама»).
Несколько примеров детских поделок представлено в данной статье.

На первом занятии дети знакомились с персонажем, который сопровождает  занятия – мягкой игрушкой «непонятно кто»: пушистый меховой комочек с глазами, носиком, ручками и ножками на шнурке. Высказывались предположения – кто это может быть, рассматривались его свойства и характеристики, дети сами придумывали ему имя. Объединив предположение, что он «умный» (любит занятия, на которых дети учатся думать) и свойство «пушистый» - пушистик, решили назвать персонажа Умнышстик. И первое домашнее задание, самое простое, – изготовить друга для нашего Умнышстика, используя какие-то из его признаков-свойств. (Фото 1)

Используя прием «Визуальная матрица», изготавливались поделки на основе пластиковой ложечки. Прием заключается в назывании и схематической зарисовке ассоциаций, связанных с  предложенным предметом. А что и как изготовить из ложечки, дети решали самостоятельно (Фото 2)

Познакомившись с необычными музыкальными инструментами (лундофон, шариковая машина, овощной и ледяной оркестры, игра на бокалах с водой и др.), дети изобретали свой собственный необычный музыкальный инструмент – извлекая звуки из любых подручных материалов разными способами. Ребята подошли очень творчески к использованию доступных ресурсов, подключились даже младшие братья и сестры, создавая свой маленький ансамбль. Бульканье воды в стакане через коктейльные трубочки; натянутые «струны»-леска на основу из плетеной корзины; барабаны и ударные установки с использованием жестяных банок, тарелок и коробок; и даже мульти-музыкальный инструмент, в котором объединены разные звуки – шуршание бумажных ленточек, гулкий деревянный и звонкий металлический стук, трещотка из счет. (Фото 3)

Ознакомление с приемом «Наоборот» сопровождалось заданием изготовить «дом наоборот». Сначала обсудили: что в доме может быть «наоборот», кому и для чего такой дом будет полезен. Дом неподвижен, а наоборот – передвигающийся дом. Одна из девочек изготовила дом-ракету, который может перелетать с планеты на планету. Стены дома непрозрачные, а наоборот – прозрачные. Многим ребятам понравилась эта идея, и они использовали ее в поделках. Хорошо – можно видеть все вокруг, но плохо – будешь жить как в аквариуме, тебя тоже будут все видеть. Эту проблему дети устраняли разными способами: используя вставки или укрывающие материалы, сделав выдвигающийся второй этаж. Это тоже – наоборот: в домах конкретное число этажей, а в «доме наоборот» количество этажей может меняться. Входная дверь не внизу, а наверху: удобно для кошки, которая не хочет, чтобы к ней приходили незваные гости.  (Фото 4)

Очень интересные и разнообразные поделки были созданы детьми на основе методов РТВ. Пошаговые размышления и совместные обсуждения на занятии активизируют воображение и творческие замыслы. В результате создаются уникальные проекты заданных объектов (рисунок), для реализации которых в поделке необходимо проявить изобретательность и смекалку. Так, при помощи  «Метода фокальных объектов» детьми было создано новое транспортное средство, которое позволит большой группе людей перемещаться без пересадок по любому рельефу Земли (равнины, горы, пустыни, моря и океаны) и наблюдать за окружающим миром. Выбрав в качестве основы автобус, как наиболее удобное средство передвижения для наших целей, и осуществляя перенос на него свойств и характеристик яблока, перышка и ленточки, дети изобрели Растобус – автобус, способный выдвигать (как бы выращивать) необходимые в дороге дополнительные элементы. Для воплощения замысла в поделку ребятам пришлось хорошенько подумать, ведь нарисовать свой замысел намного легче, нарисовать можно все, что угодно. А чтобы изготовить реальный предмет, нужно найти подходящие ресурсы – материалы с определенными свойствами, способы крепления деталей и т.п. Например, чтобы изготовить «вырастающие» крылья, дети использовали свойства гибкого браслета, проволоки, бумаги. (Фото 5)

На основе Морфологической таблицы дети изготавливали «Космический корабль». Познакомившись на занятии с принципом работы с табличкой, дети получили задание – самостоятельно составить формулу, по которой будет строиться космический корабль, нарисовать проект корабля и изготовить его. (Фото 6)
 
Один из элементов Алгоритма решения изобретательских задач, – ИКР: Идеальный Конечный Результат, - стал основой двух типов поделок. После первого знакомства с ИКР и обсуждения того. что за всем, что, как нам кажется, происходит само, всегда что-то «стоит» (свойства материалов, физические законы природы, механизм, ловкость рук и др.), было предложено изготовить поделку, которая что-то делает «сама». Поделки оказались очень разнообразными. Бабочка, которая САМА едет по соломинке; конвейерная лента из фломастеров, которая САМА передвигает коробочку; табличка на пружинке «Я люблю САМОстоятельность», которая САМА выскакивает из шкатулки; вылетающая САМА из коробочки бабочка на гибкой металлической полоске и др.

На последующем занятии мы обсудили пользу «САМО» с позиции изобретателей, пользы для человечества, облегчения жизни людей и совершенствования производства. С этой целью изобретаются специальные механизмы, - автоматы, выполняющие РАБОТУ вместо человека самостоятельно, или, как их еще называют, РОБОТЫ. Домашнее задание было довольно сложным: изготовить подвижную, действующую модель робота, приносящего пользу. Конечно, не все наши поделки можно использовать по назначению, но сами идеи и способы реализации замысла просто великолепны, учитывая возраст изобретателей. Робот-уборщик и робот-пылесос с основой из радиоуправляемой машинки, привели в восторг всех наших мам, каждой захотелось иметь в помощниках таких роботов. А светомузыкальный робот-утенок до сих пор используется изготовившей его девочкой в играх и на праздниках. Папа, имеющий техническое образование, помог одной из учениц сконструировать самый настоящий погрузчик со сложной системой гидромеханизма. (Фото 7)

По итогам года многие родители отметили, что игры детей стали более разнообразными и интересными, они постоянно что-то «изобретают», более широко и свободно используют возможности окружающих ресурсов. Как пример – сообщение от мамы одного из учеников:
«От шума у Сережи «устали уши», бубнил, что нужны беруши, но совмещённые с функцией микрофона. Примерно час тщетных попыток что-либо реализовать из бытовых вещей, никак не получалось ничего прикрепить к уху. На мои комментарии, что скотчем тоже не получится, все-таки продолжил и ... Сделал!
С придыханием говорит: «Вот бы Елена Олеговна увидела...» Спрашиваю: «Почему именно о Елене Олеговне в первую очередь вспомнил?» - «Как почему? Только на ее занятии нас учат думать! (Это цитата!) А на других занятиях... так... просто говорят"...
Своим вопросом я хотела натолкнуть его на размышления, что мы по вашим заданиям делали поделки именно по графику, через призму «надо выполнить домашнее задание», и это немного непривычно, но в этой ситуации как раз хотела акцентировать ЕГО внимание на том, как здорово, что мы занимаемся и т.д. А получилось такое глубокое заявление! И совершенно без моего нравоучения)))
Не могу не поделиться своей радостью! В такие моменты особенно четко чувствую, что все не зря!!!»


Таким образом, можно отметить, что дополнение занятий практическими домашними заданиями, - изготовлением поделок из бросового материала по теме и содержанию занятия, способствует более эффективному освоению дошкольниками ресурсного подхода. Через собственную деятельность дети не только больше фантазируют и творчески развиваются, но и закрепляют навыки управляемого творческого процесса, учатся видеть и находить нужные ресурсы, обладающие различными явными и скрытыми свойствами и качествами; формируется привычка не пасовать перед сложными задачами, а уверенно решать их, проявляя настойчивость и активно используя свои мыслительные способности.


Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 262
  • Пол: Женский
Re: Скайп-занятия с детьми 6-8 лет по ДАРИЗ
« Ответ #2 : 01 Январь 2019, 20:55:01 »
Наши скайп-занятия становятся чем-то большим, чем просто увлекательные игры, интересные задачи и творческие поделки. В процессе занятий у ребят не только формируются и развиваются навыки сильного мышления, но открываются свои, особенные, склонности и способности.  Возможно, для некоторых маленьких учеников изобретательство станет «делом жизни».

Вот недавнее сообщение от мамы Ангелины, девочки, занявшей в прошлом году  1 место среди младших школьников в  Четвертом международном конкурсе «Первые шаг в ТРИЗ»:

«я хотела ещё рассказать вам, что Ангелина в этом году пошла на кружок технического творчества. Это вместо рисования, куда она ходила в прошлом году. Мы ей самой предложили выбор. Сейчас я отчётливо вижу, что не зря, это прям её! Они там делают тоже всякого рода поделки с магнитами, лампочками и т.д. Ей очень нравится
Этот кружок чем-то схож с практической стороной ТРИЗ, но там только практика, теории нет. Я преподавателю рассказывала, что Ангелина занимается ТРИЗ, я поняла, что она с этим знакома. И она взяла Ангелину сразу в группу 2-го года обучения»
 da da da

Пы сы: теорию я тоже детям не даю.  ulybka6 Мама имела в виду, что в этом кружке  не решают задачи, не предлагают игровые упражнения и т.п., только мастерят. Но это и естественно – разные программы имеют свои цели, задачи и направлены на определенную деятельность.

Так что, возможно, мы видим будущего творца-изобретателя!  chepchik chepchik chepchik


« Последнее редактирование: 07 Июль 2019, 11:34:45 от Елена »

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 262
  • Пол: Женский
Re: Скайп-занятия с детьми 6-8 лет по ДАРИЗ
« Ответ #3 : 26 Февраль 2019, 19:24:26 »
Отзывы в ВК на скайп-занятия по освоению ДАРИЗ  sun







« Последнее редактирование: 09 Апрель 2019, 11:35:50 от Елена »

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 262
  • Пол: Женский
Re: Скайп-занятия с детьми 6-8 лет по ДАРИЗ
« Ответ #4 : 02 Июнь 2019, 11:35:08 »
Еще один отзыв  daisy