Автор Тема: Как использовать палку: разнообразие функций и задач  (Прочитано 5314 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 269
  • Пол: Женский
Как использовать палку: разнообразие функций и задач
Статья Татьяны Страховой на сайте "Вытворяндия"

ТРИЗ – интересная теория, только вот мой сынишка еще не дорос до классических задач, и в полной мере она пока не нашла у нас применения. Будучи творческим человеком, и имея привычку решать возникающие проблемы разными путями, я вдруг оказалось в тупике. Видя преимущества ТРИЗ-мышления, также наблюдала неготовность сына к методике. Ребенок просто не понимал, зачем ему придумывать что-то на заданный мною вопрос. При этом с воображением дела у него обстояли совсем не плохо. Он прекрасно сам сочинял сказки или же альтернативное развитие сюжета для какого-либо произведения. И даже спонтанные редкие удачи, внезапно происходящие в игре, ситуацию особо не меняли. Вопрос оставался открытым.

А сделать шаг вперед нам помогли сказки В. Сутеева. Оказалось, с их помощью можно прекрасно подготовить маленького ребенка к восприятию классических задач (когда придет время). В сказочной форме и ненавязчиво малыш впитывает мысль, что не всегда какой-либо предмет служит определенной цели. Иногда с помощью одной и той же вещи можно решить целый ряд разных задач.

Сегодня хочу предложить вашему вниманию небольшое тематическое занятие «Как использовать палку?». И для начала рекомендую прочитать сказку (или посмотреть мультфильм по ней) В. Сутеева «Палочка выручалочка».

А теперь давайте вместе подумаем, в каких ситуациях нам помогает этот деревянный предмет?

С незапамятных времен человек использовал крепкие палки для опоры при ходьбе. Они назывались посохами.
В наш век палки видоизменились, но продолжают служить людям. Ниже вы видите палки для скандинавской ходьбы, а также трости для пожилых людей.

Но люди используют этот предмет не только в качестве опоры. Во многих странах Азии маленькими деревянными палочками едят.

Помните, как Ёжик перемахнул через ручей? Существует такой вид спорта, который называется прыжками с шестом. И Ёжик действительно мог прогнать волка палкой, ведь есть бои, где участники сражаются с помощью этого предмета.

А вот пример, как с помощью палки с приспособлением на конце снять с дерева яблоко. Несмотря на то, что Ёжик в сказке не достает, а подсаживает птенца, – принцип действий схожий. Кстати, если у вас есть сад, дом в деревне или дачный участок, предлагаю сделать похожее устройство для снятия плодов с дерева. Для этого необязательно покупать специальное приспособление – сгодятся обычные пластиковые бутылки и , разумеется, палка.

Где еще используются палки?
    - Древко флага
    - Барабанные палочки
    - Дирижерская палочка
    - Палочка для воздушного шарика
    - Удочка
    - Волшебная палочка
А что вы сможете добавить к этому списку?

Размышления – это, конечно, здорово, но тематическое занятие без игры было бы не полным. Поэтому хочу поделиться с вами тем, как мы обыгрываем сказку В. Сутеева. У нас есть два варианта. Первый – театральный, с игрушками. Реквизит для этой игры не хитрый: голубой кусок ткани для реки и маленькая палочка по размеру игрушек. Диалог ведем по сказке ( по памяти), и каждый отвечает за своего подопечного (зайца и ежика).

Второй вариант – уличный. Сыну он очень нравится, и там он играет исключительно ежика!
Реквизит – палка по размеру ребенка, но достаточной длины, чтобы вас можно было вытягивать из болота. Актеры – вы с ребенком. Место действия – улица, и желательно, чтобы вблизи было хотя бы одно дерево или куст, но годится и столб. И, кстати, это замечательный способ решить проблему известную мамам мальчиков ( может быть, и девочек) – подбирание палок.

Здесь происходит все тоже самое, что и в театральной «постановке». Вы проигрываете абсолютно все действия! «Заяц» откидывает палку – «ежик» подбирает. Первый перепрыгивает «ручей» ( просто на дорожке сделать прыжок), второй делает это с помощью «деревянной помощницы». Вы пытаетесь перейти болото, тонете и зовете на помощь, ежик подает вам палку и вытягивает (я даже упрямлюсь, давая сыну применить силу). Потом около дерева вы приподнимаете ребенка, и он с помощью палки «подсаживает» птенца. «Волком» у нас обычно был старый пень или камень, и сын от души колотил его деревянным орудием. Все действия мы проговаривали, а в конце ребенок дарил мне палку.

В заключении хотелось бы поделиться своими выводами. На мой взгляд, проблема неготовности маленьких детей к классическим ТРИЗ-задачам в их пока малом запасе разных жизненных понятий. Кроме того, не стоит забывать, что детям важен пример. Так вот – в подобных сказках в простом и доступном изложении ребенок познает многофункциональность и варианты возможного использования предмета. Если с ним провести целую серию подобных занятий (с небольшой долей размышлений), но с большим уклоном на обыгрывание сказки, то это должно сработать. По крайней мере, я полна энтузиазма для дальнейшего использования этого метода!