Автор Тема: Знакомство с дымковской игрушкой: семейный опыт  (Прочитано 403 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 233
  • Пол: Женский
Народные промыслы — тема поистине неисчерпаемая, причем ее возможности выходят далеко за рамки изобразительного искусства. Они могут дать толчок к разговору на множество тем: цвет, форма, ритм, стилизация, природные и культурные особенности разных стран. Одним из интереснейших промыслов, с которым можно знакомить детей даже самого младшего возраста — дымковская игрушка, на выставку которой мы с дочкой и отправились…


Это было наше первое знакомство с народными промыслами, и начать его именно с Дымково я решила по многим причинам. Дымковская игрушка — это яркие, чистые цвета, простые геометрические формы, знакомые каждому малышу, понятные сюжеты.

Как появилась дымковская игрушка
Поход в музей я предварила кратким рассказом о вятских краях, показав его на карте (поскольку это соседний с нами регион):
«Здесь, на берегу реки Вятки, стоит местечко Дымково. В такие холодные дни, как сейчас, на полях работы не было. Народ лепил глиняные свистульки к весеннему празднику Свистунья. Брали кусочек глины, мяли его, колдовали над ним умелыми пальцами — и вот он уже превращался в уточку, петушка, коня… Затем поделку обжигали в печи, чтобы она стала твердой, как камень. Поэтому местечко и назвали Дымково, что всю зиму тут топили печи не только для тепла, но и для обжига игрушек. Смешивали мел с молоком и покрывали игрушку белой краской. После этого фигурка была готова к росписи. А вот, как именно ее расписывали, мы увидим на выставке в музее..»

Работа в музее: изучаем и фиксируем данные
В музее мы провели настоящую исследовательскую работу. С собой мы взяли блокнот и цветные карандаши, и я попросила Марусю зарисовывать все геометрические фигуры, которые она видит. Задание это несложное, так как составные фигуры в дымке легко пересчитать по пальцам: точка, прямая и волнистая линии, круг, овал.

Наше следующее задание было — определить, какие цвета встречаются в дымковской игрушке, также занося все данные в блокнотик. Сделали вывод, что это всегда очень яркие, чистые, светлые цвета; темные — черный и коричневый — встречаются только в отделке или одежде.
Последнее задание: записали несколько героев дымковской игрушки: барыня, козлик, индюк, лошадка.

Изучаем дымку на практике
Конечно, дочери не терпелось сразу по возвращению домой приступить к творческой работе. Предварительно я скачала в интернете и распечатала несколько шаблонов-раскрасок дымковской игрушки (с изображением только контуров игрушки и уже с наличием всех нарисованных элементов).

Для первого этапа я предложила ей раскраску с уже прорисованными деталями. Такой вариант хорош тем, что в нем нет крупных деталей, а детям работать над мелким узором, как правило, интереснее — быстрее виден результат. Отмечу, что это была, наверное, первая раскраска, которую дочь с начала и до конца выполнила сама, несмотря на обилие элементов. Я лишь попросила ее сверяться с блокнотом при выборе цвета и брать только те оттенки, которые есть в дымковской игрушке.

В течение следующих нескольких дней мы работали с шаблонами-контурами, заполняя их узорами на свой вкус. Вариантов здесь огромное количество:

• аппликация. Вырезали из цветной бумаги различные элементы (полосы разной ширины, круги разного размера и цвета), но не торопились приклеивать детали сразу. Сначала долго экспериментировали с ними, чтобы увидеть – даже небольшое количество деталей дает бесконечное число вариантов оформления. Это, кстати, отличное упражнение на закрепление пространственных представлений и понятия ритма: «Давай положим полоску слева от круга… Попробуем поместить маленький круг внутрь большого… Давай чередовать широкую и узкую полосы…»

• пластилиновое рисование. Опять же с помощью простейших приемов лепки (приплюснуть пластилиновый шарик, скатать тонкую колбаску и свернуть ее в кольцо) ребенок сам может создать бесчисленное число узоров.

• традиционное рисование.  Кроме того, я активно включала тему дымковской игрушки в наши обычные развивающие занятия — в задания типа «найди пару», «найди отличия», «продолжи чередование», «собери картинку из частей».
Очень кстати пришлись и занятия по интонике, которые посещает Маруся: темой одного из занятий как раз стала дымковская игрушка, и ребята выучили песню о дымке, что стало отличным завершением нашего первого знакомства с этим промыслом.

Наталья Чернова, педагог, журналист и увлеченная мама треxлетней Маруси