"Данное пособие посвящено развитию творческих способностей дошкольников, точнее одной очень важной их составляющей – способности к преобразованию. Почему мы остановились именно на способности к преобразованию? Ответ на этот вопрос требует пояснения. Творчество имеет очень важное значение в умственном развитии детей.
Существует несколько точек зрения на понимание того, что есть творчество.
Некоторые специалисты полагают, что если ребенок занимается, например, изобразительной деятельностью, то он занимается творчеством, действуя по образцу, предлагаемому взрослым.
Другие считают творчество исключительно самостоятельной активностью ребенка, в процессе которой он
создает какой-либо продукт.
Мы исходим из другого понимания сущности творчества: творчество есть процесс создания принципиально нового продукта. Этот продукт должен быть действительно новым, то есть таким, которого раньше не было.
Здесь возникает вопрос: откуда может быть взят этот продукт? В результате озарения?
Впервые ответ нашли исследователи мышления животных и человека, принадлежавшие к известному психологическому направлению, получившему название гештальт-психология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер и другие). Они показали, что
новое возникает сначала как результат умственной деятельности, а затем воплощается в практике.
При этом сама умственная деятельность оказывается весьма примечательной – она заключается в том, что человек не просто придумывает или находит нужное новое решение (новый продукт), а получает его благодаря преобразованию исходной ситуации, в которой он оказывается. Если отбросить все случаи, связанные с припоминанием нужного решения, то получается, что новое возникает в результате преобразования того, что имеется у человека на данный момент."
Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольниковВ пособии представлены методические рекомендации и 31 конспект занятия с детьми 4-7 лет.