Автор Тема: Школа-парк: там, где двери всегда открыты  (Прочитано 3890 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 269
  • Пол: Женский
Школа-парк — это образовательная система, противоположная традиционному обучению. В этой школе нет звонков, общего расписания и отметок, а учатся и учитель, и ученики.

Эту концепцию разработал профессор МГУ им. Ломоносова Милослав Балабан еще в 1993 году.

Школа-парк, или Образовательный парк открытых студий — совокупность открытых образовательных пространств (парк-студий), в которых ученики разного возраста учатся по собственному желанию и без ограничений по времени. В каждой парк-студии есть ученики-гости (те, кто пришел туда с ещё неопределившимся интересом), ученики-клиенты (ребята, которым нужна помощь учителя по конкретным вопросам) и ученики-подмастерья — максимально заинтересованные в конкретном предмете дети.

Мы поговорили с Ольгой Леонтьевой, которая координирует экспериментальную апробацию парк-школ с 1996 года. В Москве на базе НПО «Школа самоопределения» под руководством Александра Тубельского парк-школа тестировалась десять лет; параллельно в Екатеринбурге работала парк-школа № 95 под руководством Александра Гольдина.

Интервью с Ольгой как идейным вдохновителем и учителем с огромным педагогическим опытом получилось настолько обширным и настолько выходило за рамки разговора о проекте, что мы решили оформить его в виде рассуждения на волнующие темы современного образования.

Система образования до сих пор закрыта
Все проблемы внутри сегодняшней системы образования появляются по одной простой причине: во время обучения дверь закрыта на вход и на выход. Какие бы методики ни создавались, какими бы хорошими программы ни были, остаётся неизменным одно — неограниченная власть учителя в классе. Ученики в системе общего образования находятся в полной зависимости от того, что им предлагает педагог, который подчиняется только вышестоящим руководителям и отчитывается перед ними.
Для того чтобы система образования соответствовала требованиям современного общества, не надо создавать новые учебные планы – это бесполезное занятие. Нужно всего лишь открыть дверь школы, чтобы те, кто хочет чему-то научиться, могли это сделать.

Совсем недавно была издана книга Дэвида Вайнберга (David Weinberg «Too Big to Know»), в которой автор доказывает, что в двадцать первом веке нет смысла даже пытаться сформулировать «минимум знаний», которые должны усвоить дети. Дело в том, что в современном мире сложилась странная, можно сказать парадоксальная ситуация: количество данных, получаемых человечеством за каждые два дня, превышает все данные, добытые человечеством за всю его историю до 2003 года.

Сэр Кен Робинсон очень точно структурировал это проблемное поле:
"Люди пытаются дать детям достаточно знаний, чтобы они были успешны в будущем. Но как это выяснить, если нельзя предсказать, что будет даже через неделю? Мы пытаемся готовить к будущему старыми методами".

Никто не знает, как будет выглядеть наша цивилизация через 10-15 лет, какие знания и опыт будут необходимы через несколько десятилетий. Мы продолжаем учить наших детей в школах, «подготавливая их к будущей взрослой жизни». Это было вполне реальной задачей в начале ХХ века, но стало абсолютно невозможным сегодня.

Ольга Леонтьева отмечает: чтобы знания, приобретённые сегодняшними школьниками, могли использоваться ими в будущей жизни, система образования 21 века должна быть максимально мобильной. Необходимо научиться использовать (а не пытаться нивелировать!) имеющуюся сегодня в распоряжении человечества информацию. Выбрать самые нужные в будущем знания при лавинообразном их накоплении невозможно, следовательно, необходимо отказаться от попыток это сделать, равно как и от попыток сравнивать знания одного человека с знаниями других людей (тестировать знания как результат обучения). Выбор используемой в деятельности информации должен быть предоставлен самим учащимся, процесс обучения при этом станет пространством актуализации сделанного выбора.

"Открытая структура Парк-школы позволяет выйти из этого тупика. В ней учителя не только передают ученикам опыт и знания, но (и это главное!) в режиме настоящего времени наблюдают за реакцией учеников, за их возможностями, вопросами, желаниями. Учитель, который не будет этого делать, очень скоро останется без учеников — они уйдут учиться туда, где им интереснее, важнее, комфортнее".

Если систему открыть
Более десяти лет назад проект «Парк открытых студий» показал, что, если дать ученикам право выбора парк-студий «здесь и сейчас», они предпочитают учиться, а не отлынивать от занятий.

Проект развивался постепенно. Сначала в него вошли школьники двух пятых классов, чьи родители согласились с идеологией Парк-школы. В расписании занятий детям предлагались не уроки, а набор из 4-5 одновременно работающих (по 6 академических часов подряд) парк-студий. Дети имели право прийти в любую студию и остаться там на любое время. Правила не создавались учителями, они обговаривались на общих сборах, где и ребенок, и педагог имели одинаковые права.

Сначала многие пятиклассники не поверили, что это возможно, поэтому переходили с одной студии на другую почти постоянно. Но всего через пару недель ситуация изменилась, и большинство ребят создали своё личное расписание. Даже если учитель не мог прийти на работу (например, заболевал), ученики продолжали выполнять то, что сами наметили. Большинство ребят школы предпочитали менять студию через 2-3 академических часа — за это время можно спокойно выбрать себе конкретное задание, выполнить его и продемонстрировать результаты учителю и другим членам студии.

"Через полгода такой работы мы спросили наших школьников: чему они научились за это время? Мы думали, что они нам скажут, что научились биологии, химии и другим предметам. Но оказались неправы. Мальчишки ответили, что они научились оставаться, а девочки — что научились уходить. Для девочек оказалось очень сложно покидать студию и не чувствовать вины перед учителем. Это стало для нас открытием".

Роль учителя в парк-школах
Для учителей работа в таком свободном пространстве школы тоже оказалась вызовом. Как вести урок, если на его середине у тебя меняется половина класса? Как быть учителю, когда у него в студии остаётся два человека, а остальные 25 ушли в другую студию?

Приходилось искать новые подходы, постоянно учитывая, что нужно детям. А им, оказывается, было нужно многое. Были нужны друзья: ребята часто сбивались в небольшие группы по 3-4 человека и ходили заниматься мини-коллективами. Было необходимо понимание: если ребенок не мог сформулировать цель, с которой пришел, это вовсе не означало, что её нет, просто учитель должен помочь ученику её сформулировать.

На следующий год в эксперимент школы-парка влились младшие. Потом — ещё более младшие. В результате образовалась группа учеников 5-9 классов школы-парка, в которой все дружили, а старшие помогали младшим: объясняли, как составить расписание, разобраться с учебным материалом, провести мероприятие... Сегодня это назвали бы развитием компетенций и универсальных учебных действий.

"Самые близкие нам методики описываются в современной системе образования как методы воспитания, а не обучения. Коллективная творческая деятельность (КТД), например, была одним из самых используемых методов в нашем проекте. Её элементы прослеживались в каждой парк-студии. В Парк-школе можно, на самом деле, использовать любые методики, даже читать лекции (дети любят иногда их посещать!), проводить погружения, давать логические задачи… Главное, чтобы заранее приготовленный педагогом план мог корректироваться в зависимости от того, кто пришёл к нему на студию".

Аттестация в парк-школах
Такой эксперимент продлился 10 лет, и за это время в Школе-парке оказались охвачены все учебные дисциплины. К концу первого учебного года стало понятно, что каждый ребенок нашел своё место в Парке открытых студий, а учителя изменили свои способы работы. Отметки не ставили (в НПО «Школа самоопределения» в те годы отметки не ставили всем ученикам до 7 класса), но оценивали каждого — по навыкам, которые дети приобрели, умениям, которые получили и развили. Сегодня такое оценивание назвали бы «критериальным», именно это требуется от педагогов, работающих по ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартам) второго поколения.

Многие думают, что такая структура занятий, свободная и требующая самоорганизации, расслабляет. Ничего подобного, напротив, она вырабатывает у учеников способность к самостоятельному обучению, обучению без подчинения приказам и постоянного контроля.

Парк-школа и интернет-технологии образования
Похожим способом современные дети учатся в интернете, но, не имея педагогической поддержки и помощи в анализе происходящего, часто начинают увлекаться тем, что не нравится взрослым, а порой даже пугает их.

"Пришло время признать: ещё до того как начались попытки внедрить школу в систему всемирной сети и создать систему так называемого дистанционного образования, всемирная сеть стала пространством виртуального самообразования для миллионов детей. Бороться с этим бессмысленно. Есть лишь один выход — сделать интернет помощником, а не врагом".

Использовать интернет как часть системы образования пытаются многие, но при этом используют методы, разработанные в системе закрытого, классно-урочного образования: выкладывают видео-лекции, создают тестовые задания. Подразумевается, что, просмотрев эти материалы и выполнив предложенные задания, ученики «усвоят» материал и «получат» знания. Снова и снова мы наступаем на одни и те же грабли — думаем, что знания можно кому-то передать.

С точки зрения концепции «Школа-парк», знание — это не то, что можно получить извне; это скорее орган, который нужно тренировать. Используя интернет-технологии, мы имеем возможность создать виртуальное образовательное пространство, которое не пытается «давать знания», а помогает развивать личное знание каждого.

Интернет построен по законам пространства, а не линии. Виртуальное пространство постоянно изменяется, трансформируется, мы все можем на него влиять. Чтобы это пространство заработало в полную силу, в нем заранее должны быть предусмотрены:

"Возможность изменения уже существующего контента каждым пользователем (учеником);
Возможность и ценность разнообразной коммуникации между учениками более опытными и только пришедшими в это виртуальное пространство;
Возможность использования знаний и опыта старшего поколения".

Кто-то придёт на учебный сайт со своими вопросами, кто-то — со своими идеями. Один захочет создать свою группу, чтобы работать над проектом, другой — присоединиться к уже увлечённым ребятам. И о том, как работать с разными детьми и их запросами, нужно думать уже сегодня.

От редакции:
Школа-парк — очень глобальная концепция, которая требует полной перестройки учебного процесса, и не каждое учреждение может позволить себе такой эксперимент. Но вполне можно провести однодневный «тест-драйв» парк-студий. Организовать один день работы 6-8 студий, открытых для всех учеников и свободных для посещения под силу каждой школе. Всё, что для этого требуется — это коллектив педагогов-единомышленников и небольшой совместный мозговой штурм. Есть даже небольшая инструкция о том, как спланировать и провести этот день.
Источник