Автор Тема: Открытые творческие задачи  (Прочитано 4013 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 269
  • Пол: Женский
Открытые творческие задачи
« : 13 Января 2017, 15:15:02 »
Задержите дыхание - ныряем…

"Диалог в санатории:
Группа вновь прибывших пациентов запуталась в коридорах санатория и обратились к проходящему мимо врачу:
- Доктор, мы правильно идем в столовую?
- Нет, конечно! Спины расправьте, ступнями не шаркайте, коленями не вихляйте, и бодрее, бодрее!”

Как часто ОТ ТОЧНОСТИ заданного вопроса зависит КАЧЕСТВО получаемого ответа!!!

Анализируя работы детей в качестве члена жюри на Олимпиаде по ТРИЗ-2019 для дошкольников, я отметила довольно частый недочет в решении задачи.

К сожалению, если анализу проблемы и точности формулировки задачи (Как сделать так, чтобы...) уделяется недостаточное внимание, то дети зачастую приходят:
- к ошибочному определению конфликтующей пары
- к решениям, не связанным с проблемой
- и, как следствие, к неэффективному решению.

Поэтому я решила написать об этом и предложить вам вместе со мной “нырнуть поглубже”.

Для примера рассмотрим задачу, предложенную на Олимпиаде.
«Коротышки решили устроить к 8 марта для малышек концерт. Осталось только Тюбику дорисовать праздничный плакат. Незнайка решил ему помочь и ночью намалевал на плакате каляки-маляки, изведя все краски. Утром Тюбик в ужасе увидел, что плакат испорчен и нет красок, чтобы срочно сделать новый. А плакат коротышкам просто необходим для поздравления. Что делать?»

«Что делать?» (или «Как быть?») – это так называемое административное противоречие, и решение задачи, основанное только на нем, не выведет на хороший, сильный результат.

Некоторые дети выбирали конфликтующую пару Незнайка и Тюбик (как персонажей, находящихся в конфликте), и, соответственно, ИКР (идеальный конечный результат) - “Незнайка САМ исправляет плакат”, “Тюбик САМ делает новый плакат”.

На самом деле - это другие задачи, а не ИКР предложенной. Вероятность того, что решая их ребенок найдет оптимальное, сильное решение для первоначальной задачи снижается.

Дошкольники еще не обладают развитым образным воображением и не всегда могут достаточно ярко и детально представить ситуацию «на внутреннем экране». Помогите ребенку, научите его моделировать ситуацию - игрушками, рисунками, заместителями, схемами. Учите его не просто “слышать” вопрос, а анализировать ситуацию, задавая себе вопросы: чья это проблема? в чем она заключается? кто или что создает проблему? и т.д. Это поможет ребенку более ясно представить ситуацию и определить задачу, от которой зависят все остальные шаги по алгоритму, и решение, которое будет принято как лучшее.

В этой задаче может быть несколько более конкретных и узких задач. Для дошкольников достаточно, если они выйдут на один, но глубокий, «точечный» вопрос и найдут решение при помощи алгоритма.